Виды рекламы в интернете: преимущества и недостатки
Маркетинг и реклама сегодня — часть digital-мира. Без баннеров с предложениями продуктов и услуг трудно представить сайты и страницы соцсетей. Реклама в сети интернет работает, поэтому вложения в эту сферу растут. Если в 2023 году сумма расходов на такой вид продвижения достигала 415,5 миллиардов долларов, то к 2024 году выросла до 442 миллиардов. По прогнозам, в 2026-м 60% рекламных расходов будет забирать именно digital-реклама.
Разнообразие площадок и форматов объявлений — это возможности для брендов увеличить аудиторию, узнаваемость и продажи. При этом важно выбрать правильные ресурсы, которые подходят именно вашему бизнесу.
Что такое реклама в интернете
Интернет-реклама — это представление своего продукта или услуги на различных digital-ресурсах: сайтах, видеохостингах, в соцсетях и в мессенджерах для повышения продаж.
Также онлайн-продвижение повышает узнаваемость бренда, информирует аудиторию о товаре, формирует опредлённый образ компании и даже создаёт искусственный ажиотаж.
Размещение рекламы в интернете началось с появления сайтов. Первым объявлением онлайн считается баннер компании AT&T, который расположили 27 октября 1994 года. Тогда реклама не подстраивалась под интересы пользователя, а просто появлялась на площадке и не настраивалась под конкретную аудиторию. Более «умный» показ придумали в 1997, когда компания GoTo предложила идею выдавать объявления в зависимости от запросов людей в поисковике.
Сегодня это обычная практика. И реклама становится более адресной, работает персонализация предложений благодаря сбору данных о клиентах (например, через CDP платформу) и отслеживанию их поведения на сайтах, а также истории покупок.
При всех преимуществах у продвижения в интернете есть свои недостатки. Главный вопрос, сколько стоит реклама в интернете. Здесь большая конкуренция, особенно в популярных нишах. Одна заявка может стоить несколько копеек или несколько тысяч рублей, поэтому рекламные бюджеты разные. Крупные бренды тратят миллионы на онлайн-продвижение.
Какие виды рекламы бывают по форматам контента:
- Текстовое объявление со ссылкой на сайт рекламодатели.
- Баннер с дизайном и текстом. Существуют статичные, анимированные и даже интерактивные.
- Видео. Обычно вставки в другие ролики: видео блогеров, трейлеры фильмов и так далее.
Какая бывает реклама в интернете
Контекстная реклама
Текстовые и графические объявления в браузере, которые появляются при запросе в поисковике и также иногда «догоняют» пользователя на ресурсах поисковика. Такая реклама продуктов или услуг всегда помечается специальной отметкой и появляется на первых строчках выдачи, что повышает шансы на клики и покупку.
Контекст настраивается по параметрам: словам и фразам, которые ищут люди. При этом возможно учитывать их предыдущие действия. Например, настроить рекламу на пользователей, которые заходили на определенные сайты, но там не было конверсии. Также учитываются пол, возраст, география и другие параметры.
Преимущества контекстной рекламы
- Быстрый результат. Хорошо работает реклама товаров и услуг в интернете, потому что показывается людям, которые уже планируют купить. Контекст ускоряет путь клиента, ведь он сразу выдаёт возможные варианты магазинов и компаний, которые могут решить его проблему.
- Расширение аудитории. Такая реклама онлайн охватывает много людей. Миллионы пользователей ищут информацию в соцсетях. Например, в Яндекс ежемесячно заходят более ста миллионов человек. Поисковик обрабатывает в среднем 1,6 миллиарда запросов каждый день. Поэтому контекстная реклама — эффективный способ продвижения вашего бизнеса.
- Контроль за результатом. В сервисах для настройки контекста есть подробная аналитика, которая показывает успешность или неуспешность рекламы. Вы точно знаете, на что тратятся ваши бюджеты.
Недостатки контекстной рекламы
- Стоимость. Чтобы удержать свою рекламу на самых высоких позициях, придётся заплатить больше денег. Сама настройка контекста — это тоже затраты.
- Конкуренция. В определённых сферах нужно «побороться» за первые места в рекламном блоке. Причём сделать это необходимо и финансово, и технически: правильная настройка рекламы здесь очень важна.
- Сложность. Контекст — это не та кампания, которую можно запустить в один клик. Здесь нужны компетенции или специалист, который сделает всё за вас, что не всегда бюджетно. При этом не получится просто запустить рекламу и получать с неё заказы всегда. Придётся постоянно поддерживать и корректировать процесс.
Таргетированная реклама
Объявления для заданной аудитории в соцсетях и на других ресурсах. Реклама настраивается по демографическим и географическим признакам, интересам, подпискам на сообщества, действиям. Также подбирается похожая аудитория. Таргет работает не только на продажи, но и на повышение узнаваемости бренда, расширения аудитории. Так, например, возможно привлечь новых подписчиков.
