ЕдуЕм: мы меняем культуру питания путешественников в поездах
О том как удалось реализовать этот, по сути, социальный проект поговорили с Владимиром Сердюковым, одним из создателей и владельцев проекта «ЕдуЕм».
Как вы попали в бизнес, традиционно принадлежащий бабушкам с пирожками?
С проблемой питания в пути пассажиров поездов дальнего следования знаком со студенчества, потому что я из Якутии, из города Нерюнгри, и я все время ездил на поезде учиться в Новосибирск и потом, на каникулы, ехал обратно в Нерюнгри. Дорога занимала трое с половиной суток. Пять лет я совершал такие поездки, так как на самолет денег просто не было.
И сейчас, я осознаю, что мы решаем глобальную социальную задачу — меняя культуру питания путешественников в поездах, не решенную еще с советских времен. Только подумайте что приходилось делать, чтобы поесть: заранее купить продукты в магазине, дотащить домой, потом отварить все эти яйца, картошку, курицу, все упаковать в фольгу, потом эту еду нужно притащить в поезд вместе с багажом. А если едешь с детьми — груз увеличивается, так как еда нужна на всю семью. В поезде проблемы продолжаются, если едешь несколько дней, запасы нужно как-то хранить и при том так, чтобы они не испортились и не нанесли вред здоровью. Конечно, сейчас можно обойтись и дошираком, но не для тех, кто привык или вынужден питаться правильной едой? Поэтому, перед нами стоит задача — обеспечить людей в дороге нормальной едой, которую можно получить с комфортом, заказав себе и детям любимые блюда.
Однако проект мы придумали не сами, мы его разработали и «выкупили». В 2016 году к нам в IT-компанию обратились наши знакомые с просьбой создать мобильное приложение для их стартапа «футбал». Мы разработали версию приложения, с которой они заходили на рынок, но, к сожалению, они допустили достаточно много бизнес-ошибок и прогорели. Более того, у них образовалась задолженность перед нами, погасить которую они не смогли, поэтому мы предложили — взаимозачетом забрать себе этот проект доставки, несмотря на то, что он уже не работал почти год. Мы переоформили все авторские права, которые по сути, и так были наши и стали официальными правообладателями проекта. Самое курьезное, что мы и разрабатывали с нуля этот проект.
Признаюсь я все это время наблюдал за этим проектом, но мое видение было изначально другое, от того как он реализовывался. Я на тот момент уже изучал it-бизнес, стартапы, фудтех и понимал, как можно масштабно развить проект.
Поэтому мы начали приступая к проекту, мы полностью разработали новый сервис, сделали полный ребрендинг и назвали компанию «ЕдуЕм». Новое название ассоциируется с едой в движении и интуитивно понятно, что здесь можно заказать себе еду в дороге.
Возможно, вы уже увидели в своей биг дате какие-нибудь странные удивительные особенности — типа, к 23-му вагону доставляют еду чаще, например?
Да, у нас разработана своя облачная система, которая собирает достаточно много данных. Мы обрабатываем большой массив информации и видим практически все, что заказывают люди. Естественно, у нас есть внутренние рейтинги, самые популярные блюда, самые популярные заказы, средний чек. В основном люди предпочитают: салаты, пицца, бургеры, суши. Из удивительного: у нас уже есть постоянные клиенты, которые регулярно заказывают еду и уже совершили больше 10 заказов за последние полтора года. Также у нас есть наши любимчики- проводники, для которых мы стали просто спасением, потому что они обеспечивают питанием себя сами, так как еда им не предоставляется от РЖД и ФПК. Они — наши чемпионы по заказам, которые уже совершили больше 20 заказов, теперь они могут, питаться на работе всегда хорошей и вкусной едой. Тем более что наши партнеры в регионах — держат низкий чек, то есть можно на 150-200 рублей заказать первое, второе и очень вкусно покушать.
Интересно, у курьеров ЕдуЕм будет какое-то своё одеяние, фирменные сумки?
