Выбираем среду трехмерной разработки и симуляции роботов
Изначально, предполагалось, что алгоритмика будет изучаться посредством Scratch - визуальной объектно-ориентированной среды программирования для обучения школьников младших и средних классов. Преимущества Скретч очевидны: простота в изучении, реализация графического программирования, бесплатность, обширное комьюнити и много обучающих материалов.
Однако, не далее как вчера я записался на курс "Основы робототехники", который ведёт Сергей Филиппов из 239 лицея Санкт-Петербурга. Пока что доступна первая глава курса (идёт запись на следующий поток), из которой я и узнал про трехмерные среды разработки и симуляции роботов. Скретч несомненно хорош, но вот специальные среды позволяют работать непосредственно с моделями роботов, эти самые модели создавать при помощи компьютера и представлять в 3D (со всеми вытекающими удобствами трехмерной графики в сравнении с двухмерной).
Закупить реальные конструкторы мы пока что не можем, это произойдет максимум к концу августа-началу сентября. Потому работой с такими средами решается вопрос моделирования роботов без наличия таковых. Пока дети осваивают среду трехмерной разработки, подоспеют конструкторы, и можно будет в руках подержать то, что вчера ещё моделировал на компьютере.
Поиск в интернете привел к одному (вполне впрочем ожидаемому) выводу: сред МНОГО. У меня на стенке компьютерного стола весит стикер, где я выписал лишь некоторые для тестирования и то, там 7 пунктов. Вот перечень тех самых сред, которые я выписал после предварительного знакомства с вопросом:
- Microsoft Robotics Developer Studio - http://microsoft.com/robotics/
- ROS - http://www.ros.org/
- V-REP - http://www.coppeliarobotics.com/
- Dyn-Soft RobSim - http://robsim.dynsoft.ru/
- Gazebo - http://gazebosim.org/
- AnyKode - http://www.anykode.com/index.php
- Robologix - https://www.robologix.com/
Второй пункт анализа касался того, насколько удобно будет использовать эти среды для обучения детей и использования в наших курсах робототехники. Соответственно, сформировались критерии отбора:
- Кроссплатформенность или поддержка ОС Windows
- Бесплатная версия, демо-версия с полным функционалом ил наличие образовательной лицензии
- Простота использования и наличие обучающих материалов
- Возможность смоделировать собственного робота (а не только использовать готовые модели)
Пункт о поддержке русского языка отсутствует, потому что, как показала практика современные дошкольники довольно хорошо разбираются в английском языке. Пусть они не владеют огромным словарным запасом, но выбрать команды в программе на английском языке вполне могут. Соответственно после применения каждого критерия список поредел:
- Microsoft Robotics Developer Studio - соответствует условиям
- ROS - поддерживается только в Unix-подобных
- V-REP - соответствует условиям
- Dyn-Soft RobSim - соответствует условиям
- Gazebo - поддерживается только в Unix-подобных
- AnyKode - соответствует условиям
- Robologix - заоблачная цена
В итоге я скачал установочники каждой из оставшихся сред трехмерной разработки и в ближайшие дни попробую каждую. Как уже говорилось, приведенный выше список далеко не полный, и если вы знаете другие среды, соответствующие условиям, то напишите в комментариях, буду признателен.
После тестирования сред я напишу подробный отчёт о каждой из них, возможно даже с видеообзором. Ну а пока что наши курсы всё идут, и на следующей неделе закончится модуль "Основ компьютерной грамотности", мы перейдём к алгоритмике.