редакции Выбор
6 рекомендаций для стартапов во времена неопределенности
Зарождение стартапа во времена пандемии
Меня зовут Игорь Гудков. Я — основатель образовательного социального проекта AskHow. До него у меня было свое маркетинговое агентство. В качестве основных клиентов - разные бизнесы преимущественно из офлайн-сферы и нуждающиеся в собственных сайтах. Многие из них находились в США.
Потом пандемия внесла свои коррективы в нашу работу. Компания продолжила существовать, но также я стал искать новые возможности. В целом, к любым даже самым непонятным изменениям рынка отношусь нормально, так как имею постоянную практику запусков разных проектов. Уже около восьми лет.
На момент стремительно распространяющейся пандемии я находился в центре Кремниевой Долины. Там, как вы знаете, находятся одни из продвинутых экспертов IT-сферы. Многих из них Татьяна Урусова, мой партнер по проекту AskHow, знала лично, поэтому мы загорелись идеей онлайн-встреч. Созванивались в зуме. Обменивались между собой знаниями и опытом. Нам нравилось это делать. Такие онлайн-встречи отчасти породили идею о создании стартапа AskHow. Мы стали постепенно развиваться и почти сразу зашли в IT-парк Казани.
Сейчас AskHow — это функционирующая образовательная онлайн-платформа для экспертов, где они могут записывать полезные видеоуроки на разные темы и продавать свои микрокурсы.
6 рекомендаций начинающим стартапам
Я хочу дать шесть рекомендаций всем начинающим предпринимателям и основателям стартапов, которые боятся периодов неопределенности или как-то сомневаются в себе. Приведу также примеры из своей практики.
Принимайте любую ситуацию
В первую очередь нужно всегда всецело принимать любую ситуацию и думать над тем, как ее видоизменить. При таком подходе у вас высвобождается энергия действия, и вы начинаете пробовать снова и снова. В противном случае происходит стагнация.
Например, мы изначально фокусировались на американском рынке. Сфера онлайн-образования как раз набирала обороты и, казалось, что все сразу получится легко и просто.
Мы сделали самую первую версию платформы AskHow на американских серверах, но вдруг произошла ситуация, которую никто не ожидал. СВО. Развитие на американском рынке для нас стало временно невозможным.
Тогда я вернулся в Россию, и мы все равно продолжили делать этот стартап. Переквалифицировались на русский рынок и сразу подумали о тех возможностях, которые для нас откроются здесь, в России. В целом, мы посмотрели на всю эту ситуацию с большим интересом, а не с сопротивлением.
Непредсказуемые события облегчили нам процесс запуска, ведь собралась русскоговорящая команда, а также российский рынок оказался намного податливей. К тому же, в нашей стране потом постепенно стали закрываться некоторые известные социальные сети, а это шанс на то, чтобы занять их нишу.
Дайте себе право на ошибку
Заранее договоритесь с собой о том, что будете пробовать до тех пор, пока не получите какой-то результат. Он может быть разным: ничего не получилось либо, наоборот, вы наконец-то добились того, о чем мечтали.
Расскажу опять-таки на своем примере. Изначально на старте проекта мы выбрали не ту целевую аудиторию. Мы решили фокусироваться на крупных блогерах, скажем так, на звёздах социальных сетей. Обосновали это тем, что многие уже привычные онлайн-площадки закрываются. Крупные блогеры лишаются прежних заработков и заказов от рекламодателей. И в тот момент мы думали, что можем стать хорошей альтернативой.
Протестировали эту гипотезу и поняли, что нет. Да, многие из крупных блогеров реагировали на нас достаточно положительно и даже хвалили, но на этом все. Никаких сдвигов. И мы поняли свою большую ошибку. Мы выбрали не ту аудиторию. Нам просто вежливо отказывают, так как там уже были свои отлаженные связки и воронки продаж. Было бы просто невыгодно вводить в свои системы сырой и пока еще не доделанный до конца инструмент.
После того, как мы это поняли, стали искать свою аудиторию. В своей работе важно ориентироваться на тех людей, которые готовы уже сейчас купить то, что есть. Тогда у стартапа продолжиться жизнь. В противном случае рано или поздно произойдет полное выгорание.