По форматам доступны текстовые и объявления с медиафайлами. К ним добавляют кнопки с призывом к действию по необходимости. Настройка происходит в рекламных кабинетах соцсетей или сторонних сервисов
Преимущества таргетированной рекламы
- Стоимость. Начать рекламироваться можно от пары тысяч рублей (например, во ВКонтакте), если вы, конечно, сами умеете настраивать рекламу. Тогда не нужно платить за таргетолога.
- Высокий охват. Аудитория соцсетей разнообразная и огромная, поэтому таргет — возможность «дотянуться» до своих будущих клиентов.
- Персонализация. Правильные настройки рекламы сделают так, чтобы объявление точно попало в потребности человека. Это повысит вероятность покупки.
А чтобы узнать, как максимально эффективно использовать персонализированный маркетинг, ознакомьтесь с нашей статьёй «Что такое персонализация и зачем нужен персонализированный маркетинг».
Недостатки таргетированной рекламы
- Конкуренция. Многие бренды хотят рекламироваться в соцсетях, поэтому в некоторых нишах придётся вкладывать больше бюджета и уметь отстраняться от других предложений.
- Недоступность клиента. Хотя люди активно пользуются соцсетями и потребляют контент, с рекламой часто включается баннерная слепота. Тогда ваши объявления просто пролистывают.
- Постоянный контроль. Таргетированную рекламу нужно настроить и постоянно корректировать в зависимости от реакции аудитории на объявления. Также аудитория может «выгореть», даже если кампания успешная. Тогда всё равно предстоит вносить изменения, а для контроля нужны компетенции или отдельный специалист.
Баннерная реклама
Размещение медийных и текстовых элементов на онлайн-площадках. Это статичные или анимированные баннеры, а также интерактивные элементы (к примеру, квизы) и видео. Реклама встраивается в контент сайтов или в отдельных блоках и ведёт на ресурс рекламодателя.
Настраивается в отдельном рекламном кабинете поисковика. Например, у Яндекса есть своя рекламная сеть (РСЯ), которая охватывает все сервисы компании. Также есть отдельные рекламные площадки, которые продают размещение объявлений на разных ресурсах.
Преимущества баннерной рекламы
- Охват аудитории. Рекламные блоки добавляются практически на все сайты СМИ и другие, куда ежедневно заходят миллионы людей.
- Понятность. Баннеры — это знакомый и привычный для аудитории инструмент рекламы, с которым легко взаимодействовать. Пользователь точно знает, что будет дальше, поэтому охотно кликает.
- Универсальность. Баннерная реклама подойдёт практически любому бизнесу из B2C и B2B сферы.
Недостатки баннерной рекламы
- Блокировка. Некоторые пользователи никогда не увидят ваши объявления, потому что используют функцию блокировки. Тогда реклама не показывается.
- Баннерная слепота. Из-за большого количества объявлений люди перестают их замечать. И чтобы выделиться, нужно придумывать новые нестандартные решения.
- Стоимость. В такой рекламе тоже есть высокая конкуренция в некоторых сферах, поэтому повышаются ставки на размещение объявлений.
Ретаргет
Показ рекламы пользователям, которые уже совершили некое действие на сайте: просматривали товар, положили его в корзину, но не оплатили, и так далее. Обычно объявления в виде баннера и текста догоняют юзера на других сайтах. Такая реклама возвращает к покупке или «подогревает» интерес пользователя. Это повышает шансы на покупку.
Преимущества ретаргетинга
- Точечность. Такая реклама не угадывает интересы пользователя, а показывает именно то, на что тот уже обратил внимание. Это персонализированный и более точный подход.
- Повышение продаж. Напоминание о забытом и просмотренном товаре — отличный способ подтолкнуть к покупке.
- Лояльность. «Догоняющее» объявление может восприниматься как забота о клиенте. Реклама напоминает о том, что человек хотел купить, но почему-то этого не сделал.
Недостатки ретаргетинга
- Назойливость. Люди не всегда реагируют на ретаргет позитивно. Если для кого-то это положительный опыт, то для других — ненужный инфошум.
- Неуниверсальность. Такой тип продвижения подходит только определённым нишам (чаще товарным) и сегментам, где быстрый цикл покупки. Одноразовые и срочные услуги вряд ли получится рекламировать через ретаргетинг.
- Блокировка. Как и для других видов объявления, в сети есть инструменты, которые запрещают их показ.
Реклама у блогеров и других инфлюенсеров
Размещение информации о ваших продуктах и услугах в аккаунтах инфлюенсеров. Здесь возможно рекламное объявление, конкурс или более нативный формат: как бы случайное упоминание товара в контенте, совместный проект или обзор.
Для YouTube-блогеров это часто просто вставки вашего ролика в видео. С остановкой показов рекламы для пользователей РФ в 2022 году такой формат стал особенно популярным.
Преимущества рекламы у инфлюенсеров
- Креативная подача. Блогеры научились нестандартно подходить к своей рекламе, и часто не просто рассказывают о продукте или услуге, а вписывают их в свой контент и снимают смешные ролики.
