Главное Авторские колонки Вакансии Образование
837 2 В избр. Сохранено
Авторизуйтесь
Вход с паролем

Честный прогноз по рекламному digital-рынку России и около него на 2016

Подводить итоги уходящего 2015 года еще рановато, а вот сыпать прогнозами и ответами на извечный вопрос Чернышевского Что делать? — самое время. Мнение авторское и, во многом — со стороны.
Мнение автора может не совпадать с мнением редакции

Продакшн в топку

История о том, что рынок web-разработки сильно сжимается да и вообще становится мало кому нужен — стремительно развивается. Лучше всего общую картинку, ну и общее состояние дел здесь проиллюстрирует вот этот видеоролик (ссылку на который я немного стесняюсь давать — осторожно мат!):

Огромное количество готовых решений и наличие почти всего необходимого на маркетплэйсах ставят, в конечном счете, под сомнение возможность хоть сколь-нибудь маржинальной диджитал-продакшн работы.

Это касается не только разработки простых проектов, вроде интернет-магазинов и каталогов, но и крупных портальных решений. Конечно же, нельзя не сказать про исключения: это серьезные промо-проекты с большим количеством креатива, а так же высоконагруженные проекты которые разрабатываются, как правило, на фреймворках и к 80% всех тех разработок, что сейчас рождаются в недрах FDS агентств не имеют никакого отношения.

Что делать?

Признаться себе в том, что 80-100-1000% маржи — безусловно в прошлом. Искать новые маржинальные и закрывающие клиентские потребности продукты.

Стартапофобия

На рынке стартапов 2016 года станет еще меньше шальных денег чем в 2015 году.

Это связано с крайне низкими показателями по выручке и прибыли, а также размытыми инвестиционными перспективами большинства отечественных проектов. (Чувствую, что в меня полетит много камней, но готов вступать в полемику с теми, кто сможет доказать обратное на конкретных цифрах и фактах).

Многие инвесторы как после похмелья: отдыхали, веселись (питчили, бордили, разрабатывали бессмысленные ТЭО и определяли IRR), посчитали (на реальных показателях) — прослезились.

Туман про вот-вот и мы отгребем свой лярд — рассеивается все стремительнее. Связано это со многими факторами. Часто — и с тем, что инвесторы не слишком в теме (обычно таких за глаза называют непрофильные (т.е. лохи) и с тем, что большинство стартапов появляются не на месте реально существующей проблемы и потребности, а лишь вокруг авторской идеи.

Да, конечно, значимые, перспективные, а главное, прибыльные проекты есть. Но (взгляд со стороны) их так мало (если отбросить показное бахвальство и заказуху на vc и cossa), что они тонут в потоке убыточных стартапов.

Что делать?

Искать РЕАЛЬНО существующую проблему. Выстраивать вокруг нее личную вовлеченность. Смотреть на все рационально и считать деньги. Имплементировать в повседневную деятельность HADI-циклы

А постоять с сигаретами у метро?

Мне кажется, что 2016 год будет очень благоприятным для тех из нас в цифре, кто застал лихие 90-е. Нет, я не про терпил, рэкет и деньги мешками. А про те неловкие моменты, когда нам приходилось суетиться. Делать какие-то быстрые гешефты: там пару блоков сигарет толкнуть, здесь матричный принтер с тремя концами клиенту отгрузить.

Было у нас тогда какое-то совершенно особое отношение к Доллару и даже самым небольшим деньгам в рублевом эквиваленте, которые являлись его составной частью…

Что делать?

Вспомнить, как это оно — фарцевать. Вот только теперь эта история будет не про джинсы и маечки, а про лэндосики и смм бюджетики.

Олдскульные ребята со всеми своими радио и пресса никогда не умрет никогда-никода, к сожалению, будут все больше превращаться в неформалов

Да, я не верю в это — я в этом уверен. Они и сейчас уже это чувствуют всеми фибрами своих киловатт и тиражей. Но некоторые упорно боятся себе признаться, что их бизнес похож на бизнес вокруг катушечных магнитофонов и кассет.

Я серьезно, мои аналоговые, ламповые друзья. Я вас очень-очень люблю, но если я вам честно не скажу об этом — вам никто об этом не скажет.

