Главное Авторские колонки Вакансии Образование
1 212 10 В избр. Сохранено
Авторизуйтесь
Вход с паролем

ТРИЗ

Генрих Альтшуллер - инженер, переживший ссылку, всю свою жизнь посвятил разработке методов решения творческих задач в инженерии. Главным результатом его труда стала ТРИЗ (Теория Решения Изобретательских Задач)
Мнение автора может не совпадать с мнением редакции

Путь к признанию в творческих сферах бизнеса воспринимается многими как очень нестабильный и в чем-то схожий с лотереей. Многое зависит от количества и качества выдаваемых идей, которые, как многие считают, зависят от внезапного вдохновения или врожденной гениальности. Но что делать нам? Обычным смертным, которые хотят быть эффективнее в выполнении повседневных творческих задач, независя от волшебного божественного озарения.

Многие компании практикуют такие техники генерации идей, как мозговой штурм или морфологический разбор. Эти техники хорошо зарекомендовали себя, однако они не решают сути проблемы и являются лишь разными способами, позволяющими генерировать большее количество идей, не давая при этом сразу определить правильный вектор поиска и обрекая на блуждание в темной комнате в поисках ответа.

Я изучал различные методики повышения творческой производительности, но каждый раз понимал, что это лишь различные вариации методов перебора. Однажды ко мне в руки попала старая книга советского ученого Альтшуллера Генриха Сауловича. Советский инженер, переживший годы ссылки в лагере, всю свою жизнь посвятил разработке эффективных методов решения творческих задач в инженерии. Главным результатом его труда стала ТРИЗ (Теория Решения Изобретательских Задач). Идеи теории, ускорившие изобретательский процесс в промышленности СССР, оказались универсальны и невероятно эффективны для решения творческих задач в любой сфере. Однако после распада империи, положившего начало процессам панического копирования всего западного и отрицания собственного, ТРИЗ потерялся среди хлынувшей волны западной литературы, посвященной повышению эффективности работы.

Стоит отметить, что ТРИЗ, забытая в России, активно внедрялась последователями Альтшуллера во множестве западных и азиатских компаний. Пожалуй, самым известным изобретателем, активно практиковавшим ТРИЗ, был Стив Джобс.

В этой статье я приведу основные постулаты ТРИЗ. Однако для эффективного овладения теорией советую вам самостоятельно ознакомится с книгой Алгоритм изобретения (Альтшуллер Г.С.) и другими книгами по теории под его авторством.

Кратко о ТРИЗ.

1.Первое, что нужно сделать для эффективного решения задачи – это переопоставить ее для себя заново на понятном языке.

Часто найти эффективное решение мешают условия, изобилующие различной профессиональной терминологией. Ассоциации, которые возникают при чтении терминов, становятся психологическим барьером в сознании и не дают выйти за их рамки, а решение действительно сложных задач требует этого. Например, если задача сформулирована в виде как построить ледокол, который будет эффективнее преодолевать замерзший океан?, нужно уйти от понятия ледокол, потому что оно подразумевает колоть лед. Возможно, его вовсе не стоит колоть? Что если эффективнее его растопить?

2. Второе, что нужно сделать - найти ИКР (Идеальный Конечный Результат).

- Попробуйте задать себе вопросы: Как бы я решил задачу, будь у меня волшебная палочка?. Решение, которое вы получите, ответив на этот вопрос, станет эталонным, и вы поймете, в каком направлении думать дальше. Все ваши последующие действия должны быть направлены на реализацию этого эталонного решения.

- Когда нас просят решить задачу, мы начинаем искать референсы, и главная ошибка в том, что ищем мы их в той же сфере, в которой лежит и поставленная задача. Когда мы опираемся на примеры из своей же области, мы имеем дело с уже переработанным продуктом чьей то фантазии. Создать что-то новое можно только работая с сырьем, но не со вторичным продуктом. Например, Стив Джобс всю жизнь изучал дизайн спорткаров и смог применить решения автопрома в разработке техники Apple. Если бы он ориентировался на дизайнерские решения имеющихся на рынке смартфонов, то мы до сих пор пользовались кнопками, набирая номер.

3. Выявить техническое противоречие. Проблема возникает, когда система одновременно должна обладать свойствами А и не А. Найдя противоречие вы можете воспользоваться 40 приемами для его преодоления, описанными Альтшуллером в своей книге. Вот некоторые из них:

- Объединить
- Раздробить
- Вынести
- Сделать заранее
- Обратить вред в пользу
- Копировать
- Сделать наоборот
- Придать динамику

Тот же пример: у нас есть мобильный телефон, и мы хотим увеличить площадь его экрана, но также у нас есть клавиатура, и если мы увеличим экран, то телефон станет неприлично огромным и неудобным в пользовании. Техническое противоречие: с одной стороны, экран должен быть большой, с другой – мы должны оставить достаточное место клавиатуре. Решение этой проблемы стало революцией в индустрии. Здесь противоречие было решено при помощи объединения. Клавиатуру сделали сенсорной и включили в экран.

Вот 3 наиболее важных пункта теории. Однако ТРИЗ - это намного более масштабный научный проект, которому Генрих Саулович посвятил всю свою жизнь. Не знаю, как вам, но мне как-то обидно, когда в США, Германии, Италии, Южной Корее добиваются невероятных результатов, работая на основе ТРИЗ, а мы только-только начинаем обращать внимание труд нашего соотечественника. Гениальный ученый, патриот, человек, попавший в не угоду государству, но продолжавший трудится на его благо, Альтшуллер заслуживает того, чтобы его помнили, а труд всей его жизни должен снова помогать нашей стране успешно развиваться и прогрессировать.

Булат Ганиев
CEO\Founder "Robots Can Dream"

0
В избр. Сохранено
Авторизуйтесь
Вход с паролем