- Доверие аудитории. Подписчики прислушиваются к мнению блогеров и порой копируют их образ жизни. Поэтому аудитория верит в рекомендации инфлюенсера.
- Узнаваемость. Интеграция с блогером (особенно известным) может значительно повысить популярность бренда.
Недостатки рекламы у блогеров
- Некачественная аудитория. Не всегда понятно, подходят ли подписчики инфлюенсера для рекламы. Если блогер набирал аудиторию конкурсами, то это могут быть не заинтересованные в его контенте люди. Тогда никакого доверия и связи с ними быть не может: это просто «мёртвый груз», который ничего не купит.
- Непредсказуемость. Нельзя точно спрогнозировать, какую отдачу принесёт реклама у блогера. В этом такой тип значительно проигрывает таргетингу и контексту.
- Неадекватная стоимость. На рынке инфлюенсеров есть только условные правила ценообразования. При непонятном результате блогеры могут назвать завышенную цену.
Нативная реклама
Это размещение информации о продукте или услуге в контексте другого контента. Обычно это статьи в СМИ или в блогах на такую тему, куда органично вписывается реклама. Например, в публикации о туристических местах на море добавляется рекомендация купальников. Или выходит материал о принципах урбанистики в городе, а примерами становятся объекты определённой строительной компании.
Нативная реклама появляется также в видеоинтервью, подкастах и контенте блогеров. Этот формат не ограничен ничем, кроме обязательной маркировки (на территории РФ).
Преимущества нативной рекламы
- Ненавязчивость. Здесь происходит как бы реклама без рекламы, потому что пользователь не получает настойчивый посыл купить. Это неназойливая рекомендация, которая не напрягает человека.
- Скрытость формата. Далеко не все пользователи распознают рекламу, которую часто пролистывают. Такая особенность увеличивает шансы бренда на то, чтобы достучаться до аудитории. Причём сделать это мягко.
- Позитивная реакция. Нативная реклама бывает креативной и чаще всего лёгкой, поэтому не раздражает людей и повышает лояльность аудитории.
Недостатки нативной рекламы
- Стоимость размещения. Креативная (а нативная часто именно такая) на ресурсах СМИ, в блогах или у инфлюенсеров не может стоить дёшево.
- Сложность реализации. Чтобы по-настоящему нативно прорекламировать свои товары и услуги, необходимо придумать нестандартный сценарий, а иногда и целый проект (например, снять веб-сериал), а это значительные затраты.
- Одноразовость. Вряд ли получится перенести идею одной кампании на другую, потому что нативные проекты создаются индивидуально.
Рассылки
Отправка пользователям рекламных сообщений от вашего бренда через разные каналы коммуникации: SMS, Push, эмайл и в мессенджеры. Через рассылки компании рассказывают о новых продуктах, скидках и акциях, проводят конкурсы и интерактивы, приглашают клиентов на мероприятия.
Сначала собирается клиентская база электронных адресов или телефонов, по которым запускается рекламная кампания.
Преимущества рассылок
- Персонализированный подход. Если собирать информацию о клиенте, реально предлагать ему именно то, что нужно. Это сокращает риски траты рекламного бюджета впустую.
- Адресность. Объявления попадают к определённому человеку, а не показываются какой-то неизвестной аудитории. Так компания получает больше определённости и прогнозируемости результатов.
- Понятная аналитика. В сервисах рассылок ведётся статистика по доставляемости, открываемости писем (сообщений) и конверсии. Аналитика подскажет, как оптимизировать кампании для лучшего результата.
Недостатки рассылок
- Сбор базы. Рассылки возможны, если собрать контактные данные клиентов, а для этого нужно время и ресурсы. Не стоит покупать чужие базы, потому что там может оказаться неподходящая аудитория.
- Ограничения. Рассылку можно отправлять только тем пользователям, которые дали на неё согласие, иначе высок риск попасть в спам или получить штраф. Также есть правила массовых рассылок для почтовых клиентов и мессенджеров, которые нужно соблюдать и постоянно подстраивать под них свои кампании.
- Конкурентность за внимание. Ежедневно человек получает десятки уведомлений, и ваше затеряется, если не будет выделяться среди других.
Резюме
Реклама в интернете остаётся одним из самых популярных методов продвижения продуктов и услуг в digital-пространстве. Размещение объявлений на веб-ресурсах повышает узнаваемость брендов и продажи.
Существует контекстная реклама (в поисковике), таргетированная но определённую аудиторию в соцсетях, баннерная (размещение графических, видео и анимационных элементов) на сайтах, ретаргетинг (объявления, которые показываются в зависимости от действий пользователя). Также нативная, которая продвигает не прямым призывом, а как бы в контексте другого материала. Реклама размещается на страницах блогеров и других инфлюенсеров. Отельный вид продвижения в интернете — рассылки через email, SMS, Push и мессенджеры.
Подписывайтесь на наш телеграм-канал. Там вы найдёте актуальные новости в области digital-маркетинга, полезные статьи и интересные исследования. Будьте в теме вместе с нами :)