Как маркировать рекламу в интернете - подробная инструкция
На протяжении нескольких месяцев мы всей командой вместе с юристами изучали данный вопрос, чтобы полностью разобраться в маркировке рекламы. Решили поделиться этим с вами, ведь штрафы за непромаркированную рекламу довольно высокие.
Основные нововведения:
- Создан Единый Реестр Интернет-рекламы (ЕРИР)
- Каждому рекламному сообщению присвоят специальный код, по которому его можно будет отследить (токен)
- Для сбора и обработки данных о рекламе и рекламодателях появились новые организации — операторы рекламных данных (ОРД)
Штрафы за нарушение закона «О рекламе».
- для физлиц — от 2000 до 2500 руб.;
- должностных лиц — от 4000 до 20 000 руб.;
- юрлиц — от 100 000 до 500 000 руб.
Что является рекламой
Официальные источники используют данную формулировку: реклама — это информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, которая:
- адресована неопределенному кругу лиц
- направлена на привлечение внимания к объекту рекламирования,
- направлена на формирование или поддержание интереса к нему либо
- направлена на его продвижение на рынке (имеет обычно коммерческие цели)
То есть по факту, если ты очень ярко выделяешь какой-то продукт среди остальных у себя в блоге, рекомендуешь своим подписчикам и прикрепляешь на него ссылку, то это уже реклама
ВАЖНО! Суды рассматривают каждый случай отдельно! Штраф придет только в случае признания судом креатива рекламой, а этот штраф можно будет оспаривать в другом суде)
Что не является рекламой
Грань, на самом деле, очень тонкая и сильно зависит от формулировок, использованных в статье или посте. Если есть призыв к действию, то такой материал 100% относится к рекламе и подлежит регистрации.
- Сведения и информирование о товарах, услугах, акциях, продавце, анонсах, мероприятия, как можно подписаться на другие источники, оформить подписку
- Упоминание (но не акцентирование!) о новинке, которое органично с общим контентом (например: выход новинки косметики у блогеров)
- Употребление и использование товаров по назначению (БЕЗ акцентирования внимания)
- Обзоры нескольких товаров и услуг
- Органичная интеграция товаров и услуг. Пример https://yandex.ru/video/preview/13716022266645574094
- Информационные email рассылки по своим клиентам/базам Пуш-уведомление по своей клиентской базе
- Если в своем источнике рассказываем о курсе/услуге/товаре не даем ссылку на сторис — не реклама. Но если пишем ( ставьте + вышлю ссылку ) - реклама
- Если мы указали ссылку, но это не реклама (нам за это не платили). Мы идем и оспариваем, поднимаем детализацию счета и доказываем, что это не реклама.
- Бартер не является рекламой, только в том случае, если несет информативный материал (например, Я в своих! сторис говорю: " мы с Х-блогером создали бесплатный крутой гайд, он у меня в моем! ТГ канал, забирайте) Это информирование своих продуктов на своем аккаунте, хоть и с соавторством. А если я скажу переходите в ТГ канал к Х-блогеру, то данная информация может посчитаться рекламной.
- Самореклама Не маркируется,если (информирование о своих товарах/услугах/работах в т.ч. и стоимость, как подписаться на свой же ресурсы, оформить подписку, анонсы). Распространять можно на сайте, соцсетях одного и того же производителя, продавца или владельца. Можно использовать ссылки, которые ведут на ресурс одного и того же владельца/учредителя.Маркируется, если (Акцент на 1 товаре или услуге и есть призыв купить, даже на своем сайте. Акцент на 1 товаре в том числе, за счет характеристик, свойств или высказывание положительного отношения блогера именно к этому товару. Тем более если есть призыв к действию. И даже если обзор 10 услуг или товаров и из них выделяется 1
Рекламные площадки, которые маркируем
- Контекстная реклама
- Таргетированная реклама
- Баннеры на сайтах
- Посты, сторис, рилс и тд.
- Бартерное размещение
- SEO
- Рекламный контент (ссылки, публикация в сми)
- Telegram ADS и иные мессенджеры (WhatsApp не считается, так как мессенджер только для обмена сообщениями из-за того что нет технической возможности рекламирования)
На данный момент есть 7 операторов через, которых можно маркировать рекламу
- Яндекс ОРД ord.yandex.ru
- Озон ОРД ord.ozon.ru
- ОРД-А ord-a.ru
- ЛАБОРАТОРИЯ РАЗРАБОТКИ ord-lab.ru
- ПЕРВЫЙ ОРД 1ord.ru
- ВК РЕКЛАМНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ord.vk.com
- МедиаСкаут mediascout.ru
Схема взаимодействия между всеми участниками
- Рекламодатель может делегировать свою обязанность по внесению данных в ОРД / по разаллокации креативов, но ответственность передать НЕЛЬЗЯ
- Каждый участник цепочки отвечает только за свои звенья: там, где он является исполнителем и за что получает деньги
- Если есть в цепочке посредник (напр. рекламное агентство), то оплату рекламораспространитель может делать рекламодателю, но обязательно нужно прописать в договоре
- Самореклама — когда рекламодатель и рекламораспространитель является 1 лицом
Документы, необходимые для маркировки рекламы
- Договор на оказание услуг
- Приложение к договору
- При необходимости NDI
- При необходимости Договор авторского права
- Дополнительное соглашение
- Акт
Как маркировать рекламу
1. Что должно быть в маркировке
- «Реклама»
- Наименование рекламодателя (ооо,ип) и/или сайт, где есть информация о рекламодателе
- Если ИП Иванов Иван Иванович 10шт , то указать ОГРН и/или ИНН
- Токен (erid), который можно вшивать в ссылку ( сайт.ru/?erid= ), если такой возможности нет, то на креатив, если его нет, то в текст
Маркировка должна размещаться на контрастном фоне, понятным шрифтом, быть читабельной
2. Типы креативов и их маркировка
- Текстовый креатив (в начале текста erid, в конце текста: «Реклама», информация о РД)
- Видео креатив (читабельно «Реклама», информация о РД, erid), можно делать вставки с маркировкой) Если есть ссылка на креативе, то erid можно вшить в ссылку, если ссылок нет, то поверх креатива, а не в тексте
Кружочек в тг канале (прописываем в следующем сообщении за кружочком и/или ответом на кружочек)
- Видео-графический креатив (читабельно на видео)
- Аудиозаписи (смотря где публикация) постом, то как и с кружочком в тг
- Аудио и видео трансляция (прямые эфиры)
- Баннер
3. Что маркировать?
- Всю вышедшую рекламу с 01.09.2022
- Архивные статьи опубликованная после 01.09.2022 промаркировать или лучше удалить
Надеемся, что данная инструкция поможет вам разобраться в маркировке рекламы. Если у вас остались вопросы или вам нужна консультация по маркировке, то пишите нам:
WhatsApp +7 925 654‑77‑35
Наш сайт, где можно записаться на бесплатную консультацию: