Цифровизация грузоперевозок выходит на новый уровень
Для успешного массового перехода на электронные перевозочные документы (ЭПД) потребуется подключить к государственной системе большее число ведомств. Это позволит государству обеспечить комплексный контроль за сферой грузоперевозок.
Сейчас доступ к данным ГИС есть у ФНС, МВД, Ространснадзора, Минцифры и Минтранса. Вскоре к ним присоединятся и другие федеральные ведомства: Минпромторг, Минздрав, Минсельхоз, ФТС, ФСБ, Росалкогольтабакконтроль, Россельхознадзор и Рослесхоз. Внедрение таких изменений поможет быстрее обрабатывать данные.
Среди перспектив развития ЭПД Мишин отметил перевод 25 транспортных документов в электронный вид. Из них: шесть водных документов, пять — железнодорожных, пять — авиационных и семь, связанных с автомобильными перевозками. Предусмотрена интеграция с международными системами, включая создание двух новых международных перевозочных документов.
Планируется, что для перевозчиков алкогольной продукции использование ЭПД с 2025 года станет обязательным. В рамках подготовки к переходу проведен пилотный проект, который показал успешные сценарии и помог выявить несколько областей для доработки.
По нашей оценке, около 80% федеральных компаний, торговых сетей и крупных региональных поставщиков алкоголя уже определились с решениями для работы с ЭПД и готовятся к обязательному переходу. Однако мы пока не знаем, какой будет итоговая схема обмена данными между ЕГАИС и системой ЭПД. Если схема не изменится или будет упрощена, большинство участников оборота алкогольной и спиртосодержащей продукции оперативно перейдут на новый формат работы с 1 марта 2025.
По словам эксперта, для перестройки процессов компаниям нужна помощь. Бизнес зачастую не может самостоятельно адаптировать внутренние системы для работы с электронными транспортными накладными и путевыми листами и обращается за консультациями к операторам ЭПД.
Пилотный проект по применению ЭПД при перевозках алкоголя идет уже два года, в нем участвуют более 40 компаний. За это время мы успешно протестировали несколько сценариев обмена данными. Важно понимать, что рынок уже около 20 лет использует бумажный экземпляр товарно-транспортной накладной. Цифровизация требует гибкости не только от перевозчиков, но и от производителей учетных систем для транспортных парков.
СКБ Контур развивает электронный документооборот между контрагентами с 2010 года и входит в реестр операторов ЭДО федерального уровня. Сервис Логистика от Контура помогает компаниям обмениваться транспортными накладными, путевыми листами и другими перевозочными документами онлайн.