Личный кабинет сетевых компаний: как сделать сервис без ТЗ и описания
Это был счастливый (еще пока до всех событий, связанных с коронавирусом) и жаркий июнь 2020 года, к нам обратились за разработкой сервиса — личного кабинета сетевых компаний, из ТЗ была только простая блок-схема и ссылка на Постановление Правительства № 262. Со скрипом в зубах, но большим энтузиазмом мы приступили к своей обычной работе.
Погружение в работу сетевых компаний
Как оказалось блок-схема тоже была неправильной, точнее не совсем правильной — в ней не хватало еще нескольких десятков блоков и, что самое важное, пояснений: что и как должно работать. Разбирались во всем буквально на ходу.
Для этого мы просто садились за стол с представителями заказчика и задавали вопросы, оттуда вырисовывалась понимание логики работы энергосетевых компаний.
На ходу же продумали и структуру будущего сервиса. Так как там планировалось использование ЭЦП (электронно-цифровых подписей), системных уведомлений, большого количества данных пользователей и т.п. важных вещей, от готовых CMS (систем управления сайтом) отказались сразу: решили писать на Python с нуля.
В дальнейшем наше решение показало всю правильность выбора — от конкурентов некоторые клиенты плавно перетекали к нам. Плюс сыграла скорость реакции: когда другие только начинали, у нас уже был продукт с трехсторонним взаимодействием (Заявитель — Сетевая компания — Гарантирующий поставщик), настроенными уведомлениями и протестированным функционалом.
Буквально в первые дни придумали название УНИЛК (универсальный личный кабинет сетевых компаний) и сделали простой посадочный сайт на тильде unilk.ru Кстати там же он находится и до сих пор — переносить совсем лень:)
Теперь главной задачей было установить личный кабинет первому заказчику и убедиться, что все работает правильно. В планах было предложить его всему рынку. Но тут мы столкнулись с первыми проблемами.
Реактивное решение проблем с личным кабинетом
По-другому назвать сложно. Мы с программистами спали по 3-4 часа в день, все напоминало замкнутый круг: процессы, оказывается должны были работать по-другому, описать как точно — никто не мог.
Через дня 4 такой работы энтузиазм ушел на нет совсем, все устали и начинали протестовать. Решение пришло откуда не ждали: нескольких (на тот момент уже было 5 компаний-заказчиков) заказчиков было решено объединить, чтобы они приняли одно верное решение и объяснили толком, что нужно.
Сработало.
Сразу стало ясно, для какого внутреннего кабинета пользователя нужно использовать ЭЦП, для какого ПЭП (простую электронную подпись), когда пользователю нужно напоминать посредством уведомлений, когда — не нужно. В определенный момент даже возник спор между юридическими отделами двух компаний. В результате остановились на золотой середине: в личный кабинет во множество функций добавили возможность выбора варианта настроек:) Проблема решилась сама собой.
Но тут появилась новая — вследствие большого количества заявок уведомления о регистрации пользователей с обязательным подтверждением просто переставали доходить до ящиков электронных почт. Оказалось, что вследствие большого количества исходящих писем, да еще и с ссылками внутри, адресат (то есть личный кабинет) попадал в спам-лист и не проходил через спам-экраны. Так было не у всех, но напрягало сильно.
Тут в жизни нашей компании появился новый человек — по счастливому стечению обстоятельств он когда-то работал в команде над Ламодой и Вайлдберриз. Именно благодаря нему мы поняли: нужно несколько серверов рассылки email-сообщений, где первый посылает начально, второй досылает еще, если по первому выдалась ошибка (не прошел спам-экран) — и так до бесконечности.
Потом же было другое: а именно началась война за клиентов. И на ИТ-компанию был переложен мой 7-летний опыт работы директором по маркетингу крупнейшего холдинга по коммерческой недвижимости, а именно составление УТП. Мы неожиданно поняли, что функционал социальной сети, который мы внедрили практически сразу в личные кабинеты — это одна из тех вещей, о которых нужно рассказывать) Да и о защите базы данных, как и о двухфакторной авторизации — тоже. Как и о многом другом — тогда реакция в продажах сразу была другой. И нет, раньше нам не казалось это очевидным. Мы были заняты именно разработкой, а не маркетингом. И забыли, что в наше время первое существовать без второго не может.
Личный кабинет сетевых компаний: масштабность
А дальше было больше: только мы решили, что все проблемы решены и можно спокойно продавать, к нам начали приходить заказчики, которым были нужны индивидуальные доработки.
Бах, и мы снова продумываем блок-схему. Бах, и снова мучаемся с сервером. Бах, и мы подключаем нейронные сети для автоматизации документооборота: для автоматического составления договоров и актов. Бах, и мы снова думаем: а не забить бы на все и не пойти бы спать.
Мы, привыкшие к конвейерной разработке сайтов, форумов и интернет-магазинов, переходили к продуктовой разработке: а это уже совсем другая логика работы, отдел качества и забота о каждом клиенте, на которую постоянно не хватает времени, внимания или денег. Но это уже совсем другая история.
Так проект без адекватного ТЗ и описания дал нам один из самых серьезных опытов в плане разработки. Ну и немного денег, которые тут же были инвестированы в персонал.
Сейчас у нас 38 компаний по всей России. И это только начало: впереди ждет еще очень много трудностей, которые нужно будет решать:)