"Ошибка выжившего" в проектах
Во время Второй мировой шансы летчика вылететь и вернуться живым были примерно 50/50. Было принято решение укрепить самолеты дополнительной броней. Высшее военное руководство, осмотрев вернувшуюся технику, приняло, казалось бы, логичное решение - укрепить те участки самолета, в которых было наибольшее число пробоин. В их понимании это означало, что в эти участки корпуса целенаправленно бьет противник. Тут-то и пришел на помощь Вальд и указал им на их фундаментальную ошибку: военные осматривали только уцелевшие самолеты, не имея возможности осмотреть подбитые машины. Их вывод о надобности укреплять те части корпуса, в которых было наибольшее число пробоин, говорил ровно об обратном: получив такого рода повреждение, самолет может вернуться обратно. Это означало, что, не вернувшиеся машины в свою очередь получили роковые пробоины в местах, которые были целы на осматриваемых аппаратах.
Военные стали жертвой так называемой статистической ошибки выжившего, сделав обобщающий вывод по группе выживших, проигнорировав группу погибших.
Задумайтесь: если высшее военное руководство США чуть не допустило такую чудовищную ошибку, не совершаете ли ее вы? Мне посчастливилось поработать в разных ролях в креативной индустрии. После того, как я узнал о существовании ошибки выжившего, я начал замечать, как часто ее допускают в работах над проектами. Перед тем, как приступить к работе, будь то мобильное приложение, рекламный ролик или сайт, люди просматривали несколько существующих успешных аналогов и, основываясь на этом анализе, начинали проектировать будущий собственный проект. Никто никогда не отсматривал ТОП 100 худших рекламных роликов или ТОП 100 худших мобильных приложений. Никто не задумывался о том, что успех отдельного успешного продукта зависел от массы факторов, о которых вы никогда не узнаете, и которые возникли в уникальных невозобновляемых условиях. В этом свете гораздо полезнее будет рассмотреть провалившиеся продукты, выявить общие причины провала и не допустить их в собственной работе.
По этой же причине увеличение количества публикаций историй успеха не увеличило в значимой степени количество новых гениальных предпринимателей. Потому что истории Стива Джобса и Сергея Брина - это истории Стива Джобса и Сергея Брина. Бессмысленно пытаться им подражать, потому что в разных условиях и в разное время будут работать разные приемы. Эти истории прекрасны тем, что они мотивируют, но сделать адекватную оценку на их основе невозможно.
В свою очередь компании Robots Can Dream и Spotmakers практикуют на этапе анализа проекта оценку не только успешных, но и ранее провалившихся проектов, которые могли бы составить конкуренцию данному продукту. Только составив список ошибок, которые нельзя допускать, мы переходим к следующему этапу, на котором ищем удачные решения для данного продукта в других областях (2 п. ТРИЗ).
Наш подход уже показал высокую эффективность в плане предотвращения критических ошибок и безболезненного внедрения новых функций. Работайте эффективнее. Помните об "ошибке выжившего" и не принимайте решения, основываясь только на видимой части проблемы.Булат ГаниевCEO\Founder Robots Can Dream