По нашей бизнес-модели у нас не предусмотрены курьеры, мы работаем только с партнерами по России, у которых есть свои курьеры. Пока данная бизнес-модель для нас более экономически эффективна. В будущем, когда мы масштабируемся и будем ежедневно совершать большее количество заказов, скорее всего, нам понадобятся свои курьеры, и для них будем разрабатывать фирменную одежду, сумки, возможно, будут еще какие-то новшества. Но пока, курьеры работают в обычной универсальной одежде, используя только специальные термосумки для доставки.
Как вы будете конкурировать с Яндекс и Деливери, если они тоже зайдут на этот рынок?
Я с огромным уважением отношусь и к тому, и к другому сервису, и наблюдаю за ними, в онлайн-режиме, как и за другими крупными игроками рынка, потому что у них можно учиться. Мы очень многое, за последние 4 года, взяли и применили у себя с точки зрения технологии, работы, приложений, сайтов, менеджмента и так далее. Но тут речи абсолютно не идет о какой-либо конкуренции, потому что если они захотят выйти на этот рынок, то сделают это быстро. А что мы можем? Единственная наша задача до этого момента — это заполучить лояльность и любовь клиентов к нашему сервису — это станет для нас сильным конкурентным преимуществом.
Если они уж точно захотят зайти на этот рынок, то они не будут, я думаю, рассматривать нас как конкурентов, им будет проще купить нашу компанию. Обычно это так и делается на подобных рынках.
Что самое интересное в вашем проекте?
Самое интересное в нашем проекте — это по сути сама идея, сам сервис сам по себе является как бизнес-модель. Изначально, когда я задумался о том, чем это может стать, то у меня сразу была картина — это маркетплейс для пассажиров. Клиент, находясь в поезде, может заказать все что угодно:товары первой необходимости, лекарство из аптеки или продукты из супермаркетов. У нас уже проведены переговоры, мы на стадии интеграции с несколькими топовыми ритейлерами.
Кто делал у вас делал самый большой заказ?
На сегодняшний день самый большой заказ был в прошлом году. Это была группа из 40 детей, которые возвращались из лагеря с отдыха и полностью питались с помощью нашего сервиса в дороге. Мы кормили их в одну сторону и в другую. Если говорить об индивидуальных заказах, то чеки доходят до 3-4 тысяч рублей, то есть это чек хорошего ресторана. Представляете, какая это романтика, когда ты едешь в поезде и кушаешь хорошие суши или хорошее мясо, стейк какой-нибудь с салатом, смотришь в окно, а у тебя там — рассветы, закаты. Это круто. Такого никогда не было, а сейчас есть такая возможность. У нас были случаи, когда люди в дороге праздновали юбилеи, дни рождения, праздники. И мы в комментариях получали просьбы, чтобы вместе с едой курьер заехал куда-нибудь и забрал торт или купил цветы. И мы, конечно, выполняли такие просьбы. И люди просто были в шоке, когда вместе с едой курьер стоял на перроне и держал в руках букет цветов либо торт. И мы рады то, что наш сервис может это сделать. Кстати, скоро в нашем маркет-плейсе появится возможность заказывать — сувениры, цветы, кондитерские изделия. Также у нас будет такая фишка: гастротур — когда можно на протяжении всей дороги покушать кухни разных национальных кухонь.
Остался последний вопрос — сколько вложили и планируете ли привлекать инвесторов, какие планы по развитию?
За все время было вложено чуть больше 20 миллионов. В прошлом году мы проводили pre-seed-раунд, на котором привлекали инвестиции, и успешно закрыли раунд с оценкой компании 100 миллионов рублей. Сейчас привлеченные инвестиции мы планируем направить в основном на маркетинг и на доработку сервиса — как я говорил, мы планируем развиваться в сторону маркетплейса. Также у нас в планах развивать внутри маркет-плейса новое направление и работать над улучшением сервиса. В будущем мы планируем проводить еще несколько раундов инвестиций с целью уже масштабирования проекта. Мы видим, что сервис всем нравится, у нас стабильные показатели роста, поэтому мы видим большие перспективы на российском рынке.