Мультипродуктовость — устойчивое развитие вендора или расфокусировка экспертизы?
Мульти- и монопродуктовость — что перспективнее для вендоров?
Опора вендора только на один продукт может привести к очень хрупкой конструкции такого бизнеса — всегда есть риски, что узкий рынок исчезнет, а потребности клиентов изменятся. Намного устойчивее та компания, которая занимается мультипродуктовой деятельностью. При этом по-настоящему удобная для пользователя экосистема — та, в которой продукты между собой взаимосвязаны — в них переиспользуются данные, действует общая идентификация, используется единый внешний вид. Своим мнением поделился руководитель направления «Веб-сервисы для бизнеса» в Контуре Александр Голубев.
Мы в Контуре стремимся создавать решения, которые бы экономили время наших клиентов за счет оптимизации процессов. И экономия времени происходит не только за счет того, что мы делаем эффективным какой-то один процесс, а благодаря тому, что разные функциональные зоны в связке начинают работать эффективно. С точки зрения клиента чаще запрос заключается в том, чтобы решать проблемы всей компании, а не только специалистов какого-то одного профиля. А значит, для разработчиков важно думать, как реализовать стыки, причем как продуктов одного, так и разных вендоров. Приведу один из примеров экосистемного подхода. Миссия продуктовой группы Толк — объединять людей для общего дела. Толк включает решения для видеоконференцсвязи, чатов и другие сервисы коммуникации. Мы понимаем, что клиентских сценариев здесь достаточно много и все из них реализовать самостоятельно быстро не получится, поэтому что-то мы делаем сами, а с частью партнерских решений интегрируемся, чтобы создать целостный опыт для клиентов.
Любой вендор, на мой взгляд, должен стремиться быть мультипродуктовым. Потому что монопродуктовым он может быть только если целенаправленно решает сосредоточиться строго на одном продукте. При этом вендор сознательно ограничивает себя в целевой аудитории и в возможностях развития. Он может компенсировать эти ограничения только тем, что будет делать свой продукт уникальным на рынке и, соответственно, более дорогим. Если вендор не делает уникальный продукт, он будет поглощен другим вендором или уйдет с рынка.
Точки роста для продуктовых вендоров
С точки зрения развития цифровых сервисов платформенный подход представляет определенные проблемы.Денис Волков, министр цифрового развития Воронежской области, определил направления, которые могут стать для разработчиков мультипродуктовых платформ точками роста.
Сейчас, когда мы подключаем продукт, который входит в экосистему, то не всегда уверены, что через пару лет он будет поддерживаться этой экосистемой или что не будет заблокирован. Потому что на практике это может быть перелицензированный продукт, например, из Китая — и если иностранные производители что-то поменяют, то на нашей стороне продукт перестанет работать. Чтобы претендовать на создание экосистемы, нужен в первую очередь высокий уровень зрелости менеджмента, чтобы не просто выпускать продукты и заносить их под зонтичный бренд, но ещё и формировать почву, то есть участвовать в развитии сообщества. Например, создавать соответствующие треки обучения и подготовки тех людей, которые с вашей экосистемой будут работать как разработчики, внедренцы, получать обратную связь от пользователей и так далее. Потому что сейчас у нас есть много продуктов под одним брендом, но это не дает должную синергию. При выборе экосистемы важна адекватность команды, с которой приходится работать, то есть возможность реагировать на текущую ситуацию. «Очень часто к тем системам, которые мы приобретаем, неожиданно жизнь предъявляет совершенно новые требования. И здесь мы ожидаем от разработчиков способности быстро подключиться и реализовать необходимые доработки», — добавил министр.
Какую стратегию выбрать бизнесу
Полина Дуйкова, директор направления СЭД/ECM Департамента бизнес-решений и консалтинга, ПАО «Софтлайн» рассказала, как бизнес и государство могут быть эффективными в текущих условиях развития информационных технологий.
Я поддерживаю идею единого информационного пространства, которое позволяет объединить решения для различных задач — и инфраструктурных, и бизнес-задач. Когда компания становится зрелой, мы как консалтинговое направление формируем ее стратегию, выбираем для нее подходящие решения. Это могут быть решения от одного вендора, это может быть практика вендоров. Далее технологические платформы позволяют интегрировать их между собой. Да, есть компании, которые создают свои системы с нуля, но я считаю, что российский рынок представлен достаточно широко в информационных технологиях — можно выбрать лучшее и создать тот результат, который будет удовлетворять потребностям и бизнеса, и государственного сектора.
СКБ Контур — группа компаний, которая развивает экосистему для бизнеса Контур, инвестируют в образование, инфраструктуру и IT-сообщество. Ключевые направления бизнеса СКБ Контур — ЭДО, бухгалтерия, электронная подпись, инфобез, финтех и онлайн-кассы. По итогам 2023 года число клиентов группы компаний превысило 2,5 млн.