Почему клиенты уходят и как их удержать
C оттоком клиентов сталкивается каждая компания. Это неизбежно, вполне естественно и даже нормально, если его коэффициент (churn rate или CR) невысок. Однако, если клиенты уходят массово, это грозит бизнесу проблемами.
В первую очередь финансовыми. Мало того, что ушедшие клиенты больше не будут приносить компании прибыль, так и чтобы привлечь нового покупателя, нужно вкладываться в рекламу и маркетинг. Так, по данным Invesp, привлечение новых клиентов обходится компаниям в 5 раз дороже, чем удержание имеющихся.
Помимо финансового аспекта есть и репутационный. Если уход клиентов связан с негативным опытом, скорее всего, они поделятся им с другими. Это усложнит и удорожит привлечение новых покупателей, а также в целом может привести к плачевным последствиям.
Но не будем о грустном.
Что следует знать о churn rate
В целом считается допустимым, если ежемесячный коэффициент оттока клиентов составляет 3-5%. Чем крупнее бизнес, тем этот коэффициент должен быть ниже. Так, churn rate у крупных компаний в идеале не должен превышать 1%, а вот у стартапов в первое время он может достигать и 20%.
Также допустимый коэффициент оттока обычно разнится в зависимости от сферы бизнеса. Например, у товаров ежедневного спроса он составляет в среднем 8%, у SaaS-сервисов — 6%, а в сфере образования — 10%.
Чтобы самостоятельно рассчитать коэффициент оттока, можно воспользоваться этой формулой:
Но прежде вам потребуется определить:
- Какого клиента считать ушедшим. У сервиса это может быть пользователь, который удалил свой аккаунт или же стал использовать меньше функций. А у ритейлера повседневных товаров — клиент, который месяц не совершал покупок.
- Период времени, который будете учитывать при расчете CR. Он определяется с помощью анализа поведения пользователей или путем тестирования гипотез. Но обычно за единицу измерения берут месяц или квартал.
- Количество потерянных клиентов. Для этого должны быть собраны данные.
Если у вас нет информации по количеству ушедших клиентов, их можно рассчитать по такой формуле:
Так, если в начале периода у вас было 280 клиентов, а в конце стало 300, при этом новые из них — 30, то количество ушедших будет равно 10.
Показатель оттока в таком случае: 10 / 280 *100 = 3,57%.
Если после подсчетов вы обнаружили высокий коэффициент оттока, значит, пришло время разобраться, почему это происходит, и выстроить стратегию по удержанию клиентов.
Далее расскажем о 7 распространенных причинах оттока и дадим рекомендации, как быть в каждом случае.
Причина 1. Недовольство продуктом
Пожалуй, самая основная причина, почему клиенты уходят, — их не устраивает товар или услуга. Причем тут может быть несколько вариантов:
- У клиентов изначально были ложные ожидания. Возможно, реклама продукта показывала его в слишком выгодном свете или покупатели не так поняли предложение компании.
- Есть проблемы с самим продуктом: он не доработан, быстро выходит из строя, не обладает заявленными характеристиками и т. д.
- С ним трудно разобраться. Например, если у сервиса сложный, запутанный интерфейс.
Рекомендации
Если с продуктом компании что-то не так, клиенты, скорее всего, сообщат об этом. Важно обращать внимание на их замечания, отслеживать отзывы на онлайн-площадках. Это даст возможность вовремя принять необходимые меры.
Помимо этого, следуют и самим инициировать коммуникацию с покупателями. Можно предложить им оценить свой уровень удовлетворенности товаром или услугой после приобретения. Можно провести масштабный опрос, чтобы увидеть более полную картину.
Также советуем смотреть наперед и отслеживать, как в целом меняются потребности клиентов. Это позволит вносить изменения в продукт, не дожидаясь, когда он безнадежно устареет и покупатели станут выбирать более современные решения.
