Главное Авторские колонки Вакансии Образование
😼
Выбор
редакции
599 0 В избр. Сохранено
Авторизуйтесь
Вход с паролем

Как россияне распробовали безналичные способы оплаты и к чему это приведет

Что будет с пластиковыми носителями, заменят ли их брелоки, браслеты, умные часы и почему россияне не торопятся делиться своими биометрическими данными – мнением обо этом поделился с RSpectr генеральный директор IT-компании Omega Алексей Рыбаков.
Мнение автора может не совпадать с мнением редакции

Пандемия подтолкнула цифровую трансформацию — привычные всем банковские карты уходят в прошлое, а бесконтактные платежи распространились на новые типы устройств.

НИКОГДА ТАКОГО НЕ БЫЛО

По данным Центробанка, в прошлом году российские банки выдали рекордное количество расчетных и кредитных карт — 19,2 млн штук. В целом, к концу 2020 года общее количество выпущенных носителей превысило 300 млн штук. При этом число активных единиц, по которым совершались операции за прошлый год, выросло до 209,4 млн штук.

В 2020 ГОДУ ДОЛЯ БЕЗНАЛИЧНЫХ ПЛАТЕЖЕЙ В ОБЩЕМ ОБЪЕМЕ ОПЛАТЫ ТОВАРОВ И УСЛУГ СОСТАВИЛА 70%

Из них каждый четвертый расчет совершен с помощью смартфонов и других устройств для бесконтактной оплаты. В 2019 году этот показатель составлял 64,7 процента.

В 2021 году доля бесконтактных платежей в розничной торговле может достигнуть 72%, а в 2023-м — увеличиться до 75%, прогнозируют аналитики ЦБ РФ. Благо, россияне доверяют новым инструментам, все чаще отказываются от использования бумажных денег и оплачивают покупки банковской картой или бесконтактным способом.

ПРИВЫЧКА СВЫШЕ НАМ ДАНА

Пандемия кардинально изменила платежные предпочтения россиян. Первый заместитель председателя правления Сбербанка Александр Ведяхин перечислил RSpectr новые навыки, которые появились и закрепились в 2020 году:

  1. минимизация контактов с людьми и с поверхностями в общественных местах;
  2. избегание очередей и массовых мероприятий;
  3. использование смартфона в качестве инструмента оплаты.

Несмотря на снятие многих ограничений, введенных в пандемию, эти привычки не пропадают. Необходимость соблюдения социальной дистанции стимулировала развитие новых форм обслуживания:

  1. дарксторы (от англ. «dark store» — «темный магазин») — гибрид склада и магазина, где хранят товары и собирают заказы для онлайн-магазинов;
  2. самовывоз покупок из постаматов;
  3. заказ в ресторане навынос.

Александр Ведяхин, Сбербанк:

— Около 15% клиентов Сбера, которые дистанционно активировали карты, уже не забирают их из отделений. Более 10% новых открываемых карт приходится на цифровые.

На фоне пандемии активная ежемесячная аудитория мобильного приложения «СберБанк Онлайн» увеличилась на 10 млн человек и сейчас составляет более 65 млн пользователей. При этом доля интернет-транзакций в безналичных платежах за прошлый год выросла почти вдвое — до 20%, сообщил RSpectr А.Ведяхин. В январе нынешнего года доля подобных транзакций в Сбербанке выросла до исторического максимума — 73 процента.

По словам А.Ведяхина, помимо перечисленных факторов, существенное влияние в ближайшие три года окажет такой тренд, как ESG (Environmental, Social, Governance — экология, социальное развитие и корпоративное управление — прим. RSpectr). «„Зеленая“ и социальная повестка занимает все более важную роль в целеполагании крупных компаний по всему миру, phygital — сочетание физической сети и развитых цифровых каналов, а также большие данные — рост digital-активности будет генерировать огромное количество данных. Как следствие, будет расти число аналитических и предсказательных сервисов для бизнеса», — полагает топ-менеджер.

При этом отсутствие пластикового носителя никак не влияет на работу карты, отмечает директор Делобанка (группа СКБ-банка) Ирина Кузьмина. По ее словам, цифровые карты обладают полным функционалом и после подключения к сервисам Apple Pay, Samsung Pay, Android Pay или Mir Pay готовы к использованию.

Производители карт могут переключиться на выпуск носителей из инновационных материалов, полагает гендиректор Национального рейтингового агентства Алина Розенцвет. По ее мнению, ESG в пластиковых картах непременно проявит себя в части перехода на биоразлагаемый состав и, возможно, уменьшения размера.

