Главное Авторские колонки Вакансии Вопросы
2 121 0 В избр. Сохранено
Авторизуйтесь
Вход с паролем

Налоговые риски: что банки передают в ФНС и как избежать неприятностей

По требованию ФНС финансовое учреждение обязано предоставить информацию по конкретному лицу и его счетам. Давайте разберем, что банки передают в ФНС, какие бывают налоговые риски и чем это грозит налогоплательщикам.
Мнение автора может не совпадать с мнением редакции

В последние годы наблюдается значительное усиление контроля со стороны налоговых органов за финансовыми операциями граждан и предприятий. Одним из ключевых аспектов этого контроля является передача информации о клиентах банковских учреждений в Федеральную налоговую службу (ФНС). В этой статье мы подробно рассмотрим, что именно банки обязаны передавать в налоговые органы, какие риски для налогоплательщиков могут возникнуть и как избежать неприятных последствий.

Основы банковской тайны

Банковская тайна — это защита данных о клиентах, их счетах и финансовых операциях. Согласно статье 857 Гражданского кодекса РФ, банки обязаны хранить эту информацию в секрете. Однако, как и в любом праве, существует ряд исключений. Например, если финансовые операции связаны с угрозой национальной безопасности или могут быть признаком совершения преступления, банки обязаны передавать информацию соответствующим органам.

Кроме того, статья 26 Федерального закона № 395-1 от 2 декабря 1990 года перечисляет случаи, когда информация может быть передана третьим лицам, не нарушая принципа банковской тайны. К таким лицам могут относиться нотариусы, действующие в интересах наследников, а также арбитражные управляющие в процессе банкротства компании. Важно подчеркнуть, что даже если информация раскрыта в таких случаях, она продолжает оставаться защищенной законом и не может быть использована в других целях.

Что изменилось в 2021 году?

До 2021 года банки часто отказывались передавать информацию в ФНС по запросу, ссылаясь на неопределенность законодательства. В условиях таких пробелов в правовых нормах налоговые органы не могли эффективно получать необходимую информацию, что мешало их работе. Однако в 2021 году ситуация изменилась.

17 февраля 2021 года вступил в силу Федеральный закон № 6-ФЗ, который устранил правовые разногласия и четко прописал порядок и условия, при которых банки обязаны передавать информацию в налоговую службу. Закон четко определяет перечень данных, которые могут быть предоставлены ФНС, и случаи, когда банки имеют право отказаться от раскрытия информации.

Какие данные банки обязаны передавать в ФНС?

После вступления в силу закона № 6-ФЗ с 17 марта 2021 года банки обязаны предоставлять в ФНС детализированные данные по счетам и операциям своих клиентов. В частности, налоговая служба может запросить следующие сведения:

  1. Информация о счетах и депозитах: Данные об открытии и закрытии банковских счетов и депозитов физических и юридических лиц. Информация о блокировке или разблокировке счетов, а также их закрытии.
  2. Движение средств на счетах: Выписки по счетам с указанием всех операций (поступления, переводы, снятие и т. д.). Данные о остатках на счетах на определенную дату.
  3. Документы, подтверждающие право на управление счетом: Копии карточек с подписями должностных лиц и печатями компаний, заполненные при открытии счета. Копии документов, удостоверяющих личность лиц, уполномоченных распоряжаться средствами на счете. Копии доверенностей, подтверждающих полномочия представителей.
  4. Договоры и другие документы: Копии договоров между клиентом и банком, заявления на открытие или закрытие счета. Сведения о бенефициарах счета, если эта информация известна банку на момент запроса ФНС.

Эти изменения в законодательстве направлены на обеспечение налоговых проверок и предотвращение случаев уклонения от уплаты налогов. Полученные данные могут использоваться как в рамках текущих проверок, так и для анализа операций, которые могут быть связаны с незаконными схемами.

Когда ФНС может запросить данные из банка?

ФНС может обратиться в банки за информацией о счетах в следующих случаях:

  1. Проверки и расследования: Когда налоговая служба проводит проверку деятельности компании или предпринимателя, особенно если у них есть признаки высоких налоговых рисков, она может запросить данные о движении средств на счетах.
  2. Взыскание долгов: Если налоговая служба принимает решение о принудительном взыскании долгов, она может потребовать информацию о расчетных счетах должника для определения возможности взыскания средств.
  3. Подозрения в незаконных операциях: При подозрении на незаконные финансовые операции, такие как обналичивание средств или вывод капитала через подставных лиц, ФНС может запросить данные о соответствующих счетах.
  4. Международные расследования: При расследованиях, касающихся вывода денежных средств за границу или международных мошеннических схем, налоговые органы могут запросить информацию о переводах и счетах, используемых для этих целей.
  5. Приостановка операций по счету: Если ФНС решает приостановить операции по счету компании, она может запросить всю информацию о таких операциях для дальнейшего анализа.

Для физических лиц, которые не являются индивидуальными предпринимателями, запросы ФНС могут поступать только в рамках налоговых проверок или в случае международного сотрудничества. В иных случаях информация о частных счетах не передается в налоговую службу.

Как происходит передача информации между банками и ФНС?

Обмен информацией между банками и ФНС осуществляется через защищенные каналы связи, что исключает возможность утечки данных. Запросы от налоговой службы должны быть выполнены в течение трех рабочих дней, однако для этого запрос должен быть предварительно согласован с руководством вышестоящего налогового органа.

В то же время, на данный момент не существует единых стандартов для передачи данных, и банки продолжают использовать стандартные схемы обмена информацией при проведении встречных проверок или анализе операций, нарушающих финансовые нормы.

Какие риски для бизнеса и физических лиц?

Основной целью изменений в законодательстве является пресечение незаконных финансовых операций, таких как обналичка средств, дробление бизнеса и уклонение от уплаты налогов. Наибольшие риски связаны с компаниями, которые используют незаконные схемы для уменьшения налоговых выплат. В частности, налоговые органы будут обращать внимание на следующие признаки:

  1. Дробление бизнеса: Когда средства от различных компаний аккумулируются на одном счете более крупного предприятия, это может быть признаком незаконной схемы.
  2. Использование подставных лиц: Если сделки между компаниями проводятся с одними и теми же контрагентами, являющимися родственниками или партнерами, это может вызвать подозрения у налоговых органов.
  3. Мошенничество и уклонение от налогов: Компании, зарегистрированные с целью незаконного вывода денег или уклонения от налогов, также могут попасть под пристальное внимание ФНС.
  4. Скрытие операций и доходов: Если компания или физическое лицо пытается скрыть реальные доходы или операции, чтобы уменьшить налоговую нагрузку, это также может стать причиной проверки.

Введение новых правил передачи банковской информации поможет ФНС более эффективно выявлять и пресекать такие нарушения, что повысит прозрачность финансовых операций и снизит риски для добросовестных налогоплательщиков.

Заключение

Для компаний и граждан, которые соблюдают налоговое законодательство, введение новых норм не должно вызвать значительных изменений. Передача информации в ФНС будет осуществляться только в соответствии с четкими правовыми нормами, и все запросы будут согласовываться с руководством налоговых органов. Тем не менее, для бизнеса, использующего незаконные схемы, такие изменения могут стать серьезным препятствием для дальнейшего функционирования.

0
В избр. Сохранено
Авторизуйтесь
Вход с паролем