Главное Авторские колонки Вакансии Образование
😼
Выбор
редакции
2 276 0 В избр. Сохранено
Авторизуйтесь
Вход с паролем

Дипфейки: что это такое, зачем и кому они нужны + 13 кейсов

Генеральный директор IT-компании Omega Алексей Рыбаков рассказал Texterra о возможностях применения технологии.
Мнение автора может не совпадать с мнением редакции

Том Круз решил «побаловать себя»: ест чупа-чупс, находит в нем жвачку и удивляется. Все это, естественно, практически в прямом эфире. Звезды все ближе к обычным людям! Или нет? Нет, это всего лишь deepfake-версия Тома Круза, но сходство впечатляющее, правда?

В этой статье рассказываем о том, что такое дипфейки, как их создают, чем они опасны, а также делимся кейсами их использования не только в формате шуточных видео, но и в «серьезном» маркетинге.

Что такое дипфейки

В начале 2021 года TikTok-видео с участием Тома Круза и правда набрали популярность. Поражают и внешнее сходство дипфейка с актером, и то, как точно передан его знаменитый смех. Этого «Тома Круза» создал Крис Уме, бельгийский специалист по deepfake-эффектам.

Deepfake (deep learning, «глубокое обучение» + fake "фейк, подделка) — методика синтеза изображения, основанная на искусственном интеллекте. Она используется для соединения и наложения существующих изображений и видео на исходные изображения или видеоролики.

В создании дипфейков участвуют GAN — генеративно-состязательные сети. Генеративная часть алгоритма, обучаясь на существующих фото, создает изображение. А состязательная — буквально «соревнуется» с первой частью алгоритма, стараясь отличить настоящие изображения от ненастоящих. В процессе этого соревнования и создаются дипфейки — изображения и видео, которые действительно трудно отличить от реальных, созданных человеком.

Даниил Охлопков, Data Lead в Runa Capital: "Сгенерированные изображения и видео со временем станут реалистичнее. Будет меньше видимых артефактов — следов того, что изображение было сгенерировано нейронной сетью.


На самом деле, этих людей не существует, они созданы нейросетью.

Обратите внимание, на первой картинке слева появился перевернутый рот, на второй смазаны зубы. Аналогичные неточности (артефакты) можно находить и на видео с дипфейками.

Сейчас для создания фотореалистичного deepfake необходима постобработка. Это наглядно показали создатели видео, где актер Том Круз баллотируется в президенты США."

На мой взгляд, технологию ожидает бумообразный рост в ближайшие несколько лет. Нынешний уровень развития технологии и ее перспективы стимулируют интерес, а значит, все больше разработчиков будут применять и использовать ее для решения своих задач. Решения будут все доступнее, дешевле и при этом качественнее.
На развитие будет сильно влиять то, как эта технология воспримется законодательно.

С одной стороны, все понимают, что мировую эволюцию deepfake не сдержать силами государства в отдельных странах.

С другой, это одна из наиболее опасных технологий в рамках текущей парадигмы безопасности, которая поддерживает мнение о том, что биометрия — отличный способ идентифицировать человека.

Григорий Иванов, основатель группы компаний Neutronix

Опасность технологии

Дипфейки, созданные с использованием фото знаменитостей, могут не только развлекать, но и порочить честь известных людей. Например, появился такой подвид порно как deepfake porn. В нем лица порноактрис заменяются на лица знаменитостей: Натали Дормер, Галь Гадот и других.

У дипфейков практически безграничные возможности: с их помощью можно «заставить» кого угодно говорить и делать что угодно. В 2018 году режиссер Джордан Пил создал видео, на котором Барак Обама говорит об опасности дипфейков и fake news (фальшивые новости) в целом:

«It may sound basic, but how we move forward in the age of information is going to be the difference between whether we survive or whether we become some kind of fucked-up dystopia».

«Это прозвучит банально, но пока мы на пути к веку информации, главный вопрос для нас — сможем ли мы выжить, или мир превратится в какую-то извращенную антиутопию».

На видео Обама ругает Трампа, не стесняясь выражений, и очень легко поверить в то, что это действительно бывший президент США. Видео было создано, чтобы предупредить пользователей об опасности дипфейков, а также призвать их не верить всему, что они видят.

Кроме того, дипфейки могут «помочь» развитию мошенничества в интернете или даже по телефону. В 2019 году CEO британской энергетической компании заплатил мошенникам 220 тыс. евро, потому что думал, что об этом попросил его босс, голос которого в телефонном разговоре сгенерировали киберпреступники.

В связи с этими проблемами появились программы и гранты для тех, кто создаст лучший детектор дипфейков.

