Пара слов про импортозамещение и локализацию
Сейчас из всех новостей, чатов, ботов и прочих утюгов слышно про импортозамещение и локализацию. Очень мне близкая тема, так как я работаю уже более 10 лет в инженерном бизнесе и хотелось бы чуток разобрать эту не совсем ясную тему. Особенно ту часть, когда на бумаге всё локализовано, а на деле ряд производств встало, как только обрубили поставки каких-то болтов и релюх. Как же так, — возникает вопрос у министров и больших директоров предприятий, — мы же уже все локализовали!
Да вот так! Потому что в «бумажной» локализации и импортозамещении не учитывается вся цепочка поставщиков и весь цикл производства и жизни продукта.
К примеру, двигатель: блок цилиндров и сами цилиндры льют и точат у нас, силовые кабели делают на локальном предприятии, блок управления закупают у проверенного поставщика на территории РФ, так почему же в случае логистических проблем или санкций производство встало и двигатели не получается выпускать?
Разберем детальнее ситуацию и прислушаемся к тихому, почти неслышному голосу инженеров, технологов и специалистов по закупкам услуг и комплектующих! На деле оказывается, что токарную оснастку, резцы и прочее для расточки цилиндров и поршней закупают у немцев, наконечники для силовых кабелей — китайские, реле от локального поставщика «на бумаге» собрано здесь, а плата и чипы на ней — из Америки или Китая.
И что, — вы спросите меня, — что ты предлагаешь, ведь нельзя всё делать локально? А я и не говорю, что всё можно и нужно делать локально! Важно заранее, желательно, искать поставщиков и давать им возможность роста и участия в закупках организации, закупать их продукцию, работать с отделом качества поставщика и переводить на него хотя бы часть закупок.
Сейчас я прям уже слышу возгласы возмущения закупщиков. А что ты будешь делать если у локальных поставщиков качество так себе и цена выше, зачем мне с ними работать, если я отлично могу закупать у китайцев, немцев или ещё кого-нибудь, кто делает все нормально?
Ответ прост, вы в машине зачем запаску возите? Так вы еще за неё заплатили, когда покупали машину, потому что это — безопасность вашей поездки! Так и тут. Компания Daimler (которая выпускает Mercedes) до сих пор около 80% комплектующих закупает у своих проверенных поставщиков в Германии, которых они годами «растили», чтобы те обеспечивали соответствующее качество.
Если вам нужно локализовать подшипник, не получится просто взять немецкий оригинал пойти в магазин «Мир подшипников» и спросить: «А у вас есть такой подшипник на 200мм?» Нет! Это — не локализация. Нужно взять толковых инженеров и производственников и совместно со специалистами по закупкам найти локального производителя подшипников. Конечно, производитель скажет: «Нет, таких подшипников у нас нет, потому что не было таких заказов, давайте-ка мне техзадание, чертежи, характеристики, эксплуатационные нагрузки и параметры окружающей среды — и потом уже завод сможет сказать смогут они выпустить или нет.»
Это огромный пласт работы инженеров, технологов и производственников, который зачастую никто не хочет делать, инвестировать и заморачиваться. Проще купить проверенное дешёвое где-то в Китае. Только в этом случае сразу нужно понимать, что это очень далеко от настоящей локализации и достижения цели по импортозамещению и не приведет к устойчивому к внешним факторам независимому производству.
Так что реинжениринг и локализация — это процесс кропотливый, не быстрый и в перспективе очень выгодный и однозначно окупаемый, а самое главное — дающий предприятию, компании стабильность и «запасное колесо», которое всегда под рукой.
Андрей Максимов