Причина 2. Есть проблемы с обслуживанием клиентов
Клиенты ждут быстрой реакции на свой вопрос и индивидуального подхода. Согласно исследованию Microsoft, около 96% покупателей назвали уровень обслуживания основным фактором, который влияет на их лояльность к компании.
В целом покупатели готовы уйти, если столкнутся с:
- Долгим ожиданием ответа. Согласно опросу Джеффа Тойстера, 88% клиентов считают нормальным, если компания ответит на их email в течение часа. Но 11% из них все же ждут, что ответ поступит в течение 15 минут.
- Слишком обобщенными ответами. Например, если менеджер, вместо того, чтобы подробно объяснить, как справиться с проблемой, просто отправит ссылку на документ из базы знаний.
- Неэффективным решением проблемы: если советы менеджера не работают.
Рекомендации
В первую очередь нужно определить, что именно не устраивает клиентов в вашем обслуживании и в чем на самом деле кроется причина.
Возможно, менеджеры недостаточно разбираются в продукте и им требуется обучение. Или сотрудники не справляются с объемом заявок и нужны еще люди в отдел. А может быть, сложен сам процесс обработки заявок.
Многие проблемы, связанные с обслуживанием, можно решить с помощью автоматизации. Часто для этого используют специальные системы — Service Desk, например Admin24. Такие системы позволяют:
- В одном окне обрабатывать заявки из разных источников: почты, соцсетей и мессенджеров.
- Назначать ответственных за каждый вид обращений, чтобы на вопросы клиентов отвечали те менеджеры, которые смогут это сделать максимально компетентно.
- Указывать время, в течение которого сотрудники должны реагировать на заявку и закрывать ее.
- Автоматически уведомлять клиентов о статусе работы с их обращением, например, что менеджеры уже его выполняют. И предлагать им оценить качество обслуживания.
- Отслеживать эффективность работы службы поддержки. Например, в Admin24 есть раздел с аналитикой, где отображены разные метрики: индекс удовлетворенности клиентов, среднее время ответа на заявку, количество просроченных заявок и многие другие.
Причина 3. Вы предлагаете неудобные каналы коммуникации
Многие компании по-прежнему предлагают клиентам связаться с ними по email. А этот канал связи часто ассоциируется с долгим ожиданием ответа и формальными, сухими формулировками. Да и чтобы отправить письмо, нужно специально открывать почтовый сервис, вводить адрес получателя, тему письма и т. д.
Сегодня покупатели хотят более простого и оперативного общения там, где обычно обитают, — в соцсетях и мессенджерах. И если они не получают возможности связаться с компанией таким образом, то могут в принципе решить с ней не связываться.
Рекомендации
Старайтесь охватить как можно больше каналов связи. Вас все еще нет в Одноклассниках? А зря. По данным Mediascope на 2023 год, эта соцсеть — на четвертом месте по популярности у российских пользователей.
А чтобы менеджеры не путались, где отвечать клиентам в первую очередь, площадки можно интегрировать с сервис-деском. Так, обращения из всех источников будут отображаться в одной системе. Кроме того, в сервис-деске можно подключить чат-бот, который сам запросит у клиентов все нужные данные: номер телефона, название компании и другие, а также будет доступен в любое время суток.
Причина 4. Клиент считает, что продукт вашего конкурента лучше
Тут стоит помнить, что чаще всего покупатели выбирают товар или услугу конкурента в двух случаях:
- Конкурент предлагает более низкую стоимость.
- Его продукт больше подходит клиенту. Например, он обладает функциями, которых нет у вашего товара. Или услугу предоставляет более опытный и жизнерадостный специалист.
Рекомендации
В первом случае, если вы кардинально не повышали стоимость на товары или услуги, проблема в их ценности. Покупатели, которые считают ваш продукт ценным, будут готовы платить за него любую сумму (посмотрите на поклонников техники Apple).
