редакции Выбор
Как работать с негативом в 21 веке и почему люди оставляют жалобы в соцсетях?
Давно канули в лету времена, когда вздорные бабульки, потрясая пустыми молочными бидонами, скандалили с продавцами, требуя жалобную книгу. До сих пор эти книги, подобно экспонатам музея, пылятся в “уголках потребителя”, но кому они нужны, если существует всемирная жалобная книга – соцсети? С их появлением грохот жестяного бидона с обидами слышен не только на соседней улице, а значит, вы не можете позволить себе его проигнорировать.
Откуда берутся жалобы?
Часто о конфликтной ситуации вы можете узнать еще до того, как клиент написал пост на Facebook. Надо пользоваться этим шансом и помогать еще на этой стадии. Я подобрала основные ситуации, когда жалобы все-таки оказываются в сети. Часть из них и подскажет, что нужно улучшать на этапе “до”, чтобы предотвратить негатив в сети.
1. Вы не решили проблемуПуть клиента, который хочет решить проблему, обычно начинается с клиентской поддержки. Если ваш саппорт не помог, отказался решать проблему или вообще не ответил, то ждите разбирательств в социальных сетях. Тут нужно работать на предотвращение и постоянно совершенствовать качество вашей клиентской поддержки, чтобы потом не разгребать бесконечные жалобы в интернете. Конечно, никогда не получится свести негатив к нулю, но существенно сократить его вполне реально.
Представьте ситуацию. У вас застряла карточка в банкомате, вы звоните в службу поддержки банка и 10 минут слушаете успокаивающую музыку на линии, а потом 20 минут вас перекидывают с оператора на оператора. Конечно же, каждый новый оператор просит заново рассказать вашу историю и все-все детали. Формально банк на связи и помогает вам. Но вы ведь уже возненавидели его, правда?Да, у каждой компании свои процессы и протоколы, но все это не интересно клиенту в стрессовой ситуации. Поэтому продолжаем совершенствовать качество нашей поддержки, продумывать разные сценарии работы с клиентами, в зависимости от проблем, с которыми они сталкиваются.3. Клиент не знает, как с вами связаться
Вы не указали на сайте, куда бежать, если все пропало, или эта информация хорошенько запрятана. А, может быть, у вас нет способа связи, который подходит клиенту? Например, вы указали только номер телефона, а клиент за границей и не хочет звонить из беспощадно дорогого роуминга, ему было бы проще написать в чат.
Вы, конечно, никого не обманывали: все скрытые платежи, непрозрачные условия кредитования и нюансы бонусной системы вы тщательно прописали под звездочкой мелким шрифтом. Но клиент абсолютно точно понимает, что это читерство, и раз тут он ничего от вас требовать не может, то в службу поддержки не пойдет, а сразу начнет писать в соцсетях.
Нагрубил кассир, кинул трубку оператор, выгнали из заведения из-за “непрезентабельной” внешности – это все истории про задетые чувства клиента, и в такой ситуации очень часто клиент сразу пойдет уничтожать вас в Twitter и Facebook.
Зачем люди жалуются?
Теперь разберемся, что побуждает людей писать гневные посты в соцмедиа, почему они не готовы смириться с происходящим и молча забить. Понимание мотивации поможет правильно построить ответ клиенту.
- Им банально нужно выплеснуть эмоции, ведь в гневе хочется высказаться, и чем громче, тем лучше.
- Хотят предостеречь друзей и знакомых от сотрудничества с вами и заодно слегка отомстить. И это работает: люди, которые знают о вашем проколе, обязательно задумаются, покупать ли ваш товар или услугу, а может даже не будут рассматривать вас среди прочих вариантов. Не забывайте, что каждая жалоба в соцсети – это мини-сериал. Как только подписчики видят негативный пост, они берут поп-корн и устраиваются поудобнее перед экраном: а что там дальше будет? А что сейчас скажет компания? А что он? А что она?
