Главное Авторские колонки Вакансии Образование
😼
Выбор
редакции
431 0 В избр. Сохранено
Авторизуйтесь
Вход с паролем

Из автопрома в химию? Беседа с инженером АКТИАС – Александром Мусиенко

Когда проходит процесс обучения, ты все время ждешь финиш, когда ты начнешь наконец-то себя реализовывать. Но когда ты заканчиваешь институт и приходишь на работу, обучение продолжается – этот процесс бесконечен.
Мнение автора может не совпадать с мнением редакции

Сварка и автопром

Я пришел в AKTIAS tech в 2018 году на проект Renault — запуск модели Duster-2, — руководителем периметра кузовного цеха. Это сборка-сварка навесных элементов (двери, капот, багажник) с кузовом.

Я — специалист по сварке с огромным опытом — не только производственным, но и научным: ученая степень, диссертация, кандидат технических наук. До этого проекта я проработал 17 лет на ЗиЛе в Отделе Главного сварщика, затем было российско-японское предприятие ААТ и ВИАМ (авиационных материалов). Получается более 20 лет инженерного опыта работы в сварке плюс преподавание (ведь у меня ученая степень).

Проект Duster-2 был запущен в самом начале пандемии. Нарушенная логистика и сложности, которые испытывали многие автопредприятия во всем мире, привели к решению Renault больше не запускать на московском заводе новые модели, и нашу команду распустили.

Особенность работы инженерных компаний типа AKTIAS tech в том, что мы действительно ценим своих инженеров. И когда проект, под который специалиста взяли на работу, подходит к концу, офис делает все, чтобы найти что-то новое. Иногда при этом меняется сфера или направление работы.

У меня было несколько проходных проектов. Сначала — аудит дилеров Renault — я подготовил дорожную карту проекта, это дало мне опыт работы с экономической стороной. Затем мы рассчитывали проекты локализации — имея продукт, производящийся за рубежом, что нужно сделать, чтобы организовать его производство в России из российских комплектующих. Созданными тогда наработками мы теперь пользуемся и в других проектах.

А дальше поступил запрос от ADEO (головная компания Леруа Мерлен) — им нужен был специалист по работе с поставщиками (supplier industrialization leader — SIL) для проведения технического аудита поставщиков, оценки качества товара, технологии, степени промышленного контроля, запуска новых проектов.

О проектах

Небольшое лирическое отступление. Что такое проект в автомобилестроении? Нужно спроектировать модель, подготовить оборудование, сделать предсерийную партию, наладить производственный процесс и затем — передать в серийное производство.

Но Леруа — это ритейлер, и проекты здесь совсем другие, они включают и финансы, и организацию, и техническую сторону.

Из чего состоит проект по созданию нового продукта и поступлению его на рынок:

  • техническое задание на продукт;
  • поиск поставщиков;
  • проверка производства поставщика (могут ли в принципе это сделать, какие-то рекомендации по модернизации и дополнительному контролю качества);
  • закупка материалов;
  • предсерийные образцы, которые проверяются на качество (для краски, например, делают выкрасы, проверяют соответствие цвета, физико-химические свойства, проводят лабораторные тесты).

Дальше, если подтверждают готовность производства к выпуску товара, представители ADEOприсутствуют на изготовлении первой партии.

Важна также упаковка товара — это информация о товаре, а его применении, инструкция. «Артворк» — разрабатывается в ADEO и потом вместе с поставщиком воплощается в жизнь. Каждый новый товар имеет свою упаковку — каждый значок вымеряется, проверяется читаемость, размещение букв — сначала это прорабатывают маркетологи, потом специалисты по артворку, потом сам поставщик.

От сварки к химии

Моя роль — с момента разработки технических заданий до контроля каждого этапа создания товара. Когда товар поступает на прилавок, я поддерживаю поставщика — проверка качества производства, решение возникающих проблем, поддержка серийного производства в течение года-двух после запуска, внесение изменений и т.п. Затем специалисты Леруа Мерлен (служба технического контроля) перенимает проект, а ADEO берется за новый.

Я работаю с поставщиками «химии» — это всевозможные лакокрасочные материалы, краски, грунты, лаки, эмали, шпаклевки, малярные ленты, скотчи. Ориентировочный срок выполнения проекта (от начала тендера до товара на прилавке) — 8 месяцев. Сейчас у меня 3 проекта, по некоторым — несколько поставщиков одновременно. И ожидается до конца года запуск нового.

Любая работа специалиста основана на взаимодействии с людьми. Это не зависит от направления (сварка в автомобилестроении или химия у ритейлера). Опыт работы с поставщиками в сварке мне очень пригодился, ведь с таким опытом можно работать с поставщиками почти любых направлений.

