Главное Авторские колонки Вакансии Образование
208 2 В избр. Сохранено
Авторизуйтесь
Вход с паролем

How-to: Повышение удобства системы управления хостингом

В сегодняшнем материале речь пойдет о паре простых решений, которые, тем не менее, позволяют радикально упростить развертывание сайтов на VDS и управление ими.
Мнение автора может не совпадать с мнением редакции

Зачем все упрощать

Среди пользователей, покупающих VDS-хостинг с предустановленной панелью управления можно выделить несколько групп — в их числе обычные люди, которые владеют различными сайтами (личные страницы, ресурсы, посвященные хобби, небольшие бизнес-проекты и т.п.), компании-реселлеры услуг хостинга, веб-студии и агентства, которым нужно где-то хостить сайты, создаваемые для клиентов и т.д..

Всем перечисленным типам пользователей, как частным, так и корпоративным, крайне важно иметь возможность быстро развернуть сайт, не погружаясь в технические проблемы — простым людям это не нужно, а те же студии не обладают ресурсами для администрирования, для них главная задача — поиск и выполнение заказов на разработку.

В частности, это значит, что для обеспечения нужного уровня удобства и скорости работы нужно избавить пользователей от необходимости устанавливать, настраивать лишний софт, а также следить за его работой и актуальностью лицензий.

Предустановка панели управления хостингом

Как мы уже сказали, клиенты, относящиеся к упомянутым выше группам, хотят иметь возможность быстро разместить свои сайты, создать для них базы данных, получить доступ по FTP и т.д.

Для того, чтобы позволить им это сделать, мы реализовали функцию заказа сервера для организации собственного хостинга с предустановленной панелью управления ISP Manager 5 (про установку этой программы на хабре было немало статей).

Конфигурирование сервера осуществляется в специальном конструкторе, который в режиме реального времени показывает изменение его стоимости в зависимости от выбора параметров:

Услуга запущена в продакшен совсем недавно, поэтому пока из систем управления доступна только ISP Manager, однако, если это будет востребовано клиентами, в будущем мы добавим и другие инструменты управления (например, CPanel).

Как реализовано

ISP Manager был выбран в качестве пробы пера еще и потому, что у производителя данного продукта есть хороший REST API, через который без лишних проблем можно заказывать новые лицензии на программу. Для работы с самим REST API мы испльзовали библиотеку Rest Sharp.

Главная проблема в ходе реализации новой услуги возникла даже не на этапе подготовки ISP Manager, а при адаптации собственных сервисов (биллинг, сервис нотификаций) к новому, ежемесячному типу списания платежей.

Дозаказ лицензий на лету

Еще одна головная боль, с которой сталкиваются пользователи хостинга — администрирование арендованных лицензий на используемые программы. Чтобы облегчить отслеживание информации о том, какие лицензии активированы для конкретного сервера, а также данные об их стоимости в системе 1cloud есть специальная страница.

С ее помощью пользователи также могут легко дозаказать нужные лицензии или продлить существующие.

Как реализовано

С точки зрения технической реализации особенных проблем в данном случае не было — все лицензии в системе имеют соответствующие атрибуты:

  • Тарификация: real-time или ежемесячная;
  • Способ активации: автоматически или вручную.

Соответственно, система биллинга смотрит на первый параметр при начислении абонентсткой платы, а обработчик задач считывает второй параметр для активации лицензии на сервер (подробнее о программных компонентах инфраструктуры 1cloud мы рассказывали в отдельном топике).

Планы

Описанные в материале функции запущены в эксплуатацию совсем недавно, и мы планируем улучшать их в будущем. Например, планируется расширение списка доступных для установки ОС (Ubuntu 14.10 x64, FreeBSD 10.1, Debian 7.0 x64, Debian 6.0 x64, CentOS 7 x64), расширение списка образов серверов с предустановленным софтом (Bitrix, Drupal, Joomla, Wordpress, Docker) и добавление возможности работы с DNS из панели управления.

Также у нас есть еще много планов по оптимизации инфраструктуры и повышению удобства ее использования.

Среди них, например, автоматизация задач по установке и восстановлению данных из бэкапов, внедрение модели оплаты только за потребленные ресурсы (pay as you go) и развертывание системы автомасштабирования инфраструктуры при достижении пиковой нагрузки на текущие серверы пользователей.

На сегодня все, спасибо за внимание. Будем рады ответить на вопросы в комментариях. Подписывайтесь на наш блог — в следующих постах мы продолжим рассказывать о различных аспектах построения и оптимизации хостинг-инфраструктуры.

0
В избр. Сохранено
Авторизуйтесь
Вход с паролем