4 способа развития отделов маркетинга
Я долго искал материалы по развитию отделов маркетинга на русском языке для того, чтобы поделиться ими с несколькими текущими клиентами ADWAI, с которыми мы сейчас работаем по построению отделов интернет-маркетинга в их компаниях — и, к сожалению, не нашел ничего полезного. Одна «вода» и общие рассуждения о том, что отделы маркетинга развиваются плавно и постепенно, как бы «обрастая» штатом. Но это и ежу понятно. Но что конкретно-то делать? Как развивать отдел маркетинга в компании? В каких направлениях двигаться? Уже отчаявшись найти хоть что-то полезное — решил написать на эту тему статью и поделиться нашими наработками.
Очевидно, что в существующих реалиях нельзя не признать: современные компании вынуждены постоянно подстраиваться под меняющиеся тренды и изменения в поведении целевой аудитории. Так и внутри компаний все «винтики» системы должны отслеживать внешнюю ситуацию на рынке и всегда задавать себе вопрос: «в том ли направлении мы движемся?».
Особенно это касается структур, которые находятся на «передовой»: работают напрямую с клиентами. Именно поэтому в данной статье мы рассмотрим 4 способа улучшения и развития отделов маркетинга.
Привлечение профессиональных консультантов
Самый простой и одновременно самый эффективный способ — нанять консультанта со стороны. Консультант проведет глубокий аудит имеющейся ситуации в отделе маркетинга, пообщается с сотрудниками и руководителями, изучит маркетинговые кампании и погрузится в аналитику, найдет проблемы и слабые места в маркетинговой стратегии и стратегии развития отдела маркетинга. После всего этого — предложит план по улучшению ситуации в отделе продвижения.
Как известно: «Со стороны виднее» — и это факт. Компании, руководители, сотрудники, находясь в ежедневной рутине операционных задач очень часто сталкиваются с эффектом «замыливания глаз», когда, казалось бы, очевидная бизнес-проблема (концепция бережливого стартапа называет это понятие «потерей») — становится не очевидной. На этом этапе на выручку и приходит специалист из консалтинговой компании с опытом построения и реформирования отделов маркетинга.
Внутренние и внешние программы обучения
Программы обучения необходимы для всех уровней управленческих и операционных команд. Необходимо постоянно повышать квалификацию и профессиональный уровень ваших руководителей и штатных сотрудников. К слову, как правило, лучше всего усваиваются знания, которые были применены на практике.
Подбирайте обучающие программы под «прокачку» различных сфер: в народе их разделяют на «hard skills» и «soft skills». Да, инвестиции в сотрудников — вещь рискованная и, как правило, очень дорогая. Но, согласитесь, лучше вы будете работать с сильными сотрудниками, чем самостоятельно «тянуть лямку» за слабыми.
Построение бизнес-процессов
Следующий процесс, который органично поможет развить отдел маркетинга — это процесс построения бизнес-процессов. Мы уже много раз обсуждали понятие бизнес-процессов в отделе маркетинга, например, вот в этой статье. Но, в двух словах: бизнес-процессы помогают оптимизировать операционные функции в компании и снизить «потери».
Построить бизнес-процессы необходимо в любом отделе маркетинга, который настроен на долгосрочное и эффективное развитие. В проектах наших клиентов, когда мы строим отделы интернет-маркетинга — построение бизнес-процесса в компании состоит из чек-листа с нескольким десятком шагов. Но приоткрою завесу и поделюсь одним из основных пунктов: Определите процесс, который повторяется в вашем отделе маркетинга. Визуализируйте его. Опишите последовательность действий и найдите «потери» (лишние действия, которые выполняются сотрудником, но не приносят результата).
Обязательно прочитайте: ТОП-5 самых легких способов управления бизнес-процессами в организации
На долю «потерь» может приходиться до 50% рабочего времени ваших сотрудников (это означает, что, потенциально, ваши сотрудники могут заниматься 50% рабочего времени тем, что не приносит прибыль в вашу компанию). А если у вас большой отдел маркетинга? А если все эти цифры потерь помножить на год работы?
Попробуйте прикинуть объемы недополученной прибыли и если чувствуете, что ваша компания в похожей ситуации (сотрудники ленятся или уклоняются от работы/сотрудники выполняют задачи "спустя рукава"/маркетологи строят красивые графики, а прибыль не растет/и т.д), если в этих строчках вы почувствовали отклик — то оставьте заявку на аудит вашего отдела маркетинга. Мы изучим имеющуюся у вас ситуацию и предложим ее решение.
Выстраивание коммуникации
Коммуникации внутри отдела маркетинга просто необходимы. В нашей консалтинговой практике мы сталкивались с ситуациями, когда собственник или топ-менеджер компании не хочет слышать своих сотрудников или наоборот: сотрудники не слышат руководителей и выполняют задачи так, как считают нужным. Все это «звоночки», гласящие о том, что процесс коммуникаций в компании нарушен.
Что делать? Честно признать, что проблема существует. Далее сделать так, чтобы сотрудники высказали все накопившиеся проблемы. Один из вариантов: провести анонимный опрос или сбор анонимных «писем», в которых сотрудники в свободной форме опишут возникшие проблемы. После этого необходимо собрать всю команду вместе и зачитать самые интересные и важные на ваш взгляд идеи. Далее провести общее обсуждение и найти пути выхода из сложившейся ситуации. Вы, как руководитель, должны показать, что в вашей компании сотрудников слышат и всегда открыты к предложениям.
Заключение
Развитие отделов маркетинга — процесс постоянный. Не получится оплатить одну обучающую программу и быть уверенным, что это решит все проблемы. Этого не случится. Наблюдайте за своей командой, слушайте сотрудников, общайтесь с руководителями, работайте со сторонними консультантами и только тогда у вас есть шанс создать по-настоящему эффективный отдел маркетинга, который разорвет ваших конкурентов на части.