Facebook активно занимается изучением дипфейков и способов им противостоять. В созданном компанией Deepfake Detection Challenge поучаствовали более 2 тыс. специалистов. Благодаря этому челленджу у AI-исследователей появятся новые методы для распознавания дипфейков, которые несут угрозу обществу.

В России на похожее исследование было выделено почти 5 млн р.

Будет война генераторов реалистичных дипфейков и их детекторов. Уже сейчас Facebook инвестирует в это направление, а на сайте по анализу данных Kaggle проходят соревнования на лучший детектор дипфейков. Twitter недавно добавил возможность помечать контент как фейк, включая видео с дипфейками. Решением может стать обязательное использование водяных знаков.

Даниил Охлопков, Data Lead в Runa Capital

«Хорошие» кейсы

Дипфейки сами по себе не опасны. Есть и хорошие кейсы использования deepfake-технологий.

Например, дипфейки могут помогать людям. У Microsoft есть приложение Seeing.AI для слепых и слабовидящих людей: cинтезированный голос комментирует все, что происходит вокруг человека с нарушениями зрения, помогая ему ориентироваться в мире

Дипфейки можно применять в образовании. WPP — британский международный холдинг в области коммуникаций, рекламы, связей с общественностью, технологий и торговли. Во время пандемии COVID-19 этой компании понадобилась программа для корпоративного обучения. Это было как раз в разгар локдауна, поэтому сделать видео с реальными спикерами было невозможно.

WPP обратилась к Synthesia, компании, специализирующейся на AI, и те создали для них обучающую программу, где в качестве лекторов выступают deepfake-аватары.

Дипфейки используются и в искусстве. Специалисты из Сколково и Samsung «оживили» Мону Лизу:

Сальвадора Дали тоже оживили, и он может не только двигаться, но даже отвечать на вопросы и делать селфи с желающими.

Дипфейки могут стать и частью индустрии развлечений. Уже есть десятки приложений, которые позволяют заменить одно лицо на другое и даже поместить себя в клип или фильм:

  1. Zao (Android);
  2. Reface: замена лица (iOS и Android);
  3. FaceApp (iOS и Android).

Кстати, при создании «Форсаж-7» тоже использовались deepfake-технологии. Получается, в теории они могут помочь решить проблему с дублерами и удешевить производство видеоконтента.

Представьте, как много рекламного и промо-контента можно генерировать даже без участия реальных знаменитостей. Может, в будущем они будут просто продавать свои образы, а студии получат возможность делать невероятный, но очень реалистичный контент. Меньше времени на съемку, возможность участвовать сразу в нескольких проектах одновременно вообще не выходя из дома. Все это — потенциально огромные рекламные контракты.

Юлия Плосконосова, аккаунт-директор Mailfit

Применение в маркетинге и рекламе

Можно ли применять deepfake-технологии в рекламе? Да! Ниже — несколько успешных кейсов, которые могут послужить референсами для ваших рекламных кампаний.

Vivienne Sabo

Бренд косметики — один из российских пионеров применения deepfake-технологий. В 2020 году компания запустила рекламный видеопроект с использованием технологии замены лиц.

На сцене кабаре мог оказаться каждый. Достаточно было загрузить свое фото на специальном лендинге или в приложении на базе Vk Mini Apps и получить видео. Кампания уже завершена, так что сделать видео больше нельзя.

Технология дополненной реальности позволяет покупателю примерить одежду, обувь, бижутерию, попробовать макияж виртуально. Deepfake-технология способна сделать то же самое. В отличие от AR, она показывает не просто то, подходит ли вещь, а как сам человек выглядит с ней со стороны.

Алексей Рыбаков, генеральный директор IT-компании Omega

Clarins

Этот бренд косметики тоже предлагает примерить макияж не выходя из дома. Нужно всего лишь перейти на страницу средства в интернет-магазине и нажать кнопку «Макияж онлайн». Можно загрузить фото из галереи телефона или снять новое. Примерять можно средства для лица, глаз и губ.

Похожие инициативы есть у Maybelline New York, NYX, Armani, Mary Kay, L’Oreal Paris (там даже можно «примерить» цвет волос и определиться с краской) — в общем, у многих марок косметики.

L’Oreal Paris

Кстати, о L’Oreal. У компании есть не только примерка макияжа онлайн. Skin Genius от L’Oreal — это digital-инструмент, который анализирует качество кожи в реальном времени с помощью AI. Программа сравнивает кожу с 10 000 реальных снимков от экспертов-дерматологов и на основе анализа рекомендует активные ингредиенты и конкретные советы и продукты по уходу за кожей.

