Главное Авторские колонки Вакансии Вопросы
76 0 В избр. Сохранено
Авторизуйтесь
Вход с паролем

Цифровая культура: данность, безопасность, эффективность

Эксперты российской ИТ-отрасли на конференции Контура обсудили, зачем компаниям переходить в цифру.
Мнение автора может не совпадать с мнением редакции

Цифровизация российской экономики — это данность не только для крупных и небольших компаний, но и для их потенциальных сотрудников, которые начинают предъявлять к работодателям требования по уровню автоматизации процессов. Бизнес вынужден соответствовать этим запросам, но при этом и сохранять высокий уровень, как внешнего, так и внутреннего контура безопасности. При этом цифровые сервисы позволяют компаниям сохранять конкурентоспособность и повышать собственную безопасность. К таким выводам пришли участники дискуссии «Возможности или риск: бизнес в эпоху цифровой трансформации», которая состоялась на форуме «Искусство бизнеса», организованного экосистемой для бизнеса Контур.

Цифровизация — данность

Уровень цифровизации в России уже сейчас высокий, при этом речь идет не только о бизнес-процессах, о которых часто вспоминают при разговоре о технологиях, но и о повседневной жизни, считает вице-президент, директор по ИТ эксплуатации и инфраструктуре «Ростелекома» Кирилл Песчаный. В пример он привел сложности, с которыми сталкивается каждый при ограничении мобильного интернета.

Фото: Контур

«В один из таких моментов я пытался вызвать такси, оплатить банковской картой покупку и сделать еще несколько привычных операций, все безуспешно. Приходит понимание, насколько реально мы зависим от цифры и от результатов трансформации. Не в бизнес-процессах, а в бытовых вещах. Так что можно сказать, что цифровизация — уже данность», — объяснил свое мнение Кирилл Песчаный.

«Цифра везде, — согласилась вице-президент по развитию бизнеса „Лаборатории Касперского“ в России и странах СНГ Анна Кулашова. — И новое поколение, которое уже активно выходит на рынок труда, начинает предъявлять высокие требования к цифровизации рабочих процессов, под которые организации вынуждены подстраиваться. Драйвером цифровизации становится и дефицит кадров, поскольку технологии помогают предприятиям автоматизировать отдельные процессы», — считает Анна Кулашова.

Фото: Контур

При этом процесс цифровизации идет как в ширину, так и глубину российской экономики, добавил директор московского макрорегионального центра СКБ Контур Кирилл Синицын. Он привел пример электронного документооборота. Если раньше ЭДО пользовались в основном крупные компании, то теперь ценность и эффективность инструмента видят и небольшие бизнесы. По его словам, сейчас около 74% пользователей сервиса Контур.Диадок — микропредприятия, что свидетельствует о высоком уровне проникновения технологии во все сферы российской экономики.

«Но есть и другая тенденция — расширяется перечень документов и области применения ЭДО. В том числе с подачи государства, например, новые требования по передачи перевозочных документов в логистике, которые вступают в силу через год. Или как собственная инициатива бизнеса, когда появляется необходимость оптимизировать собственные процессы. Как один из примеров — кадровый ЭДО, внедрение которого переводит на электронный документооборот всех сотрудников компании», — пояснил Кирилл Синицын.

Фундамент — переход на отечественные технологии

Несмотря на высокий уровень цифровизации российской экономики, технологическая независимость от иностранных технологий, в том числе от разработчиков, которые ушли с российского рынка, все еще на недостаточном уровне, считает заместитель директора по информационным и цифровым технологиям Росатома Андрей Королев. И, добавил он, этот вызов перехода предстоит принять не только разработчикам, которым придется заместить сервисы, но и молодому поколению, которому к ним придется приспособиться, научиться и привыкнуть работать.

Сейчас у многих компаний «фундамент подгнил», предупредил главный коммерческий директор Группы Астра Николай Прянишников. Он пояснил, что имеет ввиду информационную инфраструктуру бизнеса, которая раньше базировалась на иностранных технологиях.

