Как креативный эксперимент с нейросетью взорвал интернет и оказался на федеральных каналах
Москва, Казань, Иркутск, Владивосток, Ладога и Нижний Новгород вышли узнаваемыми и интересными.
Изначально Кирилл тестировал создание портретов персонажей в стиле игры «Подземелья и драконы», где один из образов генерации визуально получился исконно русским. В итоге в сети работы завирусились почти моментально, обрастая легендами и комментариями.
Борьба за авторство
Глубина проработки и неожиданные образы очеловеченных городов всколыхнули интернет-сообщество. На следующий день Кирилл проснулся почти знаменитым: скорости распространения могли позавидовать новостные инфоповоды.
Проблема была в том, что авторство не только не указывалось, но и приписывалось другим. Чаще всего работы подписывались фразой «нейросеть нарисовала», не понимая сути кропотливой работы по созданию промпта и ручных доработок сырых результатов.
Катастрофический масштаб присвоения авторства на третий день потребовал включения отдела управления репутацией агентства. Были написаны сотни писем в паблики и СМИ, инициированы отзывы публикаций и указания авторства.
СМИ и известные люди о проекте
Первыми оценили проект пикабушники: публикация практически сразу попала в раздел «горячее». В социальных сетях одним из первых проект отметил известный писатель-фантаст Сергей Лукьяненко, указав авторство Кирилла Соловьева в своей публикации на странице во ВКонтакте.
В течение недели запросы на интервью пришли от федеральных каналов (Рен ТВ, ОРТ, Россия1, МИР) и новостных порталов. Интервью, которое показали в прямом эфире программы ВЕСТИ (канал Россия-24), можно посмотреть здесь: https://smotrim.ru/video/2568128
После масштабных публикаций и интервью с Кириллом, рассказавшим о сути проекта и нюансах работы с нейросетями, количество «украденных» работ снизилось, а его популярность выросла. Помимо страниц ВК https://vk.com/trankyz и Пикабу https://pikabu.ru/@TrankyZ, открылись каналы в Дзене https://dzen.ru/trankyz и Telegram https://pikabu.ru/@TrankyZ, где пользователи активно подписываются и обсуждают работы.
Упоминания и охваты
Ноябрь 2023 года показателен: уже нет первой «горячей» волны репостов, но тренд стабильно удерживает внимание. На скринах ниже срезы за одну календарную неделю — с 15 по 21 ноября.
Так только за одну неделю ноября проект упоминается в сети 240 раз, при этом 164 площадки являются уникальными.
В качестве источников выступают:
Соцсети — 160.
Видео — 31.
Мессенджеры каналы — 23.
Новости — 12.
Мессенджеры чаты — 10.
Блоги — 3.
Новости о проекте продолжают регулярно публиковаться на новостных ресурсах: РБК, АиФ, МК, КП, Коммерсант. Однако наибольшее распространение и охваты проект получает в соцсетях. С отрывом лидирует площадка в ВК.
По состоянию на ноябрь 2023 суммарный охват публикаций (исключая охваты источника) составил более 20 000 000 уникальных пользователей только на платформе ВКонтакте.
На скрине только часть сообществ, которые написали про проект или сделали репост
Отметим, что если к пользователям этой площадки прибавить ещё и пользователей онлайн-СМИ и ТВ, то счёт пойдёт на сотни миллионов.
География источников
География публикаций напрямую зависит от городов и посёлков, выложенных в отчётный период. На неделе с 15 по 21 ноября проект упоминался в Пермском крае, Краснодарском крае и Смоленской области — регионах недельных публикаций.
Причины популярности проекта
Проект моментально стал вирусным, потому что в нём с точки зрения качества и глубины проработки идеально сочетаются несколько ключевых вещей. Подробно каждый из этих моментов прокомментировал автор проекта Кирилл Соловьёв.
Интерес к внутреннему туризму. Сейчас многие стали путешествовать по городам России. Речь идёт и про туры выходного дня, и про длительные поездки. К тому же в регионах начали развивать туристические программы и устраивать интересные мероприятия, открывать творческие площадки.