Skin Genius от L’Oreal Paris

«Сбер»

С помощью deepfake-технологий «Сбер» «вернул к жизни» Жоржа Милославского, героя фильма «Иван Васильевич меняет профессию».

Герой предновогодней рекламы оказался в 2020 году, прокатился на «Ситимобиле», воспользовался приложением «Сбер.Онлайн», послушал музыку в «Сбер.Звуке», оплатил покупки телефоном, получил доставку из «Сбер.Маркета» и попал на концерт NILETTO.

Для воссоздания голоса героя была использована технология text-to-speech и реальные записи речи актера (Леонида Куравлева) общей длиной около 4-х минут. Несмотря на то, что это очень мало, специалистам «Группы ЦРТ» удалось синтезировать голос Милославского.

ESPN & Netflix

ESPN, американский кабельный канал, запустил рекламу документального сериала о Майкле Джордане («The Last Dance»). В рекламе спортивный ведущий Кенни Мэйн в 1998 году делает предсказания о том, что в 2020 ESPN снимет шоу о звезде баскетбола, а еще что «джинсы будут очень узкими», в целом делая отсылки к тому, каким будет будущее. Конечно, это не настоящий Кенни Мэйн, а его deepfake-версия.

Дипфейки удешевляют производство рекламы и любого видеоконтента. Недавно HBO сняла рекламу своего спортивного канала, в котором должны были принять участие звезды NBA. Из-за карантина путешествия и личные встречи со спортсменами были ограничены, поэтому создатели ролика сняли актеров с похожей внешностью, а потом с помощью технологии наложили лица реальных спортсменов.
Чтобы сделать видео, присутствие знаменитости на съемочной площадке вовсе не обязательно, а значит и гонорар звезды может быть значительно меньше.

Даниил Охлопков, Data Lead в Runa Capital

Malaria No More

Еще один хороший пример — Дэвид Бэкхем, говорящий на 9 языках в рекламе компании Malaria No More.

Если компания работает на несколько рынков, снимать каждый раз новый ролик для каждого языка нет необходимости. Алгоритмы могут настроить движения лица модели и речь под необходимую языковую аудиторию.

Алексей Рыбаков, генеральный директор IT-компании Omega

Deepfake-технологии могут помочь брендам привлечь клиентов с помощью целенаправленных и персонализированных сообщений. Инфлюенсерам и селебрити дипфейки помогут больше и лучше взаимодействовать с аудиторией. Например, знаменитость может выступить в рамках модной рекламной кампании, даже не приходя на фотосессию.
Deepfake помогает повысить вовлечннность. К примеру, в 2020 году приложение Reface AI позволило пользователям виртуально примерить одежду Gucci.
В ретейле есть перспективы персонализировать обслуживание клиентов, используя deepfake-помощника, который обрабатывает онлайн-запросы, разговаривая с клиентом на одном языке. Так покупатели могут разговаривать с «настоящим» лицом, что повышает доверие к сервису.

Виталий Миняйло, сооснователь и СЕО IT-компании neurotrack.tech

Онлайн-примерочная

Русскоязычный разработчик Алексей Чаплыгин создал технологию, которая позволяет виртуально изменять параметры тела. Автор разрабатывал технологию для виртуальных примерочных, чтобы люди при просмотре одежды в интернет-магазине могли видеть вещи на себе, а не на моделях.

Итог

Бизнесу можно и нужно использовать дипфейки, если соблюдены два условия: на это есть колоссальные бюджеты, и остальные способы персонализации взаимодействия с аудиторией уже испробованы.

Сегодня deepfake — все еще дорогая технология, доступная далеко не каждой компании. Компаниям со скромными бюджетами предлагаем вместо одного взрывного ролика разработать грамотную стратегию продвиженияи вложиться в постоянный стабильный рост.

Раньше обращение телевизионной картинки прямо к конкретному зрителю было лишь сюжетом фантастических фильмов. Но теперь один и тот же рекламный ролик может быть настроен, например, под имя конкретного пользователя или сегмент целевой аудитории, которые не смогут понять, что движениями губ управляют алгоритмы, а не человек.

Алексей Рыбаков, генеральный директор IT-компании Omega

Скорее всего, технология станет привычным инструментом типа Photoshop. Ее можно будет использовать как в хороших целях — удешевление стоимости видеопродакшена с дорогими актерами, так и в сомнительных — для создания фейковых видео с известными личностями.

Даниил Охлопков, Data Lead в Runa Capital

Что думаете о развитии дипфейков? Видите в них качественный рекламный инструмент или пока не готовы использовать в работе?

Источник: Texterra

Подробнее об IT-компании Omega

0
В избр. Сохранено
Авторизуйтесь
Вход с паролем