Что касается технической стороны вопроса (была сварка — стала химия) — мое техническое образование включает большой перечень компетенций и позволяет быть универсальным. Химия, материаловедение, сопромат, написание кандидатской диссертации — все это позволило получить опыт в построении экспериментов. Был небольшой волнительный момент при переходе в другую индустрию — боишься, что можешь чего-то не знать. Не всегда твои оппоненты будут тебе помогать, иногда будут пользоваться незнанием. Но фундаментальное образование позволяет самостоятельно дополнять свои знания — ты знаешь, где посмотреть, где почитать, где приобрести новые знания в других направлениях. Все технические специальности основаны на фундаменте, и он преподается в институте.

Инженер или менеджер?

Сегодня больше менеджер, но я постоянно пользуюсь своими инженерными знаниями.

В Renault я был руководителем периметра, и у меня было несколько инженеров-технологов. Они писали технологический процесс (сварка автомобильных узлов) и когда были сложные моменты, требовались волевые решения в срочном порядке, я спускался в цех, сваривал сам детали, чтобы доказать, что процесс верный, что так сварить можно. Помимо управления я выполнял технические задачи, и мой опыт в этом помогает и мотивирует коллег — они видят, что я могу решить задачу собственноручно, это их воодушевляет, помогает выйти из трудных ситуаций.

Каким ты видел свое будущее, когда защищал диссертацию?

В семье не без урода. Я — единственный инженер в семье, белая ворона с техническим высшим образованием. У нас все юристы, а я пошел в другом направлении — сварочное производство.

После 8 класса я поступил в Машиностроительный техникум (на Павелецкой). Большинство сокурсников перешли в автомобильный институт (МАСИ) — ЗиЛ. В тот момент у всех был уже производственный опыт — мы работали на заводе сварщиками, начальниками участков. У нас была расширенная практика на заводе ЗиЛ.

Сначала я попал в Отдел Главного сварщика, там была своя лаборатория — 50 человек. Я начал с должности техник-технолог, а после окончания института был уже ведущим инженером. Лаборатория сварки на ЗиЛ много занималась не просто производством, но и разработкой новых технологий и методов сварки. Мы сотрудничали с другими институтами (Губкинский, Бауманка), разрабатывали оборудование и процессы.

Я поступил в аспирантуру и закончил ее, получил ученую степень кандидата наук, моя карьера на ЗиЛ пошла вверх — я стал заместителем Главного сварщика (а ведь это главный завод страны). Когда завод закрыли, я перешел в штамповочную компанию на базе ЗиЛа (ААТ, один из поставщиков Renault). Они выполняли штамповку деталей и поставляли сварные узлы. Я запускал проекты с Renault, Даймлер-мерседес, АвтоВаз.

К середине моего обучения в институте и к его окончанию — я видел себя на заводе ЗиЛ: он развивался, был на подъеме, развивались технологии, запускались цеха, и я видел необходимость в специалистах. Я думал, что мое будущее связано с ЗиЛ и был уверен, что смогу себя реализовывать там.

И вдруг ЗиЛ закрывают.

Это стресс. Твое будущее, раньше представлявшееся довольно четко, становится вдруг неопределенным. Ты всегда работал на заводе и знал, что будет завтра. А тут оказывается, что завтра может быть совершенно неопределенным. И этот момент неуверенности в завтрашнем дне сохранялся у меня до начала работы в АККА (теперь — AKTIAS tech). Когда я начал работать на проекте в Renault, я принял принцип проектной работы. Я могу подстроиться, могу выбирать. Нет прямой линии развития, ты видишь целое древо возможностей.

Ощущения сейчас

Прогнозировать на год-два вперед сейчас нельзя. Но я уверен, что через год-два я буду там, где будут возможности. Меня не пугают сложные проекты. С одной стороны, я не вижу конкретного будущего, но я уверен, что будущее будет и я буду заниматься этой работой с удовольствием. Может, это будет сварка, кораблестроение или авиация. Я не боюсь развития. Если в институте я думал только об автопроме и сварке, то теперь я рассматриваю все, и меня это не пугает. Я смотрю в будущее с интересом — а что там будет? Когда не видишь будущее, это заставляет тебя собираться и мобилизоваться сегодня. Ты не закисаешь, не скучаешь, нет болота. Это мне нравится.

Инженер в сегодняшнем мире

(Акулов Александр Иванович — Советский и российский учёный, доктор технических наук, один из разработчиков основных видов сварки)

Когда я учился, моим преподавателем был Акулов. При поступлении мы столкнулись с ним на кафедре: он приветствовал абитуриентов и напутствовал неофициально, когда студенты спрашивали про кафедру и что выбрать. Его фраза запомнилась мне на всю жизнь: Самое главное — это образование, надо получить изначально хорошее образование, и оно должно быть техническим.

Получив высшее техническое образование, ты становишься специалистом не только в технических вопросах и опорных предметах (математика, физика, химия), не только знаешь сопромат, техмеханику... Техническое образование включает и экономическую часть: ты понимаешь, как производятся расчеты, как выстраивается экономика любого проекта. При написании дипломов и работе в проектных командах — получаешь социальную часть, логистические компетенции. Ты — как инженер в команде, как менеджер.

