редакции Выбор
Как развивать соцсети в 2022 году? Рассказывают эксперты Коммуникационного агентства 4D и AGM Group
Коммуникационное агентство 4D и AGM Group провели практический вебинар по работе с социальными медиа в новой реальности. В роли спикеров выступили:
- Наталья Белкова, генеральный директор Коммуникационного агентства 4D, эксперт в области PR, маркетинга и рекламы
- Евгений Волошин, основатель и генеральный директор рекламного агентства AGM Group.
Модератор беседы: Валерия Романовская, РУССОФТ.
Куда уходит B2B- и B2C-аудитория: глобальные тренды
Facebook* и Instagram* полностью заблокированы в России, доступ к этим площадкам можно получить только через VPN.
По данным Mediascope и Brand analytics, аудитория Facebook*, по состоянию на апрель, снизилась в 4 раза, а Instagram* потерял 30% русскоязычного контента. Компании и бренды начали плавный переход в отечественные соцсети.По B2B-аудитории основной объём перехода приняли на себя ВКонтакте, Telegram и Яндекс.Дзен**.По B2C-аудитории переход произошел во ВКонтакте, RuTube, Telegram.
По данным Mediascope и Brand analytics, аудитория Facebook*, по состоянию на апрель, снизилась в 4 раза, а Instagram* потерял 30% русскоязычного контента. Компании и бренды начали плавный переход в отечественные соцсети.
- По B2B-аудитории основной объём перехода приняли на себя ВКонтакте, Telegram и Яндекс.Дзен**.
- По B2C-аудитории переход произошел во ВКонтакте, RuTube, Telegram.
**28 апреля Яндекс сообщил о продаже Дзен — VK. Условия сделки пока не раскрыты, и считать её завершённой ещё рано (находится на согласовании в ФАС).
Прощание с запрещёнными соцсетями привело к взрывному росту аудитории на отечественных площадках.
- ВКонтакте испытала активный наплыв потребителей контента и показала пиковые значения — до 100 миллионов пользователей.
- Уверенный рост и у Telegram — на 42%.
- Новый рекорд посещаемости у Дзен — 60 миллионов пользователей.
- У TenChat при её скромных показателях ранее трафик вырос в 586 раз!
Как вести себя бизнесу в соцсетях в условиях «новой реальности»
Для компаний и брендов изменения в блогосфере — это в том числе пора новых возможностей, а не только ограничений.
B2B-рынок открывает для себя опции деловой соцсети TenChat, амбициозно зашедшей на рынок. Площадка — своеобразный аналог LinkedIn/Facebook* и помогает отрабатывать необходимый нетворкинг, искать новых клиентов, налаживать деловые связи. При этом продвижение осуществляется без бюджета и строится исключительно на контенте (опция платного продвижения в принципе не предусмотрена). Таким образом, сеть даёт хороший органический охват даже новым пользователям.
«Работая с аккаунтом в TenChat важно понимать, что в него подгружается профайл компании со всеми данными о состоянии бизнеса, — акцентирует внимание Наталья Белкова, генеральный директор Коммуникационного агентства 4D. — Тут необходимо отдавать себе отчёт в том, что если у компании есть хоть минимальный негативный бэкграунд (судебные иски и тому подобное), то информация станет известна широкому кругу лиц».
Telegram с точки зрения B2B-коммуникации — один из лучших способов достучаться до своей аудитории. Происходит динамичное обновление функционала площадки. В 2022 году появились возможности проводить совместные трансляции, делать кросс-посты. Есть опросы, позволяющие вовлекать аудиторию и получать быстрый фидбек.
Из минусов: велик риск «контент-слепоты», когда в условиях информационного шума пользователи просматривают ограниченное количество каналов. Велика стоимость прямой рекламной кампании. Но при этом возможно наращивание аудитории на канале с помощью взаимных интеграций с другими каналами и обмена траффиком.
«В контексте инфошума необходимо наличие продуманного контент-плана, включая его визуальную составляющую — без „хаоса“ в оформлении, — отмечает Наталья Белкова. — Подача материала должна быть структурирована. Картинки и короткие видео привлекают внимание и „провоцируют“ репосты. Важную информацию, например, анонсы текущих мероприятий, удобно ставить в „закреп“».
ВКонтакте за короткий период осуществил прорывные обновления. Можно сказать, что здесь уже сформировано активное комьюнити, готовое к коммуникации с брендами. Предоставляются личные консультанты для аккаунтов среднего и малого бизнеса, помогающие с настройкой кабинетов, таргетов, магазинов.
Невероятный объём форматов, которые доступны, позволяют брендам коммуницировать с аудиторией максимально полным образом. Есть возможность публиковать экспертные статьи, опросы, истории, клипы. Можно продвигать материал, используя платные возможности.
Евгений Волошин, основатель и генеральный директор рекламного агентства AGM Group делает важную ремарку: «Потенциальное и ожидаемое прощание с YouTube может быть менее болезненным, благодаря возможности закачать архив видео с YouTube в VK Видео».
Ключевой вопрос, который волнует многие бренды: оставаться ли бизнесу в Instagram* и Facebook*? Ответ наших экспертов: Да.
Евгений Волошин аргументированно комментирует свою позицию: «Безусловно, да. Здесь мой ответ однозначен. Несмотря на откат по аудитории, она всё равно значима и максимально релевантна».
Продвижение первых лиц как лидеров мнения
Личный бренд руководителя сегодня можно приравнять к нематериальным активам компании. Неудивительно, что в бизнес-среде продвижение имиджа босса может быть немаловажным фактором. Если управленец харизматичен — его «узнавание» идёт на пользу бизнесу.
При этом, мировой опыт показывает, что первые лица компании не должны комментировать в публичном поле сложные события, будь то политическая обстановка в стране или авария на предприятии. Антикризисную коммуникацию ведут юристы, пресс-секретари.
При этом, коммуникация не должна прекращаться ни в коем случае. Опять же таки исторический опыт даёт понять, что в любые кризисы выигрывали те, кто не пропадал надолго из информационного поля. Потребители неосознанно воспринимают продолжение коммуникации компании в кризис как признак её надёжности. Однако в это время на авансцену выходит антикризисная коммуникация, чётко выверенная и продуманная с учётом форс-мажоров.
Впрочем, возвращаясь к первым лицам компании, в любом случае, как в развитии соцсетей бренда, так и в развитии соцсетей руководства, важна выверенная коммуникационная стратегия. Необходимо с первых публикаций знать: кто он наш герой? Как он должен быть позиционирован: как менеджер, учёный или реформатор, например?
Вокруг этого утверждённого образа и формируется повестка, отрабатываются ключевые информационные тезисы, выпускаются лонгриды, даются комментарии на актуальные новостные темы.
Остро, актуально, экспертно — вот на чём держится продвижение руководителей компании как самостоятельных единиц в информационном поле.
Выбор площадки при этом основан на тех же факторах, что были описаны выше. «Представительства» первых лиц компании запускаются, как в Telegram (чаще без доступа к комментированию пользователями), так и во ВКонтакте и TenChat.
Новая реальность стала настоящим вызовом для специалистов SMM. Однако первоначальное волнение уже утихло, и пришло время взвешенно и обдуманно подойти к продолжению коммуникационных стратегий. Жизнь онлайн продолжается!
Полная запись двухчасового вебинара.
*Соцсети Instagram и Facebook запрещены в РФ; они принадлежат корпорации Meta, которая признана в РФ экстремистской.