Ко-фаундеры: вся правда от настоящего венгра в России
1. Найди того, кто тебя дополняет
Считается, что лучшие партнеры по бизнесу должны дополнять знания и навыки друг друга. Однако в реальности найти такого человека сложно: нас окружает много людей, но все они так или иначе похожи на нас самих. Хороших примеров со-основателей типа бизнесмен-технарь мало. Нужно найти непохожего на тебя человека, оценить его знания в незнакомой тебе сфере, начать доверять друг другу, иметь одинаковое видение – все это делает построение команды очень трудным. Так что же делать? Как найти правильных людей и как понять, что они будут хороши в деле?
Если честно, я думаю, что нам с Ольгой повезло – возможно, поиску хорошего партнера для бизнеса помогает смена обстановки и окружения. Мы познакомились в Гарвардской школе бизнеса, но начали много общаться только в последнем семестре на курсе макроэкономики. Мы очень любили предмет, но у нас были совершенно противоположные подходы к его изучению. Ольга рассматривала проблемы с высокого уровня – с исторической и социально-психологической точки зрения. Мне же был более привычен подход снизу-вверх – с учетом текущих экономический реалий и возможностей индивидуальных игроков в экономике. Разница в подходах стала причиной многих часов насыщенных дебатов, в ходе которых мы находили более эффективные решения. Но важнее всего то, что за это время я понял три вещи:
- мы с Ольгой загораемся от похожих тем и идей;
- мы можем вести плодотворную дискуссию, несмотря на противоположные мнения по некоторым вопросам;
- объединение наших подходов может помочь нам достичь более высоких результатов.
Ах, да, было еще и четвертое открытие: нам было очень весело.
2. Видение без действия – это иллюзии
До Гарварда у меня уже были друзья, с которыми мы подумывали о создании своего бизнеса. Было много хороших идей, некоторые из них даже были достаточно проработаны. Но почему-то наши планы никогда не уходили дальше обсуждения идей. Думаю, проблема была в том, что не было необходимости принять четкое решение и заняться реализацией задуманного. В результате наши дискуссии превратились в бесконечные и бессмысленные мечтания.
В Бостоне, когда мы с Ольгой уже вели переговоры с нашим будущим инвестором, я все еще не был полностью уверен в том, что мы делали. Идея была совсем новой, я еще не успел к ней привыкнуть. Когда друзья спросили о моих планах после выпуска, я с легким сомнением сказал, что, возможно, поеду в Россию и создам компанию. В этот момент Ольга вызвала меня на прямой разговор и заставила принять хоть какое-то решение, чтобы мы все могли двигаться дальше. Начать тот разговор было очень правильным шагом с ее стороны, хоть и рискованным: вполне возможно, что я ответил бы отрицательно. Но если потенциальный партнер не верит в идею на сто процентов с самого начала, лучше сразу заняться поиском других вариантов.
3. Быть на одной волне – то, что может разрушить команду
Принято считать, что быть с человеком на одной волне, полностью понимать друг друга и иметь общие амбиции – лучшее, что может случиться с командой. Мой опыт в Elementaree доказывает, что в реальности все немного сложнее, особенно, когда дело касается маленьких команд. Представьте две волны, иллюстрирующие эмоциональное состояние двух со-основателей. Чтобы понять состояние команды, надо сложить две эти волны. Если их самые высокие и низкие точки совпадают, то в сумме мы получаем одну волну, пик которой находится критически высоко, а нижняя часть, наоборот, все еще на самом дне. Однако, если верхняя часть волны одного человека совпадает с нижней частью волны другого, то вместе волны образуют ровную линию. В первом случае объединение сил ведет к экстремальным скачкам и неустойчивости, во втором же случае два человека, объединившись, стабилизируют друг друга.
Эти волны, помимо эмоционального состояния команды, символизируют многие вещи, важные для стартапа: необходимость срочных действий и ощущение дедлайна, видение рынка и оценку своих целей. Быть на одной волне – риск попасть в ловушку группового мышления, иллюзии контроля, необоснованной самоуверенности и прочего, о чем пишут в книгах по групповой динамике. Находясь в разных фазах, вы, наоборот, рискуете ввязяться в творческие конфликты, зато можете обеспечить эмоциональный комфорт в команде.
Наш опыт в этом довольно печален. Когда мы создавали Elementaree, наши волны совпадали. Поначалу это было неплохо, ведь мы научились лучше понимать друг друга. Но из-за этого мы потеряли примерно шесть месяцев работы: то время прошло в блаженном неведении, мы даже не осознавали, что наше дело не двигается вперед. Одно событие все изменило, сыграв роль кризиса и позволив мне понять, как важно НЕ быть на одной волне и как выйти из кризиса с разной скоростью. Таким событием стала презентация нашего продукта в столовой большого бизнес-центра. В тот момент у нас еще не было сотрудников, поэтому всю ночь перед презентацией мы сами резали ингредиенты и собирали наши коробки с едой, а в 6 часов утра поехали прямо в бизнес-центр вместе с полным холодильником готовых наборов Elementaree. Весь день мы рассказывали о нашем продукте. Я не говорю по-русски, поэтому с большинством потенциальных клиентов общалась Ольга. Несмотря на ее усилия, наш запас наборов почти не уменьшился, хотя мы и рассчитывали все продать. Под вечер у нее уже не осталось никаких иллюзий – только ощущение, что наша идея никому не интересна. Я тоже был расстроен, но понимал, что перекладывание всей вины на Ольгу только ухудшит ситуацию. Поэтому я постарался подавить свои эмоции и просто посмеялся над произошедшим, надеясь как-то смягчить ситуацию. Это дало ей время, чтобы собраться с мыслями. А несколькими днями позднее, когда вырвались мои сомнения, она смогла сделать то же для меня. Это как велосипед-тандем: нужно сохранять импульс, чтобы не упасть.
Ольга: Поддерживаю Силарда по ключевым пунктам и от себя хочу добавить, что очень важно знать, что ключевые люди в команде умнее и лучше тебя как минимум в сферах своей ответственности. Только так можно надеяться на успех компании в целом. Это справедливо и для ко-фаундеров. И если это так, вас каждое утро подбрасывает и тащит на работу.