Технические знания переходят в социальный опыт, обретают психологическую составляющую — умение общаться с поставщиками, коллегами, умение поставить задачи и определить приоритеты, внутренняя работа с командой — ты тот же инженер, выполняешь те же технические задачи, но должен решать еще социальные и организационные вопросы, должен мотивировать коллег. В последнее время у нас много иностранных предприятий — нужно знание иностранных языков. Техническая специальность охватывает комплекс знаний, которые ты можешь развить и реализовать, если есть желание.

Техническое образование включает и гуманитарную часть знаний. При этом технический опыт получить сложнее, чем гуманитарные компетенции. Если ты хочешь развития и продвижения в процессе трудовой деятельности, не нужно ограничиваться. С самого начала работы после получения образования — молодой специалист, специалист с опытом, эксперт — ты начинаешь решать социальные вопросы, ты должен уметь руководить хотя бы 1 человеком, а иногда и большим коллективом, и для этого нужно иметь компетенции гуманитарного характера.

Философия всегда преподается в институте — те же классические философы, которых помнят с последних классов школы. В аспирантуре сдается кандидатский минимум — иностранный язык, философия, спец предмет. Но в аспирантуре философию преподают иначе, чем в институте. Я считаю, что так надо было сразу. Именно в аспирантуре говорят о принципах проведения экспериментов, их планировании, осуществление от идеи-задумки до ее реализации — весь этот пусть с точки зрения философии. Как выстроить свои шаги по проведению эксперимента, получение результатов, доказательства правильности выполнения. Это — практическая философия.

Большинство технических специальностей сталкиваются с этим во время работы, но не подозревают, что планирование своего дня и рабочего графика — это часть гуманитарных наук, которые надо было усвоить еще в институте. Кто-то относится к этом у спокойно, а другие упираются в свои уравнения и знания и считают, что ничего гуманитарного им не нужно.

Акулов говорил, что образование должно быть техническим. Техническая база сложна, ее нужно знать и тяжело учить, но при этом на должна идти совместно с гуманитарным знанием. Иначе это не эксперт.

Напутствие молодым инженерам

Когда проходит процесс обучения, ты все время ждешь финиш, когда ты начнешь наконец-то себя реализовывать. Но когда ты заканчиваешь институт и приходишь на работу, обучение продолжается — этот процесс бесконечен.

Совет — не прекращать развиваться, находить в себе силы совершенствоваться, учиться. Это сложно, иногда хочется отдохнуть и заняться рутиной. Но развитие важно. Когда человек развивается, он сохраняет ясность ума. Здраво оценивать обстановку вокруг себя можно только когда ты в движении. Не останавливайтесь на достигнутом — в этом смысл жизни. Проточная вода — чистая, в ней и рыбки плавают. А болото никому не интересно.

Высшее образование позволяет человеку раскрыться, проявиться в будущем. Это трамплин. Но дальше нужно работать и реализовывать себя. Не стоит бояться изменений.

Первая мысль оставить сварку и заняться чем-то новым для меня была большим стрессом. Но либо ты ничем не занимаешься и становишься болотом, либо ты превращаешься в быстротекущую реку. Стресс быстро прошел, когда я для себя определил, как я могу этого достичь. Помогло знание философии — разложил по полочкам, что делать и как достичь, как перестроиться.

О перспективах в России

Российское техническое образование ценится во всем мире. В СМИ несложно найти сообщения о том, что иностранные компании приглашают российских инженеров для сотрудничества.

Техническое развитие в России есть, оно всегда было. Вопрос в том, что сейчас наконец-то осознали, что в стране должны развиваться все направления. Импортозамещение — первый шаг. Должны создаваться конкурентоспособные направления во всех отраслях, а не только ВПК, авиация, космос. Гражданскую часть нам тоже надо развивать, мы же можем, это просто вопрос приоритетов и готовности.

В конце 90х мы выбирали, куда пойти — на ЗИЛ или на Renault — многие шли на Renault, просто потому, что там — европейцы. Это предубеждение привело к большому оттоку специалистов. Хороший пример, с точки зрения авиации — ВИАМ развивается, работает не только для ВПК, но и для гражданской авиации, и с РЖД сотрудничает, у них большой объем знаний и работ, они привлекают специалистов.

Важна также экономическая политика государства. В космическом корабле использование умывальника отработано с высоким уровнем. Но передача технологий в гражданку плохо реализовано. ВПК финансируется государством (привычка с СССР), раньше — любые предприятия так финансировались, но теперь остальные направления потеряли субсидии, а рыночная экономика убила предприятия. При грамотной экономической политике наши инженеры смогут создать отличные конкурентоспособные производства во всех отраслях.

Узнать больше о компании AKTIAS tech

0
В избр. Сохранено
Авторизуйтесь
Вход с паролем