- Кстати, в финале таких сериалов добро почти всегда торжествует. И зрители, и главный герой знают, что в соцсетях компании чаще решают проблемы и идут на такие уступки, на которые не пойдут при общении где-то за кадром, потому что от публичной проблемы нужно избавляться как можно скорее. Поэтому часто пост в соцсети – это просто способ решить проблему.
NB: Хочу заметить, что в этом посте мы с вами говорим об адекватных жалобах, у которых есть реальные предпосылки. Но не забываем, что есть еще тролли, которые просто весело проводят время в перепалке, агенты влияния других компаний с фейковыми жалобами, люди, которым не хватает внимания, просто саркастические блогеры, которые хотят повеселить аудиторию очередными разборками и своим остроумием. Но это все истории, требующие отдельного рассмотрения. Как-нибудь мы поговорим и о них, но пока рассмотрим конструктивные жалобы и эмоциональные обращения за пределами троллинга.
Какой реакции от вас ждут?
Во-первых, ответа и, конечно, не в личке (не забываем о зрителях с поп-корном, они будут очень расстроены, если не увидят развязки). Важно ответить публично и показать, что вы не игнорируете жалобы, что вам не все равно. А вот дальнейшие обсуждения можно перевести в личку, иногда даже нужно, когда дело касается конфиденциальной информации (номера карты, адреса и тому подобное).
Третий и очень важный момент – обязательно извинитесь, только сначала разберитесь, в чем именно вы виноваты. Вот реальный пример.
Гостиница для ортодоксальных иудеев. В меню только кошерная пища, а если сядете в лифт, то он будет останавливается на всех этажах во время шабата. В гостинице нет ограничений по национальному признаку, поэтому там останавливаются не только евреи, и на сайте периодически проскальзывают отзывы людей, которые не готовы к таким особенностям. Владельцы справедливо не понимают, за что им извиняться. Все просто – нужно извиниться за то, что специфика отеля была плохо скоммуницирована, и клиенты о ней во время бронирования не были предупреждены и не имели повода выбрать другую гостиницу. Если бы сообщение о таких особенностях сервиса отображалось во всех доступных клиенту источниках, негатива в отзывах удалось бы избежать.
И, конечно, от вас ждут изменений. Не забывайте, что жалобы в соцсетях и не только – это бесконечный источник идей для улучшения вашего бизнеса, пользуйтесь этим!
Что будет, если не ответить?
Давайте оценим риски. По самым разным сведениям, где-то от 30 до 35% пользователей уходят, если регулярно не отвечать на их сообщения в соцсетях. В частности, здесь сработает некий социальный эффект. Допустим, клиент написал жалобу на сервис такси, а ему не ответили. Закажет ли он это такси еще раз после посиделок с друзьями в баре, с теми самыми друзьями, которые видели его отзыв и знают, что конфликт не разрешен? С большой вероятностью нет. В этой ситуации клиент заботится о своей репутации борца за справедливость, ему важно быть последовательным в своих действиях.
Еще один из неприятных исходов – за вас может ответить конкурент и увести вашего клиента. Тут даже особых усилий не нужно: человек в гневе, эмоции зашкаливают – самое благодатное время для необдуманных решений. Конкуренту только и остается, что дать промокод с небольшим сроком действия, чтобы времени на размышления не было, и рассказать насколько их продукт или услуга лучше. Человек на эмоциях уйдет, не задумываясь. Возможно, в другой ситуации он бы взвесил все “за” и “против”, но в контексте событий потребитель больше подвержен быстрому переключению на другой продукт.
Ну, и самая критичная ситуация: о вас негативно написал лидер мнений или случилось самое ужасное – вы задели чувства верующих или продемонстрировали свои политические взгляды. Это уже грозит PR-кризисом. В соцсетях всё разлетится очень быстро, и лучший способ избежать скандала – оперативный публичный ответ с развернутыми комментариями.А лучше просто запомнить два основных табу в дискуссиях: политика и религия. Любые попытки заговорить на эти темы – отличный повод испортить отношения с кем угодно.