Существование — не знак равенства жизни. Рад, что многие уже в нашей диджитал лодке — всех остальных зову.

Нет. Умоляю.

Что делать?

Начните, например, с этого: или чего-то похожего… Мы помогаем вам как можем.

Выживет бережливый диджитал

Иными словами останутся только те компании (ну ОК — будут себя более-менее уверенно чувствовать), которые возведут экономию в ранг локального компанейского божка.

Движения в этом направлении уже есть: на рынке появляются ребята, которые предлагают пакеты экономии — как получить хостинг на год бесплатно, плюс к этому репозиторий, и контекст на 12 тысяч рублей со стоимостью всего пакета всего лишь столько-то ррр…

Что делать?

Экономить. Покупать бережливые пакеты :)

Хотя бы в 2016 году признаться себе, что жирные годы закончились

Давайте вот без этих самых духоподъемных реляций.

ВСЕ. БУДЕТ. ПЛОХО.

Еще хуже чем сейчас раза в два. Минимум.

Наш с вами оптимизм должен распространяться не на обстоятельства, а на собственные силы, волю и желание быть агентом изменений. Субъектом, а не объектом влияния.

Переводя на русский язык: тендеров станет меньше, бабла станет меньше, вменяемых клиентов станет меньше. Всего станет меньше. Сами не будем шевелиться и менять мозги — нам никто их не поменяет.

И, честно говоря, это тот самый повод, которого нам так не хватало чтобы измениться.

Возможность превратиться в тех ребят на которых мы равняемся. Тех самых — из-за рубежа. Для которых работа — это не место, где получают заработную плату. Это сама жизнь. А клиенты — не люди, но настоящие партнеры с которыми важно и нужно идти рука об руку.

Что делать?

Не пытаться менять рынок — меняться самому.

Вот признаюсь вам как на духу. Из-за санкций мы потеряли двух зарубежных партнеров-англосаксов для которых много чего делали.

Но не расстроились. Осваиваем кантонский диалект.

Пересмотреть свои планы. И сделать их глобальным.

Если уж и формировать какие-то прогнозы, то делать их нужно так, чтобы душа пела :)

Так что пою.

Конечно же, в условиях всего того, что случилось за последний год, судачить о том куда идти нам с Пятачком — очень и очень сложно. Но нужно понимать, что, в отличие от, например, коллег из мясоперерабатывающей отрасли мы с вами можем, не влезая ни в какие рамки и условности — мечтать о чем угодно и ставить перед собой любые диджитал-цели.

Соскочить с продакшена и заняться квантовыми механиками — пожалуйста. Перестать заниматься SMM и через 5 лет стать лидером зараждающейся VR/AR (виртуальной и дополненной реальности) — кто ж вас остановит.

Грубо говоря, именно сегодня очень кстати вспомнить слова Коэльо из Алхимика: ...аnd, when you want something, all the universe conspires in helping you to achieve it..."

Что делать?

Ставить перед собой дерзкие, амбициозные и невыполнимые задачи.

Вон, Илон Маск со мной соглашается —

2016 — год великих партнерских отношений

Возможно мне пора выдавать капитанские звездочки (впрочем, что я это я, капитан в запасе, такое говорю — они у меня уже есть), но нам всем впору объявить 2016 год — годом партнерских отношений.

С боевым лозунгом: Партнерься — или умри. Вокруг десятки, если не сотни таких же стесненных обстоятельствами и дешевеющей нефтью компаний.

Исходите из того, что вместе — всегда больше чем по одному. При этом, конечно же, не нужно умножать на ноль. Ищите равных по духу, мироощущению и коммерческим ценностям компании, которые не смотря ни на что готовы идти и рубиться до конца.

Стивен Кови возможность партнериться сделал 6 навыком высокоэффективных людей. Вот она, та самая синергия. В 2016 году точно пригодится.

Что делать?

Помнить о том, что целое — всегда больше его частей. Тут важно научиться так партнерствовать, чтобы стать тем самым целым. Начните искать партнеров.

