Когда китайцы слишком быстро соглашаются на цену
— Роман, ты где?
— В Гуанчжоу. Что случилось?
— Везу 40-ку планшетов из Шэньчжэня. Первая серьезная партия. Завтра отгрузка. Можешь быть на приёмке?
— До Шэньчжэня 40 минут. В чём дело?
— Чутьё что-то палит. Приедешь?
Артём запустил линейку планшетов под своим брендом. Производство заказал на китайской фабрике. Опытный парень, работает с Китаем лет пять. Если он чует дичь — значит, она там есть.
— Завтра к 9 утра буду.
Выезжаю в 8:20. Дорога пустая, за 40 минут добираюсь. Встречаемся с Артёмом на складе фабрики на окраине Шэньчжэня.
Он показывает спецификацию: 8 Гб оперативки, 128 Гб памяти. Образцы, которые ему присылали месяц назад, летали — всё работало отлично.
— Чего тогда боишься?
— Слишком быстро согласились на производство. Обычно торгуются, а тут сразу: «Да, делаем».
В логистике это плохой знак. Когда китайцы соглашаются слишком легко жди подвоха.
Начинается погрузка. Рабочие таскают коробки с планшетами в контейнер. Я проверяю документы — паккинг-лист, инвойсы. Всё в порядке, бумаги идеальные.
Артём молча смотрит на коробки. Потом говорит:
— Вскройте одну. Хочу проверить планшеты.
Чжао, хозяин фабрики, напрягается:
— Зачем? Всё упаковано уже, документы подписаны...
— Просто проверю.
Рабочий вскрывает коробку. Артём достаёт планшет, включает. Запускает тестовое приложение для проверки характеристик.
И замирает.
Оперативка — не 8 Гб, а 4. Память — не 128, а 64.
Артём молча протягивает мне планшет. Я смотрю на экран.
Пиздец.
Они воткнули дешёвую память вместо той, что по контракту.
Он просит достать ещё три планшета. Рандомно, из разных коробок.
Результат одинаковый — левая память. Везде. Китайцы просто заменили комплектующие на более дешёвые.
Я смотрю на Чжао. Он что-то начинает про ошибку в производстве, мол, перепутали комплектующие. Но мы оба понимаем — это не ошибка. Это схема.
Артём коротко: стоп погрузку, проверяем все планшеты.
Чжао пытается торговаться. Предлагает скидку 15% и отправить как есть.
Артём качает головой. Это его бренд. Если он выпустит на рынок это говно под своим именем репутация умрёт за месяц. Без его подписи контейнер никуда не уйдёт.
Начинается тихая война.
Чжао нервно звонит кому-то, долго ругается по-китайски. Мы сидим на складе, пьём чай. Ждём.
Проходит час. Полтора. Два часа.
Я переписываюсь с другим клиентом в Гуанчжоу, у него вопросы по таможне, но придётся подождать. Сейчас важнее разрулить эту ситуацию.
Чжао понимает, мы не сдадимся. Соглашается заменить всю партию на правильные характеристики.
Ситуация сложная. Это планшеты под собственным брендом, а значит, перепроизвести новую партию с нужными характеристиками займёт минимум две недели. А контейнер стоит, ждёт погрузку. Каждый день простоя деньги на ветер.
Единственный выход, это проверить всю партию и заменить комплектующие где нужно.
Чжао собирает бригаду. Они перебирают склад, ищут нужные комплектующие. Артём проверяет каждый десятый планшет: включает, тестирует.
На всё уходит 7 часов.
К вечеру выясняется: правильных планшетов у них было всего 600 штук из 2400. Остальное — дешёвая подмена памяти.
Если бы не проверили, убыток около $30 000. Плюс мёртвый бренд и возвраты от клиентов.
Партию заменили. Артём подписал документы только после проверки последней коробки. Контейнер ушёл в порт.
Я сажусь в машину, еду обратно в Гуанчжоу. За окном начало темнеть. Телефон разрывается, тот клиент уже ждёт встречи.
Что я вынес:
Подмена комплектующих, одна из самых частых схем в Китае. Особенно с электроникой. Внешне всё выглядит идентично, но внутри, дешёвая память вместо нормальной.
Четыре правила защиты:
- Всегда тестируйте устройства на приёмке: не верьте этикеткам и коробкам. Включайте, проверяйте софтом.
- Если легко соглашаются на цену — будьте бдительны. Они уже нашли способ сэкономить.
- Проверяйте не первые образцы — их всегда делают идеальными. Проверяйте из середины партии.
- Для собственного бренда нужен только полный контроль — одна партия говна убьёт репутацию навсегда.
Приёмка стоит $150-250. которые могут спасти ваш бренд и $30к.
Поэтому всегда спрашивайте карго-компанию: где сейчас ваши представители? Может, кто-то рядом и заскочит проверить.
P.S. Чжао после этого больше не работал с Артёмом. Доверие потерять легко, вернуть — невозможно. Артём нашёл другую фабрику, сейчас возит регулярно и проблем нет.
С электроникой шутки плохи. Один косяк и твой бренд в помойке.