«РУССКОЕ ЧУДО» ПРОДОЛЖАЕТСЯ

Соотечественники активно отказываются от наличных — только в 2010-2018 годах число безналичных карточных транзакций в стране выросло в 30 раз. Это феномен аналитики Boston Consulting Group (BCG) назвали «русским чудом» в сфере карточных расчетов. В 2020 году пандемия дала толчок развитию цифровых технологий и ускорила изменения в индустрии платежей и чудо продолжилось. По данным BCG, в конце 2020 года Россия вошла в топ-5 мировых лидеров по темпам отказа населения от наличных в пользу бесконтактных расчетов. Пандемия коронавируса и ее последствия ускорили изменения в индустрии платежей, которые обычно занимают около десяти лет, сообщил управляющий директор и партнер офиса BCG в Париже Ян Сенан. Однако этот благоприятный период не будет длиться вечно, добавил он.

Эксперт программ «Международная экономическая безопасность» и «Цифровая экономика», доцент РУДН Алексей Гусев уверен, что «русское чудо» в сфере карточных расчетов теперь надолго, а может и навсегда. «Смещение предпочтений в пользу безналичных платежей — это результат резкого нивелирования стереотипов и особенно недоверия со стороны новых потребительских групп и традиционно пассивных к новым технологиям регионов», — отмечает он.

По данным «Сбербанка» в первом квартале 2021 года доля бесконтактных трат в расходах россиян выросла до рекордных 59,4 процента. Рост по сравнению с результатами четвертого квартала 2020 года произошел почти по всем категориям товаров. Однако все еще заметен возросший в прошлом году объем наличных средств в экономике, который отражается в структуре крупных трат, отмечают аналитики.

Алексей Гусев, РУДН:

— Когда в пандемию стали продавать страх, к процессу перехода на безналичные расчеты подключился более массовый клиент. Этим изменениям способствует стремительное развитие отлично адаптированной в банках и ритейле инфраструктуры, особенно в Москве, Санкт-Петербурге и мегаполисах.

По данным Сбербанка, в январе-марте доля безналичных платежей в крупнейших городах России впервые превысила 60 процентов. В восьми из них более двух третей операций проводится без наличных. Доля подобных расчетов в 65% по итогам первого квартала была превышена в восьми регионах РФ. Ненецкий автономный округ обновил свой же рекорд — доля составила 72,8 процента.

Процесс изменения платежного поведения россиян уже не остановить, заключает А.Гусев.

ОДНАКО РАСТУЩАЯ АКТИВНОСТЬ ИНТЕРНЕТ-МОШЕННИКОВ ПРИВОДИТ К ОТКАЗУ ПОЛЬЗОВАТЕЛЕЙ ОТ ДИСТАНЦИОННЫХ УСЛУГ

Алина Розенцвет, Национальное рейтинговое агентство:

— Пока это движение крайне слабо выраженно, но есть вероятность того, что более консервативная часть пользователей будет постепенно отказываться от удобных систем дистанционной оплаты, сервисов и предпочитать личное посещение банка.

Но полный отказ от пластиковых карт вряд ли произойдет, добавила эксперт.

С ней согласен ведущий аналитик Mobile Research Group Эльдар Муртазин. Распространение бесконтактных платежей и применение биометрических данных при расчетах делает выпуск пластиковых карт бессмысленным, констатирует он.

ПЕРЕХОДНЫЙ ПЕРИОД ЗАЙМЕТ МИНИМУМ ПЯТЬ-ШЕСТЬ ЛЕТ, КОГДА КАРТЫ ЕЩЕ БУДУТ ОСТАВАТЬСЯ, НО В ОСНОВНОМ ЛЮДИ БУДУТ ПЛАТИТЬ С ТЕЛЕФОНОВ

Эльдар Муртазин, Mobile Research Group:

— «Пластик» не исчезнет тотально, хотя бы потому, что сегодня еще карты заказывают, а срок годности составляет два-три года. Но их общее число будет сокращаться.

БРЕЛОКИ И ЛАДОНЬ

Банковская карта — популярный, но не единственный инструмент бесконтактной оплаты. Совершить покупку также можно с помощью мобильного телефона, умных часов или даже брелоков. В ЦБ считают, что рост безналичных платежей будет поддерживаться розничной торговлей. Это усилит конкуренцию между бесконтактными способами, тем более, что они появляются как грибы после дождя.

Так 14 апреля Mastercard, российский производитель платежных устройств ISBC и европейский разработчик услуг по токенизации Fidesmo запустили оплату брелоками. Разработчики рассчитывают, что новый инструмент будут использовать до 10% пользователей системы.

Держатели карт Mastercard, эмитированных банками — участниками проекта, смогут привязать их к брелоку и использовать его для расчетов. Брелоку не требуются доступ в интернет и подзарядка, на нем нет маркировки и персональных данных владельца, отмечают участники проекта. В случае потери ничего страшного не случится — на нем нет реквизитов, его можно заблокировать, не блокируя саму карту.

