Lean или как сэкономить 3000$ и полгода жизни. Часть 1
Lean - это философия создания проекта. В переводе с английского, означает бережливый, тощий, бюджетный. От себя добавлю - гибкий. Это подход, при котором вы вкладываете минимум средств и получаете результат. Да, надо вложить много времени. И провести предварительную работу, о которой многие стартаперы-новички забывают. Или не знают. Или считают, что это не важно.
Сейчас уже не работает: дайте мне 50 000 $, я буду полгода пилить продукт, потом выкачу то, что никому не надо. Сейчас работает: сформулировал гипотезу - протестировал - собрал данные - сделал выводы - повторил сначала.
Первое, что необходимо по Lean-методологии, это сформулировать проблему и подтвердить её. Сделать это можно простым способом - провести опрос.
Пример опросника:
- Сколько у вас друзей, коллег, знакомых с такой же проблемой?
- Каким образом вы сейчас решаете проблему?
- Какие альтернативные решения вы пробовали?
- Оцените по шкале от 1-10, насколько большую боль, дискомфорт, неудобство вам причиняет данная проблема.
- Оцените по шкале от 1-10, насколько для вас важно срочно найти решение данной проблемы.
- Вы готовы заплатить "конкретная цифра", если я предложу вам решение сейчас?
Опросник можно модифицировать, адаптировать под свой проект, свою целевую аудиторию и продукт, который собираетесь пилить. Определили кому это интересно, где можно найти эту аудиторию, выходим на неё и общаемся. Если это b2c - 100+ ответов, если это b2b - 30+, если это директора крупных предприятий - и 10 интервью будет достаточно.
Пообщайтесь, соберите обратную связь, получите информацию. Дальше уже принимайте решение, что делать с проектом. Это сэкономит массу времени на разработку продукта, который может быть никому и не нужен. А еще сэкономит вам денег. И нервы после расстройства.
HADI (Hypothesis, Action, Data, Insights) - циклы HADI как раз про это. Сначала мы составляем список гипотез, которые у нас есть, дальше делаем действия, чтобы их протестировать и собираем данные. После, полученные данные анализируем и делаем выводы. На основе выводов - формируем новые гипотезы. И так по кругу.
Постой, Кир, и сколько кругов так надо сделать? Нормальный вопрос. Ответ: до результата. Его необходимо обозначить перед тем, как что-либо делать. Какой-либо измеримый, конкретный результат. Например, найти рабочие сегменты ЦА, увеличить кол-во подписок в месяц в 2 раза, сделать объем 1к установок в месяц. В сервисе мультилендингов мы зарабатываем на трафике, поэтому у нас цели в объемах за месяц. Подробнее про HADI читайте в интернетах.
Стоит набросать как можно больше гипотез, хотя бы штук 30. И расписать к ним 2 столбца: "время реализации" и "сложность". На будущее - начинать надо с быстрых и простых.
TL;DR: томик с полным руководством, читается на раз за вечер. Служит настольной книгой для стартапера.