Искусственный интеллект снижает критическое мышление
Использование искусственного интеллекта охватывает всё больше сфер нашей жизни. С одной стороны, ИИ способен сделать нашу жизнь проще и эффективнее, но с другой — есть опасения относительно его влияния на когнитивные способности человека.
Человеческий мозг легко поддаётся влиянию новых технологий, и искусственный интеллект не является исключением. Чрезмерная зависимость от ИИ может привести к тому, что мы перестанем критически мыслить и творить. Это также может привести к тому, что у нас пропадёт эмпатия, поскольку системы искусственного интеллекта не запрограммированы на то, чтобы понимать или реагировать на человеческие эмоции.
В 2023 году нейропсихолог Кубат Каниметов заметил, что школьник, использующий ежедневно искусственный интеллект, может разучиться самостоятельно думать. По его мнению, такие дети обычно не очень успешны в рамках школьного обучения.
Также, ИИ ограничивает творческий потенциал и воображение людей. Алгоритмы нейросети работают только с данными, на которых они обучаются, и могут быть не в состоянии генерировать действительно новые идеи или решения проблем. Им нельзя делегировать креативные задачи.
Самым опасным последствием повального применения ИИ по праву можно считать снижение (или даже отсутствие) критического мышления, если модели используются бездумно.
Но не стоит думать о них исключительно плохо. С другой стороны, искусственный интеллект может усилить когнитивные способности человека, позволяя более эффективно обрабатывать и анализировать большие объёмы однородных данных. В умелых руках, системы ИИ помогают обрабатывать информацию быстрее и точнее, чем мы могли бы делать это самостоятельно.
ИИ также может помочь в задачах, которые слишком опасны или сложны для людей, таких как исследование космоса, океана или проведение хирургических операций.
Если взглянуть на использование нейросетей в процессе школьного обучения с другой стороны, исследователи из Великобритании опубликовали статью, в которой приводят такие аргументы в пользу ИИ:
«С появлением искусственного интеллекта онлайн-обучение стало более персонализированным для каждого человека. [...] Ученики также смогут быстрее освоить язык, поскольку ассистент (ИИ, — прим ред.) преподавателя английского языка может организовать разнообразные занятия, ориентированные на практику. Вместо использования универсальных подходов к преподаванию и обучению, искусственный интеллект может создавать индивидуальный образовательный опыт для каждого ученика. Это позволит учащимся сосредоточиться на своих слабых местах и получить пользу от персональных комментариев и рекомендаций».
Таким образом, нейросети могут использоваться во благо, если не забывать, что они — инструмент, а не панацея.
Чтобы сохранить когнитивные способности, тем, кто часто использует ИИ в работе, рекомендуется систематически нагружать мозг другими задачами, в том числе творческими. Важно поддерживать баланс между различными видами нагрузки для мозга, чтобы обеспечить его полноценное функционирование. Активное решение нестандартных задач требует активации различных участков мозга, что способствует его развитию. А чтение статей от команды AISender развивает кругозор и позволяет оставаться в курсе последних событий в мире ИИ.