Главное Авторские колонки Вакансии Образование
313 0 В избр. Сохранено
Авторизуйтесь
Вход с паролем

Когда российский агропром уйдёт в цифру?

Одним из главных трендов нового сельскохозяйственного сезона становится цифровизация: о ней рапортуют на агропредприятиях Нижегородской, Липецкой, Тульской областей и в ряде других регионов. CEO Omega Алексей Рыбаков поделилился прогнозом с журналом "Профиль".
Мнение автора может не совпадать с мнением редакции

Более 200 отечественных стартапов создают разнообразные агротех-решения — приличная цифра. Есть представители во всех направлениях разработок: аналитические системы для точного земледелия (Magrotech, «Агроноут», «Агроштурман», «Агроинтеллект»), контроль и обслуживание скота («АйТиПроект», R-SEPT), автоматизированные теплицы (iFarm, «УрбаниЭко», «Местные корни», «ЭкоРепка»), воздушные и наземные беспилотники («АгроДронГрупп», Geoscan, Skyf, AeroTechAgro, Avrora Robotics).

Со стороны разработчиков развитие AgTech в России ограничивают сложности с получением инвестиций. Из-за них некоторые стартапы надолго задерживаются на ранней стадии развития. В условиях недостатка частных венчурных фондов основные надежды связываются с окологосударственными структурами: Фондом развития интернет-инициатив и дочерними фондами «Сколково».

«Российский рынок AgTech до сих пор находится на этапе становления, несмотря на явную возможность догнать западные технологии за счет развитости отечественного IT-сектора, — комментирует глава ИТ-компании Omega Алексей Рыбаков. — Почему так получается? Наша агропромышленность исторически испытывает дефицит инвестиций. Предприятия выживают за счет собственных ресурсов, объединения в агрохолдинги или госсубсидий. Многие технологические стартапы в сельском хозяйстве, встретившись с реальностью, погибают в течение первых двух-трех лет. Более реальной моделью представляется постепенное внедрение инноваций в существующее традиционное предприятие».

Более 70% российских предпринимателей в сфере АПК уже используют цифровые инструменты в своей деятельности — таков результат отраслевого опроса, проведенного осенью прошлого года Торгово-промышленной палатой (ТПП) РФ. Но резких шагов они предпочитают не делать: 75% респондентов потратили на эксперименты с «цифрой» менее 5 млн рублей.

Причина на поверхности: выгоды цифровизации не всегда очевидны для наших аграриев. Это, в частности, прочувствовал на себе стартап Валерии Коган Fermata. «Наше решение нацелено на уменьшение числа вовлеченных сотрудников и увеличение сохранности урожая, — рассказывает она. — Европейские заказчики оценили его по достоинству. Но в России оно оказалось не востребовано. Во-первых, из-за дешевой рабочей силы ценность автоматизации невелика. Во-вторых, дешевизна конечной продукции приводит к тому, что потери урожая воспринимаются спокойнее».

Кроме того, по версии ТПП, на селе не хватает кадров, готовых работать с новыми технологиями. «На Западе работник стоит дорого, зато может пользоваться продвинутой техникой. Предприятия закупают ее и сразу повышают производительность труда. У нас люди в полях, как правило, не в состоянии освоить такую технику, и основная выгода идет от внедрения систем контроля», — соглашается инвестор, экс-директор концерна «Тракторные заводы» Михаил Болотин.

Есть и инфраструктурные сложности, особенно актуальные для малых хозяйств. «Хотя сегодня при желании можно развернуть точку доступа Wi-Fi прямо в поле, низкая скорость интернета по-прежнему остается барьером, — сетует специалист компании „Первый бит“ Алексей Собольков. — А у малого бизнеса банально отсутствуют ГЛОНАСС-датчики для спутникового мониторинга техники».

В основном AgTech в России развивается за счет крупных агрохолдингов, соглашается эксперт компании John Deere Дмитрий Калашников. «Для того чтобы встать на путь инновационного развития в агропромышленности, нужно планировать стратегию на 5–10 лет вперед. В наших реалиях малые фермы едва ли могут себе это позволить. Зато агрохолдинги в связи с размерами вынуждены так планировать. Уже сейчас они видят, что средства, вложенные в агротех несколько лет назад, окупаются», — поясняет он.

Полная версия статьи: журнал «Профиль»

Подробнее об IT-компании Omega

0
В избр. Сохранено
Авторизуйтесь
Вход с паролем