ТР ЕАЭС 041-2017 введён в действие или отменён?
Что случилось?
1 августа 2025 года были утверждены порядок формирования и ведения реестра химических веществ и порядок нотификации новых химических веществ Советом Евразийской экономической комиссии. Документы приняты как подзаконные акты к техническому регламенту ЕАЭС «О безопасности химической продукции» (ТР ЕАЭС 041/2017). Подразумевается, что принятие данных актов позволит решать следующие основные задачи:
- Создание единого унифицированного реестра химической продукции на территории ЕАЭС.
- Установление процедуры нотификации новых химических веществ.
- Обеспечение участников рынка актуальной информацией о химической продукции.
- Оптимизация финансовых и временных затрат при подготовке документов.
Формирование и ведение реестра будет осуществляться через интегрированную информационную систему ЕАЭС. Порядки являются необходимым условием для вступления в силу технического регламента ЕАЭС «О безопасности химической продукции». Документы разработаны ЕЭК совместно с государствами-членами ЕАЭС. Практическое значение принятых порядков заключается в создании единой системы контроля и учёта химической продукции на территории ЕАЭС, что должно повысить безопасность обращения химических веществ и упростить процедуры оценки соответствия требованиям регламента.
Цель всего этого (принятия данных порядков) — обеспечить выполнение требований технического регламента ЕАЭС по безопасности химической продукции.
Однако...
Из истории вопроса:
Аж с 2017 года ЕЭК никак не мог утвердить порядок формирования и ведения реестра химических веществ и порядок нотификации новых химических веществ, который был так необходим для выполнения условия введения в действие Технического регламент Союза «О безопасности химической продукции» (ТР ЕАЭС 041/2017) утвержденного ещё 3 марта 2017 г.
Вступление в силу ТР ЕАЭС 041/2017 было запланировано в течение четырёх лет и крайним сроком была назначена дата 2 июня 2021 года. Однако вступление в силу постоянно откладывалось, и это вызывало много вопросов относительно причин такой задержки. Понятно, что выпуск такого рода регламента и сопутствующих ему документов объективно является сложной задачей, требующей учета интересов всех государств-членов ЕАЭС, а также гармонизации с международными стандартами и лучшими практиками.
Причины задержки:
Объем и разнообразие химических веществ: единый реестр должен охватывать огромное количество химических веществ, используемых в различных отраслях промышленности; определение критериев включения, классификации, присвоения уникальных идентификаторов, а также сбор и верификация данных о каждом веществе — это трудоемкий процесс.
Наполнение и актуализация данных: необходимо было разработать механизмы для регулярного обновления реестра, включая внесение новых веществ, изменение их статуса, а также удаление устаревшей информации, что требовало создания надежной информационной системы и четких процедур взаимодействия между национальными органами государств-членов.
Согласование классификаций и номенклатуры: Государства-члены ЕАЭС используют различные национальные системы классификации химических веществ, гармонизация которых и приведение их к единому знаменателю для целей реестра требовало значительных усилий и времени.
Определение понятия «новое химическое вещество»: необходимо было четко определить, какие вещества считаются «новыми» в контексте регламента, чтобы установить, на какие из них распространяется процедура нотификации.
Процедура нотификации: разработка прозрачной и эффективной процедуры нотификации включала определение перечня документов, которые должен предоставить заявитель, сроков рассмотрения заявки, а также критериев оценки безопасности новых веществ.
Оценка рисков и безопасности: процесс оценки безопасности новых химических веществ требует привлечения высококвалифицированных экспертов и использования научно обоснованных методик. Согласование подходов к оценке рисков между государствами-членами стало причиной задержек.
Взаимодействие с международными системами: ЕАЭС стремится к гармонизации своих требований с международными системами, учет этого аспекта при разработке порядка нотификации также повлиял на сроки.
Согласование позиций государств-членов ЕАЭС: каждое государство-член ЕАЭС имеет свое национальное законодательство в области регулирования химической продукции, а также свои экономические и промышленные интересы и здесь достижение консенсуса по всем положениям регламента и сопутствующих порядков требовало длительных переговоров и компромиссов.
Техническая и экспертная база: уровень развития технической и экспертной базы в области химической безопасности различается между государствами-членами, что конечно же влияет на скорость и качество проработки документов.
Необходимость доработки и уточнения: в процессе разработки выявляются пробелы, противоречия или неясности в первоначальных проектах документов, что требует их доработки и внесения изменений; поступающие от заинтересованных сторон (производителей, научных организаций, общественных объединений) замечания и предложения также требовали рассмотрения и, при необходимости, интеграции в финальные версии документов.
Таким образом, задержка во вступлении в силу ТР ЕАЭС 041/2017 и утверждении порядка формирования и ведения реестра химических веществ и порядка нотификации новых химических веществ была объективно обусловлена сложностью и многогранностью задачи по созданию единой системы регулирования химической продукции на пространстве Евразийского экономического союза, требующей тщательной проработки, согласования и учета интересов всех участников.