Следовательно, ваша задача — повысить ценность продукта в глазах клиентов. Для этого прежде всего нужно выяснить, что именно им нужно, какие их потребности и боли может закрыть выше предложение. Возможно, после этого вы осознаете, что продукт требует доработки. Или же поймете, на чем именно делать акцент в рекламном сообщении.
Что касается второго пункта, то любому бизнесу важно не упускать из виду достижения конкурентов и всегда совершенствовать свой продукт. А чтобы поддерживать интерес клиентов, следует информировать их о том, чем ваш продукт отличается от продукта другой компании.
Причина 5. Вы привлекаете не тех клиентов
Такое может произойти, если вы не сформировали портрет целевой аудитории. В таком случае высока вероятность, что продукт привлекает тех, у кого нет в нем реальной потребности. Или же попадается клиентам, которые ожидают от него гораздо большего, а может, и совсем другого.
Рекомендации
Проанализируйте существующую клиентскую базу, характеристики и потребности покупателей. Обращайте внимание на лояльных клиентов — именно они являются вашей целевой аудиторией. Старайтесь выявить их отличительные черты, понять, чем они живут и какие каналы коммуникации используют.
Далее пропишите аватар потенциального клиента: его пол, возраст, уровень дохода, ценности и т. д.
Это поможет понять, как должно выглядеть привлекательное для них сообщение и через какие каналы его распространять.
Причина 6. Проблемы с оплатой
Иногда клиенты уходят просто потому, что не могут оплатить товар. Например, из-за сбоя в системе или потому что компания предоставляет неудобный для них способ оплаты.
Однако бывают ситуации гораздо сложнее: когда клиент получает неудачный опыт оплаты. К примеру, если с его карты списали большую сумму, чем он ожидал.
Рекомендации
Предлагайте клиентам разные способы оплатить продукт: по карте, QR-коду, через систему быстрых платежей, Яндекс.Деньги и т. д. Тогда они смогут выбрать удобный для себя способ.
Если же клиенты столкнулись с негативным опытом оплаты, все становится в разы сложнее. В таком случае они скорее всего обратятся в службу поддержки. И, во-первых, важно, чтобы в компании она в принципе была. Во-вторых, нужно, чтобы менеджеры реагировали оперативно и в кратчайшие сроки все решили. Также «пострадавшим» стоит предложить подарок или компенсацию — это поможет загладить вину.
Причина 7. То, что не зависит от вас
Компании не всегда виноваты в том, что клиенты уходят. Иногда это связано и с другими факторами.
Они могут быть личными: переезд, болезнь, потеря работы или, наоборот, выход на новый уровень заработка. А могут быть глобальными: экономические спады, пандемии, политические конфликты.
Рекомендации
Последние три года особенно показали, что долгосрочные стратегии больше не работают. Поэтому будьте всегда готовы изменить свои планы, учитесь подстраиваться под ситуацию. И следите за тем, что происходит в мире. В том числе за этическими конфликтами, чтобы случайно не стать участником одного из них.
Заключение
Подытожим, что если вы столкнулись с оттоком клиентов, не нужно в панике предпринимать всевозможные способы их вернуть. И уж тем более не стоит переключать все внимание на привлечение новых покупателей — это точно не решит проблему, а скорее увеличит расходы.
Прежде всего постарайтесь понять, с чем связан уход клиентов и действительно ли это угрожает вашему бизнесу. И уже затем выстраивайте стратегию по их удержанию.
***
Admin24 — Service Desk — это российская система для автоматизации обработки обращений клиентов и сотрудников. Переходите по ссылке и тестируйте возможности сервис-деска для внутренней поддержки бесплатно 15 дней!
Систему можно интегрировать с Битрикс24, Telegram, Вконтакте и Одноклассниками.
***
Подписывайтесь на Admin24 — Service Desk в TenChat. Там ещё больше интересного.
Узнать подробнее о настройках Admin24 — Service Desk можно на YouTube.