Россиянам стала интересна Россия. Так под постами про города разворачивались нешуточные баталии о соответствии образов оригиналу. Также комментаторы обменивались личным опытом и информацией о городах нашей необъятной родины. Например, когда был выложен город Тайга Кемеровской области, подписчики сначала подумали, что я изобразил просто лес. Когда же самые рьяные изучили историю создания этого города (а он развивался из железнодорожной станции среди болот и чахлого леса), то пришли к выводу, что на картинке всё это отражено в полной мере, а страна умеет преподносить сюрпризы.
Новизна и скорость. На старте проекта многим казались необычными даже не сами образы — удивляли скорость изготовления изображений и качество контента. Не было нужды ждать, пока автор разродится чем-то новым. Каждый день был новый контент и каждый день была возможность что-то обсудить.
Тренд на нейротворчество. Люди получили возможность творить, не имея для этого определённых навыков и умений. Теперь каждый может с помощью нейросетей выплеснуть творческие порывы, у кого-то получается лучше, у кого-то хуже. Но сама возможность подталкивает людей изучать удачные проекты и увеличивает общую насмотренность. А с ней повышаются и требования к изображениям.
Особенный подход. Дело в том, что я не просто делал какие-то лица и фигуры, а действительно закладывал в них смысл, искал информацию, придумывал образ и воплощал его с помощью нейросетей. Плюс к этому все изображения объединены общей стилистикой, которая, правда, постепенно светлела и из мрачного тёмного фэнтези превращалась иногда в сельскую пастораль. Но сериальность сохранялась, как и обещание сделать все города, что тоже подогревало интерес.
Спорные образы. Как ни странно, но спорные образы городов типа Перми, Краснодара или Симферополя только подливали масла в огонь. И комментаторы делились на два лагеря: защитников и противников. Писались чуть ли не целые эссе в защиту того или иного образа. Но я принципиально старался ничего не менять. Хотя эксперимент со сменой образов всё же провёл и переделал Пермь и Симферополь. Итогом было то, что Пермь большинство признали первоначальную, а по Симферополю мнения разделились примерно поровну.
Образование и просвещение
Проект получил многомиллионные органические охваты и привлёк внимание к городам России, ценностям жителей, промыслам, предприятиям и ключевым моментам их становления. А ещё он пришёлся по душе педагогам. Кирилл Соловьев постоянно получал обратную связь от школьных учителей, которые рассказывали, что стали использовать его работы как наглядное пособие для изучения населённых пунктов России. Детям нравится сказочность персонажей и достаточно современное исполнение, которое часто отсылает к играм и сериалам. Поэтому уроки были ещё интересней. Ну а когда интересно, то и процесс обучения идёт интенсивнее!
Проект живёт
Проект «Города России глазами нейросетей» по-прежнему развивается. Сейчас в доступе изображения более 1 700 городов России. Автор работает над очеловечиванием поселков РФ (350 работ, продолжает пополняться регулярно) и стран (10 работ, продолжает пополняться).
Кирилл — частый гость не только на интервью, но и в учебных заведениях страны, на выставках его работ и на образовательных платформах, где он делится технологиями работы с графическими нейросетями.
- Летний IT-фестиваль Digital Udmurtia SummerCamp 2023 https://www.kommersant.ru/doc/6109896
- Лекция Кирилла Соловьева «Нейросеть в профессиональной работе» на канале «Московское образование» https://youtu.be/zhldyMb0168?si=njsx40N27q29t1cT
- Знакомство с автором проекта «Города глазами нейросети» Кириллом Соловьевым в сообществе «ЕстьИдея ОБР» https://vk.com/wall-214858294_59
"Я планировал остановиться после создания образов всех городов России, но не смог. Ещё в середине проекта люди стали просить очеловечить их деревни и посёлки и даже военные полигоны. Поэтому проект продолжился, хоть и со сниженной скоростью. Плюс к этому прошло несколько выставок. На одной (в Сыктывкаре) я побывал лично. Там были собраны только образы республиканских населённых пунктов. Выставку тепло приняли, а посетители смогли поспорить со мной вживую.
Также я получил возможность выступить на разных площадках и в учебных заведениях, познакомился со множеством интересных и увлечённых людей, а где-то даже слегка поучил их тому, как можно воплотить в жизнь свои творческие фантазии. К слову сказать, большинство моих выступлений касались проекта только вскользь, и я больше рассказывал о своих принципах работы с графическими нейросетями", — рассказал Кирилл Соловьев.
Материал с сайта www.cossa.ru