Самое парадоксальное, те клиенты, которые на вас жаловались, в итоге будут лояльнее тех, которые ни разу не сталкивался с трудностями, работая с вами. Трудности объединяют. Если у клиента проблемы, и вы помогаете их решать, то уровень доверия многократно растет. Человек знает, чего от вас ждать, он с вами прошел огонь и воду, понимает, что вы всегда рядом и поможете, вы надежный партнер. Он не уйдет к конкурентам потому, что не уверен в том, что в аналогичной ситуации они поведут себя так же. Такой пользователь еще и с удовольствием будет рассказывать, как быстро вы пришли на помощь. Так рождаются адвокаты бренда.
Как построить работу с отзывами в соцсетях?
Теперь к практике. С чего начать? Если упоминаний о вас много много (условно больше 50 в месяц), то без системы мониторинга не обойтись. Это может быть YouScan или любая другая, удобная для вас система.
Пока не готовы вкладывать деньги? Начните активно отвечать на своей странице, и если будете делать это качественно, то пользователи чаще будут заходить на вашу страницу и меньше писать жалобы у себя.
Еще можно и нужно отвечать, когда вас отмечают в постах. В большинстве соцсетей вы можете видеть в кабинете администратора, в каких постах вас отметили. Но у такого подхода есть “минус”: те пользователи, которые будут писать о вас жалобы и не тегнут ваш бренд, останутся без ответа, просто потому, что их жалоб вы не увидите. Те, кому вы не ответили, будут злиться, видя, что отвечают не всем, и не понимая, почему другим отвечают, а им нет.
Извечный вопрос, какой отдел должен отвечать за реагирование в соцсетях? Это история на стыке нескольких отделов: PR-службы, службы поддержки и SMM, где у каждого своя роли и свой уровень ответственности. Самое главное, чтобы ваши джедаи поддержки в социальных медиа эффективно взаимодействовали с другими отделами. (Например, как стоят работу поддержки команды Авито и Дом.ru, можно почитать в нашем блоге).
Следующий вопрос – это организация работы внутри отдела. Как понять сколько людей должно быть в отделе, как часто они должны заходить в систему мониторинга и в какое время работать? Здесь нет универсального ответа, но есть подход, который поможет вам сориентироваться. С помощью YouScan можно настроить тему под себя, собрать и проработать данные за пару недель.
Количество человек в отделе и формат работы также напрямую зависят от количества обращений. Если о вас пишут 10 упоминаний в час, и не все они требуют ответа (например, рекламные посты), то можно заходить в систему мониторинга и отвечать периодически, например, раз в час. А еще лучше подключить себе нотификации на почту или в мессенджер, чтобы оперативно реагировать. Ну, а если о вас пишут, например, 50 упоминаний в час, то вам нужно подключать к работе уже несколько сотрудников.
Время работы вашей команды обязательно должно соотноситься со временем, когда вас упоминают в социальных медиа. Приступая к работе в системе мониторинга, уже на тестовом периоде можете посмотреть пиковые часы активности: пишут о вас вечером или поздней ночью, как распределяется количество жалоб по часам в сутках, и на основе этого составить график работы.
Если сравнить работу служб поддержки в соцмедиа сегодня с периодом хотя бы пару лет назад, ситуация довольно динамично меняется. Мы в YouScan видим, как большинство брендов становятся всё более клиентоориентированными и оперативно реагируют как на негатив, так и на позитивные отзывы, шутят с клиентами, поддерживают флешмобы и мемы. Мы часто встречаемся с нашими клиентами, проводим вебинары и офлайн-встречи и наблюдаем за тем, как быстро, ответственно и прозрачно реагируют наши коллеги на обращениях своих клиентов. Главное помнить – когда дело доходит до социальных медиа, капля внимания поможет предотвратить возникновение стихийного бедствия.
Лояльных вам клиентов и управляемой репутации!