2016 год — отличная возможность взять себя за яйца (сорри, девочки, это я к мужикам) и научится быть сервисной компанией

Да, мы все этим вечно не довольны. Сокрушаемся по поводу того, что не позвонили, не предупредили и просто кинули.

Но, начинать, в зрелом возрасте нужно, конечно же с себя. Так что сужу по себе и своей Команде.

Сервисность хромает. Не возведена в 5-ую степень. Не отполирована до зайчиков в глазах Клиентов. А нужно бы. Но теперь сама ситуация поменялась. Чего уж там. Даже те, о кого мы, извините за эпитет, раньше ноги вытирали — моментально стали для нас значимыми и важными.

Эх, пойду прямо сейчас позвоню партнерам, поинтересуюсь — Как все?. Не нужна ли помощь и можем ли мы быть чем-нибудь еще полезны?

Что делать?

Позвонить завтра ключевым клиентам. Сказать, что вы их любите и жить без их успехов не можете. Поверить в это.

Стать наркоманом, но без делинквентных состояний

Информация, информация, информация… Ее меньше не станет. Информационный поток будет только нарастать.

Штука, с которой сталкиваются почти все в digital-бизнесе — невростеническая боязнь как бы чего важного не пропустить.

Это проблема управления информационными каналами и информацией как таковой.

Справедливости ради стоит сказать, что на рынке появляется достаточно много контент-маркетинговых проектов в которых можно откапать и отличные кейсы, и конкретные инструменты и техники.

И все это совсем не хочется случайно пропустить.

Поэтому в 2016 году нам придется продолжить структурировать информацию. Со страшной силой. Вычищать мусор из наших фидли и риидеров. Выделять и ставить доминанты на важные источники. Делать это с еще большими усилиями чем в 2015 году и беречь силы для года 2017…

Что делать?

Чистить. Структурировать. Безжалостно избавляться от мусора.

Научится ясно и правильно излагать свои мысли. Научить свою команду делать то же самое.

Вот это вот очень и очень важно. Если вы молчите в интернете — вас просто не существует.

Очевидно, что время когда можно было разместить какую-то залипуху на собственном сайте о том, что мы молодое диджитал агентство полного цикла — давно миновало. Теперь нужно говорить.

Нет, кричать.

Везде. Но главное — на тех площадках где есть ваша аудитория. Те самые ребята, которые важны для вас и с которыми вы хотите синхронизироваться. Научиться правильно, понятно и ясно излагать свои мысли любому члену вашей команды — не вызов, но требование времени.

Что делать?

Сообщить вашей команде о том, что теперь каждый из них — редактор. Судьба компании зависит, в буквальном смысле, от каждого члена Команды.

Учить, лечить или мочить всех тех, кто не умеет писать. А всех тех кто умеет — размещать на правильных ресурсах. Как мы, например.

В 2016 году формируем Команду, а не компанию

Важно посмотреть на тех ребят с которыми работаете.

Если это сотрудники, коллеги и подчиненные — плохи дела.

Оставляйте лишь Команду.

Как говорил один-замечательный-человек — Команда это то, что не генерирует дополнительных транзакционных издержек, в отличие от всего остального в вашем бизнесе, инструментов, технологий и подходов. Команда это то — что их сокращает.

Провести тест на командность очень просто: задайте себе вопрос: если Костя М. из моей команды отправит мне файл и скажет, что нужно срочно распечатать его прямо сейчас — будете ли вы задавать ему дополнительные вопросы?

Даже являясь его формальным руководителем?

Если ответ будет положительным — все плохо.

Окружайте себя людьми, которым вы в рабочем процессе не будете задавать вопросов.

Что делать?

Ну вы и так прекрасно поняли все без моих подсказок.

Послесловие

Я бы хотел сказать, что мир спасет Любовь или Иисус, а помогать им будут в этом Боддхисатва, Шива и Мухамед.

Но эти Ребята и шагу не сделают, если мы сами не начнем шевелиться.

Верю в себя, верю в моих Партнеров и Клиентов, верю в Вас, мои замечательные друзья.

Храни вас Спокойствие.

Прогноз окончен.

Денис Баталин

0
В избр. Сохранено
Авторизуйтесь
Вход с паролем