Следом 21 апреля американский IT-гигант Amazon запустил в принадлежащих ей магазинах сервис оплаты покупок взмахом ладони. Чтобы воспользоваться такой возможностью потребуется регистрация в сервисе Amazon One, где нужно будет ввести номера телефона, банковской карты и отсканировать ладонь. Система распознает биометрические данные с ладони и спишет деньги. Пока новый сервис доступен только в Сиэтле, но в ближайшие месяцы появится и в других городах.

ОТКРОЙ ЛИЧИКО!

Разработчики и финансовые организации активно внедряют способ расчета на основе биометрических данных. В марте Сбербанк, система Visa и Х5 Retail Group запустили платежи «по лицу» в магазинах «Перекресток». Сервис доступен клиентам Сбербанка. Кроме того, предварительно нужно сдать образец биометрии. После этого можно зайти в «Сбербанк Онлайн», выбрать пункт «Оплата одним взглядом» (в разделе «Карты» или «Профиль») и указать карту, с которой будут списываться средства. В момент расчета после сканирования товаров на кассе самообслуживания нужно выбрать режим «Оплата одним взглядом» и посмотреть в камеру.

У использования биометрических данных большие перспективы — к 2025 году 93% от всех смартфонов в мире будут иметь функционал для обработки подобных сведений, полагают аналитики Juniper Research. В течение следующих нескольких лет миллиарды пользователей будут регулярно использовать технологии распознавания лиц для подтверждения платежей, сделанных с помощью смартфона. Кроме лица, для оплаты будут использоваться отпечатки пальцев, радужная оболочка глаза и голос, отмечают эксперты. Уже сейчас, расплачиваясь со смартфона с применением Apple Pay, пользователю достаточно отпечатка пальца.

С июля 2020 года Сбербанк совместно с сетью кафе PRIME реализует пилотный проект, позволяющий рассчитываться с помощью биометрии лица, напоминает А.Ведяхин. Более 70% пользователей сервиса совершили три и более операций с использованием новой технологии. Это говорит о потенциально высоком спросе на этот сервис, отмечает он.

Сейчас к системе подключено еще несколько крупных корпоративных клиентов.

По оценке Сбербанка, доля операций по оплате товаров и услуг в России, совершенных с помощью носимых устройств, в конце 2020 года достигла 20-25 процентов. «Это все токенизированные платежи (iPhone/Android), но как они делятся между типами носимых устройств — мы не видим. В любом случае 20-25% — это очень серьезный результат, учитывая, что эта технология появилась в России только осенью 2016 года», — рассказал А.Ведяхин.

Гендиректор IT-компании Omega Алексей Рыбаков в разговоре с RSpectr сомневается в скором применении биометрических данных при покупках. У пользователя должно быть само устройство, поскольку мы привычно воспринимаем деньги с их обязательной физической составляющей, напоминает он.

ЕСЛИ РАНЬШЕ ЭТО БЫЛИ МОНЕТЫ И БАНКНОТЫ, ТО СЕЙЧАС ИХ АНАЛОГ — СМАРТФОН

Очень удобно «расплатиться лицом», но как узнать свой баланс и что делать, если средств недостаточно, задается вопрос топ-менеджер. Также при утечке данных биометрии злоумышленнику даже необязательно распечатывать фотографию лица, а достаточно передать в систему сведения в соответствующем техническом формате, обращает внимание эксперт. Так хакеры смогут производить оплату со счета, не имея изображения лица — им нужен будет лишь цифровой отпечаток лица.

Алексей Рыбаков, Omega:

— Самое страшное — при утечке человек не сможет изменить свою биометрию, как он меняет пароли после взлома. Поэтому естественно, что граждане не спешат делиться подобными сведениями.

При нескольких уровнях аутентификации — распознавании лица, запрос отпечатка пальцев, сканировании сетчатки глаза — потребуется наличие специального оборудования и выработки стандартов. Вряд ли это будет действительно удобно для посетителей магазинов, сомневается А.Рыбаков.

Для сбора биометрических данных может быть включен административный ресурс, но это негативно отразится на доверии к государству, рассуждает он. Пока закон «О персональных данных» позволяет отказать банку, государству или любой другой организации в сборе и обработке биометрии даже в том случае, если разрешение уже подписано.

Пока государство и бизнес не ответят четко на вопросы безопасности — не стоит ожидать массового притока людей для сдачи биометрических сведений, подчеркивает А.Рыбаков.

Источник: RSpectr

Подробнее об IT-компании Omega

+1
В избр. Сохранено
Авторизуйтесь
Вход с паролем