«Сейчас разработчики ушли, у кого-то закончилась лицензия, где-то не обновлялась — это создает угрозу, которую нельзя игнорировать», рассказал Николай Прянишников. По его мнению, российские технологии уже позволяют заместить иностранную инфраструктуру, пусть некоторых функциональностей не хватает.

Не хватает российских технологий, к примеру, в ERP-системах. В этом сегменте есть много нюансов для крупных компаний, рассказала Анна Кулашова. Это связано с тем, что внедрение зарубежных систем всегда требовало индивидуального подхода и полного переписывания бизнес-процессов под каждую организацию. Именно в этом заключалось их конкурентное преимущество. Но новые российские технологии будут совершенствоваться, и мы довольно быстро их догоним, уверена Анна.

ЭДО и кибербезопасность

Отвечая на вопрос модератора сессии шеф-редактора РБК Кирилла Токарева, какие инструменты must have для бизнеса, Кирилл Синицын выделил электронный документооборот. По его мнению, это связано не только с растущими требованиями регуляторов, но и экономией, повышением эффективности.

«Для оформления одной перевозки необходимо создать 40 бумажных документов. Это серьезные затраты, как с точки финансов, так и временных и рабочих ресурсов, особенно для больших компаний. ЭДО значительно оптимизирует ресурсы логистических компаний. Тем более, что электронный документооборот развивается. Уже сейчас пользователи Контур.Диадока могут обмениваться документами с контрагентами из Китая, Белоруссии и Казахстана, что позволяет им эффективнее работать как в качестве экспортеров, так и импортеров», — рассказал Кирилл Синицын.

Кирилл Песчаный говорит, что ЭДО важен не только для сотрудничества с контрагентами, но и для повышения лояльности собственных сотрудников, в том числе их удержания. Молодое поколение, по его словам, не готово, например, собирать все необходимые «бумажки» для оформления отпусков, отчетов о командировках и прочее. «Цифровизация внутренних процессов, а также внедрение ИИ-технологий для минимизации рутинных задач — это уже вопрос мотивации сотрудников и удержания кадров», — объяснил Кирилл Песчаный.

Важный элемент цифровой инфраструктуры организации — системы кибербезопасности, добавила Анна Кулашова. По её словам, «Лаборатория Касперского» обнаруживает до 500 тысяч новых зловредных программ ежедневно. Построение защищенных инфраструктур начинается с анализа ландшафта и инвентаризации. Это затратный процесс, но он снижает до 80% нагрузки на безопасность. Тенденции показывают, что злоумышленники начинают все чаще проникать в организации через отдельных людей. Поэтому компаниям необходимо не только обновлять средства защиты, но и постоянно повышать уровень кибергигиены и цифровой грамотности сотрудников, отметила Анна Кулашова.

Кирилл Синицын согласился. По его словам, 70-75% атак на компании берут начало из внутреннего контура компаний. Решить вопрос можно, в том числе, используя специальные продукты. Эксперт привел в пример Staffcop от Контура и Антифишинг, новый продукт, готовящийся к выходу на рынок, который специализируется на ÷ сотрудников, а также функцию автоматического определения дипфейков, которая встроена в Контур.Толк. Использование подобных сервисов, по мнению Кирилла Синицына, в разы сокращает проблему угроз.

Фото: Контур

Цифровизации и технологий

В конце дискуссии участники обсудили необходимо ли продолжать инвестировать в цифровую трансформацию.

По мнению Анны Кулашовой, дальнейшая цифровизация необходима — даже в условиях сохраняющейся ключевой ставки. Андрей Королев добавил, что сейчас это основная возможность повышать эффективность, а значит оставаться конкурентоспособным.

Но эффективная цифровизация возможна только в том случае, когда компании понимают, какие внутренние процессы необходимо трансформировать и переводить в цифру, прокомментировал Кирилл Песчаный. «Двигаться необходимо системно», — уверен Николай Прянишников.

«Цифровизация продолжится, потому что это выгодно самим компаниям. Во-первых, сами технологии дешевеют для пользователей за счет масштабирования. Во-вторых, экономический эффект от цифровых сервисов только растет», — закрыл дискуссию Кирилл Синицын.

0
В избр. Сохранено
Авторизуйтесь
Вход с паролем