Главное Авторские колонки Вакансии Образование
986 1 В избр. Сохранено
Авторизуйтесь
Вход с паролем

Инвестиции IT-бизнес

IT-бизнес считается бизнесом, который приносит быструю прибыль. Однако в России в последние годы стартапы инвестируются все реже и реже. C 2008 года число инвесторов значительно сократилось, за последние 5 лет их стало еще меньше, а сейчас они практически исчезли. О новых компаниях почти ничего не слышно. О том, почему новые проекты не появляются в России рассказывает генеральный директор ООО Протекшен Технолоджи Михаил Калиниченко.
Мнение автора может не совпадать с мнением редакции

IT-отрасль достаточно специфическая, со своими реалиями, сильно отличающимися даже от сравнительно близкой высокотехнологичной промышленности, не говоря уже о традиционных отраслях. Если для промышленных предприятий и проектов характерен большой срок жизни, то для IT-отрасли — короткий срок развития, что вызвано быстрой сменой рыночной ситуации, появлением новых технологий и предпочтений пользователей. При этом долговременное прогнозирование спроса практически невозможно, особенно для инновационных продуктов. В качестве примеров можно привести смартфоны. До появления первого IPhone производители мобильных телефонов даже не рассматривали бесклавиатурные устройства как массовые. И таких примеров десятки.

В результате инвестиции в IT стартапы являются рискованными по определению, так как невозможно достоверно просчитать рыночную ситуацию через 2—3 года, что является стандартным сроком запуска подобного проекта.

Источник финансирования большинства IT-стартапов — венчурные инвестиции. Характерная черта успешного венчурного IT бизнеса в мире — высокий удельный вес участия специализированных фондов, готовых к подобным рискованным инвестициям и умеющих работать на непредсказуемом рынке.

В России же сейчас новые проекты в основном получают финансирование от государства или от компаний, находящихся под патронажем государства. Естественно, что подобные инвесторы хотят гарантированного возврата вложенных в каждый проект денег, а убыточные проекты рассматриваются в первую очередь, как результат недобросовестности менеджеров компаний.

Они привыкли играть по одним и тем же правилам и, не принимая во внимание специфику IT-рынка, считают, что эти правила универсальны для всех видов бизнеса. В результате подход к инвестициям в IT проект с инновационным продуктом оказывается аналогичным инвестициям в нефтепроводы.

Другая ситуация в самой успешной в данном виде бизнеса стране — США, где на сегодня самая развитая система инвестирования. Для этой страны типична специализация по стадиям инвестирования.

Главная особенность успешной инновационной среды Силиконовой долины состоит не столько в наличии большого числа специалистов на одной территории, сколько в наличии огромного числа инвесторов, которые готовы предложить инвестиционный капитал компаниям и предпринимателям на ЛЮБОЙ стадии развития. Более того, большинство инвесторов специализируется на инвестициях в проекты на определенном этапе развития и потребностью в деньгах, что значительно облегчает процесс общения между предпринимателями и инвесторами.

Как следствие американские венчурные фонды вкладывают деньги одновременно в 20—30 проектов, в то время как российские отдают предпочтение всего 2—3. Хотя чтобы гарантированно окупился хотя бы один проект в IT, необходимо вложить деньги минимум в 10. Соответственно, чем больше проектов, тем больше вероятность, что какой-то из них станет успешным. При этом никто не будет требовать возврата денег от всех инвестиций, так как изменчивость рынка и огромная скорость развития технологий заранее учитываются в инвестиционной стратегии фондов. Банкротство компаний в Силиконовой долине даже более естественно, чем их взлет на фондовый рынок.

Именно готовность к риску и локальным потерям и отличает инвестиционную эффективность Силиконовой долины и других подобных центров IT инвестиций. Взорвать рынок может только компания, предложившая инновационное решение, но никто не способен заранее сказать, какое решение станет следующим прорывов в IT через несколько лет. А раз так, то единственный способ добиться успеха — это пробовать. Пробовать. И еще раз пробовать. Поэтому пока отечественный инвесторы не будут готовы рисковать и подходить к инвестициям в IT как отдельному бизнесу, где потери являются составной частью успеха, новых громких IT компаний у нас в стране скорее всего не будет.

О компании StarForce

Компания Протекшен Технолоджи известная на рынке ИБ под торговой маркой StarForce, является экспертом в области защиты цифровой информации от взлома и несанкционированного распространения. Компания с 2000-го года предоставляет комплексный технологический сервис защиты коммерческим, финансовым и государственным организациям. Партнерская и дистрибуторская сеть компании представлена в 89 странах мира, реализовано более 70 000 000 лицензий на более чем три десятка решений различных продуктовых линеек.

0
В избр. Сохранено
Авторизуйтесь
Вход с паролем