Главное Свежее Вакансии   Проекты
259 0 В избр. Сохранено
Авторизуйтесь
Вход с паролем

Мишустин заявил о создании цифровой платформы для оформления выплат и пособий

Председатель правительства РФ Михаил Мишустин утвердил концепцию цифровой трансформации соцсферы. В течение 5 лет в стране будет создана единая цифровая платформа, позволяющая в электронном виде оформлять социальные пособия, избавляя граждан от бумажной волокиты.

Концепция цифровой трансформации социальной сферы до 2025 года утверждена. В пилотном формате проект запустят уже в этом году в 7 регионах страны. Затем он будет внедрен на территории всей страны.

На новой платформе будут объединены информационные системы:

— Минтруда РФ;

— Пенсионного фонда РФ (ПФР);

— Фонда социального страхования (ФСС);

— учреждений медико-социальной экспертизы.

Поэтапно на нее будут переводиться все процедуры назначения и предоставления мер социальной поддержки населению. Утвержденная правительством Концепция станет фундаментом для создания системы «социального казначейства», разрабатываемой в рамках общенационального плана по восстановлению экономики, который премьер-министр Михаил Мишустин утвердил в 2020 году.

Концепция также включает в себя подробный перечень мероприятий по цифровой трансформации социальной сферы. В частности, в ближайшее время намечено:

— запуск эксперимента в семи пилотных регионах по назначению некоторых социальных выплат в беззаявительном порядке;

— перевод на единую цифровую платформу процесса начисления пособий, компенсаций и социальных льгот в этих регионах;

— запуск единого контакт-центра для всей страны.

Михаил Мишустин на совещании с вице-премьерами 01.03.2021 года напомнил, что подобный подход был протестирован в 2020 году, когда президентские выплаты семьям с детьми назначались автоматически.

«Необходимо, чтобы все меры социальной поддержки можно было получать так же быстро и удобно. Это то, к чему мы стремимся в своей работе»

Председатель Правительства РФ

Также Михаил Мишустин подчеркнул, что уже в этом году появится еще одно нововведение, касающееся опекунов и законных представителей. Для них будет доступным оформление пособий на подопечных в электронном виде через портал госуслуг.

Алексей Рыбаков, генеральный директор IT-компании Omega, уверен, что вопрос о том, как принять решение о социальной выплате имеет двоякий контекст.

"С одной стороны, речь идет о процедурах, т. е. насколько автоматически принимается решение. В традиционном формате гражданину необходимо собрать кипу бумаг и принести в орган, принимающий решение о выплате. Часть выплат ушли в автоматизированный формат: либо гражданину приходит выплата лишь по предоставлении номера счета в банке, либо гражданин собирает кипу бумаг единожды, а затем лишь подтверждает согласие на получение выплаты. В этом плане социальные выплаты необходимо максимально автоматизировать. Это вполне реально сделать за ближайшие пару лет. Однако в таком случае цифры в 20-25 млрд рублей очень сомнительны: это явно превышает необходимые затраты.

С другой стороны, за 2020 год мы увидели появление новых временных и постоянных социальных выплат. При решении об установлении каждого из них проходила большая работа государственных органов, которые обсчитывали конкретные цифры и ограничения, исходя из баланса экономических и социальных соображений.

Таким образом, внедрение новых технологий должно помочь правительству в решении вопроса, стоит ли вообще принимать закон или постановление о новой социальной выплате или, наоборот, необходимо уменьшить объем финансовой поддержки населения, а также в каком объеме необходимо добавить или уменьшить уровень социальной поддержки.

Это вопрос в том числе важен с точки зрения формирования бюджетов на всех уровнях власти. Не секрет, что довольно много денег, заложенных на социальные выплаты остаются невостребованными. Например, на 2022 год депутаты заложили общую сумму с запасом на определенную социальную выплату. Но в итоге оказывается, что по итогам года за выплатой обратились меньше людей, чем было запланировано. Это означает, что средства пролежали мертвым грузом, хотя могли быть направлены на инвестиционные проекты. С другой стороны, уже на следующий 2023 год могут быть заложена сумма меньшая, чем потребуется по итогам года. Таким образом, автоматизация прогнозирования поможет в бюджетном планировании. Информационная система должна самостоятельно анализировать данные об экономической и социальной сфере и предлагать решения. Это в чистом виде GovTech.

Я бы оценил, что IT-среда готова к такой системе примерно на 50 процентов. Некоторые механизмы уже готовы, но в целом система не отлажена. Фактором, который будет максимально тормозить работу системы, будет необъективность данных, попадающих под обработку алгоритмов. Алгоритмы будут эффективно работать и давать готовые ответы, но исходя из некорректных данных, подаваемых исполнителями. Внедрение системы требует сонастройки управленческого аппарата с алгоритмами.

Проиллюстрирую иной вариант необъективности данных. Например, в региональное министерство экономики пришло два обращения. Одна группа собрала сто подписей предпринимателей о необходимости введения новой меры поддержки бизнеса. Другая группа принесла в орган власти обращение с тысячью подписей жителей против введения меры. Объективно ли принять решение, исходя из количества подписей за и против? Если система учтет лишь обращение предпринимателей, не приведет ли это к социальному взрыву в конкретной местности? Таким образом, ситуация может выйти из плоскости экономики в плоскость политики.

В любом случае на сегодня далеко не все ведомства цифровизованы на должном уровне. Внедрение алгоритмов на государственном уровне потребует инвестиций в новое ПО, а не просто замену «ворда» и разработки аналога Zoom. На той IT-среде, которая сейчас имеется в ведомствах, переход к общегосударственным алгоритмам займет как минимум 20 лет.

Если говорить о рисках информационной безопасности, то они всегда присутствуют и всегда носят человеческую основу. Обычное явление — несанкционированное подключение отдельных сотрудников правоохранительных органов к базам данных с персональными данными и передача данных в руки третьих лиц. Кроме этого, риски связаны с упомянутой мной необъективностью данных.

Цифровизация, безусловно, повлияет на поведенческие особенности общества. Большинство населения ждет, когда общение с государством станет проще. Но это имеет другую негативную сторону: государственные сервисы и, в частности, цифровой паспорт, позволят государству плотнее следить за гражданами. Например, мы это видим в случае с налоговой, которая внедрила алгоритмы анализа расходов граждан с помощью электронных чеков".

Автор: Алексей Смородин

Подробнее об ИТ-компании Omega

0
В избр. Сохранено
Авторизуйтесь
Вход с паролем