Однако, время шло, но необходимые документы как подзаконные акты к техническому регламенту ТР ЕАЭС 041/2017, так и не принимались
Дело до шло до суда
Дело дошло до суда с интересной стороны: в 2022 году в суд обратилась казахская организация (Национальная палата предпринимателей Республики Казахстан «Атамекен») с просьбой дать разъяснения положений ТР ЕАЭС 041/2017 и сделали они этого именно для того, как считаем мы, чтобы суд отказал в принятии данного заявления.
Чтобы это значило?
А вот что: Большая коллегия Суда установила, что предусмотренное пунктом 4 Решения № 19 условие, определяющее вступление в силу Технического регламента, не выполнено. Согласно этому условию, Комиссия совместно с правительствами государств-членов должна была разработать и утвердить порядок формирования и ведения реестра химических веществ и смесей ЕАЭС, а также правила нотификации новых химических веществ, обеспечив их вступление в силу до 1 декабря 2018 года.
Суд отметил, что не вступивший в силу технический регламент ЕАЭС не является актом права Союза и не оказывает регулирующего воздействия на соответствующую сферу общественных отношений. А разъяснение положений такого регламента не входит в предметную компетенцию Суда, так как он разъясняет исключительно нормы права Союза. Таким образом, Постановлением от 28 февраля 2022 года Суд отказал в принятии заявления «Атамекен» к производству как не соответствующего требованиям права Союза, предъявляемым к содержанию заявления (подпункт в) пункта 1 статьи 10 Регламента Суда).
Мнение
На основании решения Суда ЕАЭС от 28 февраля 2022 года можно сделать следующие выводы:
Правовая позиция Суда четко определяет, что отсутствие выполнения условия о разработке и утверждении необходимых порядков привело к тому, что регламент не вступил в силу. Однако важно понимать нюансы:
Основные юридические последствия:
- Регламент действительно не начал действовать с запланированной даты (2 июня 2021 г.)
- Его положения не имеют юридической силы
- Суд прямо указал, что документ не является актом права Союза
Ключевые моменты решения:
1. Невыполнение условия о разработке порядков стало препятствием для вступления регламента в силу
2. Суд не признал регламент действующим правовым актом
3. Отказано в разъяснении положений именно из-за отсутствия юридической силы документа
Важно подчеркнуть то, что решение Суда носило процессуальный характер и оно касается именно невозможности разъяснения положений недействующего акта, что как-бы не означало автоматического признания регламента недействительным.
Однако, можно прийти к практическим выводам, что регламент остается в статусе проекта, требования документа не применяются, а для вступления регламента в силу необходимо было:
— утвердить необходимые порядки
— принять решение о новой дате вступления в силу
— провести все необходимые процедуры согласования
Выходит так, что, те, кто утверждает, что регламент недействующий, правы с точки зрения текущего статуса документа. Однако это не означает, что регламент утратил силу навсегда — это лишь указывает на необходимость завершения всех предусмотренных процедур для его вступления в действие.
Регламент недействующий?
Правы ли те, кто считает, что раз условие об утверждении порядка формирования и ведения реестра химических веществ и порядок нотификации новых химических веществ не выполнено, следовательно и технический регламент ТР ЕАЭС 041/2017, который в результате этого должен был вступить в силу 2 июня 2021 г не вступил в силу, и поэтому недействующим?
Сорван срок
В соответствии с пунктом 5 консультативного заключения Суда Евразийского экономического союза от 31 октября 2019 года, для объектов технического регулирования, в отношении которых не вступили в силу технические регламенты Союза, действуют нормы законодательства государств-членов или акты Евразийской экономической комиссии. Это обеспечивает непрерывность регулирования и предотвращает правовой вакуум до момента полного перехода на союзные регламенты.
Таким образом, если технический регламент ЕАЭС был принят, но еще не вступил в силу, применяются иные нормы. Это означает, что отсутствие утвержденных порядка формирования и ведения реестра химических веществ и порядка нотификации новых химических веществ не делает сам технический регламент ТР ЕАЭС 041/2017 недействительным, но указывает на то, что до момента его полного вступления в силу применяются действующие на тот момент нормы законодательства государств-членов или акты Евразийской экономической комиссии.
Что изменилось с 1 августа 2025 года?
Ровным счётом ничего с точки зрения введения в действие регламента.
Кроме одного — свершилось то, что должно было свершится в срок до 2 июня 2021 года. Да, работа идёт, и мы видим объявление ЕЭК об утверждении 1 августа 2025 долгожданных порядка формирования и ведения реестра химических веществ и порядка нотификации новых химических веществ Советом Евразийской экономической комиссии. Однако, нам также известна позиция суда по вопросу действительности ТР ЕАЭС 041/2017.
Вывод:
Необходимо дождаться дополнительного акта ЕЭК, которым комиссия легитимизирует ТР ЕАЭС 041/2017
А как считаете Вы?