Верьте себе
Если создатель стартапа вдруг теряет веру в свою идею, то проект обречён. Важно постоянно прорабатывать собственное мышление.
В первую очередь, когда ты загораешься своей идеей, она кажется тебе прикольной. И вот эта прикольность начинает тебя греть. Внутри разжигается некая искра, которая дает тебе энергию на постоянной основе.
Потом важно понять, особенно на первых порах, с кем ты будешь делиться своей идеей. Это должны быть люди, которые тебя поддержат. Сейчас объясню, почему. Как правило, 90% из твоего окружения — это негативщики и при этом люди, которые ни разу не пробовали делать что-то своё. И когда ты рассказываешь им про свою идею, они дают субъективную обратную связь. Ты думаешь, что они говорят о твоем проекте, но в тот самый момент они говорят своими страхами, установками и проекциями. Они как бы завуалировано объясняют тебе, почему бы они не запустили такую же идею. Вот и все.
И пока ты общаешься с этими негативщиками, появляется большая вероятность того, что твой запал поутихнет. Возможно, в итоге, ты вообще откажешься от своей идеи.
Отмечу ещё и то, что на этапе тестирования своей идеи нужно искать также позитивных и драйвовых клиентов, которые любят пробовать что-то новое. Вот в этом случае ты получишь тоже более позитивную и конструктивную обратную связь. Они не будут тебе говорить, почему это точно не сработает. Они будут говорить тебе, почему им было бы классно воспользоваться такой идеей.
Не будьте тождественны со своим проектом
Это также распространенная проблема особенно тех, кто делает первый свой проект. У начинающего стартапера могут зашкаливать амбиции, а также появляться гордыня. Происходят внутреннее и внешнее искажения. Такой человек вообще не будет слышать какую-либо обратную связь от аудитории и потенциальных клиентов.
Чтобы избежать этой проблемы, как вариант, обратитесь к психологу. Важно понять одну из главных мыслей: Ты не равно твой проект и не равно то, что ты делаешь.
Соотнесите свои внутренние ценности с ценностями бизнеса
Если ваши внутренние ценности совпадают с ценностями проекта, значит, вы будете ясно понимать, что бизнес нужный и полезный. Перенесу эту мысль на мой проект AskHow.
Мы помогаем клиентам, то есть экспертам из разных сфер и ниш, реализовывать себя. Они заходят к нам на платформу, как правило, без каких-либо инфопродуктов либо их очень мало. Мы же даем им возможность записывать свои видеоуроки и микрокурсы, чтобы систематизировать и упаковать свои знания. И самое главное — это все делается для того, чтобы передавать знания тем, кому это действительно нужно.
И обозначу ценности, которые я закладываю в свой образовательный социальный проект AskHow:
· свобода,
· лёгкость,
· позитивные коммуникации,
· самореализация.
Чуть подробнее остановлюсь на самореализации. Я сам очень долго проходил этот путь. И когда ты создаёшь уже далеко не первый стартап, то каждый последующий раз начинать все сложнее. В любом случае у меня есть некий бэкграунд удач и неудач.
Чтобы было легче, я придерживаюсь такой позиции: Ты сейчас не равно то, что ты вчера. И завтра ты будешь абсолютно не тот, что сегодня.
Не будьте идеальными
Всегда освобождайтесь от самобичевания вовремя. Делайте то, что нужно, и смотрите, что из этого получится. Например, я раньше очень сильно стеснялся того, что не достигал каких-то больших целей в бизнесе. У меня начинали окупаться кейсы, а я вдруг выгорал. Считаю, что тогда у меня просто не было комплексного подхода.
И свяжу это с понятием идеальности. Идеальность — это когда ты сравниваешь себя с другими и как бы стремишься быть таким человеком, на которого бы все ровнялись. В этот момент ты автоматически обесцениваешь всё то, что у тебя есть сейчас. Все свои достижения заправляешь красивым соусом под названием «Мотивация». Все это идёт из детства, когда наши родители и другое окружение неосознанно «учили» нас самобичеванию. В погоне за идеальностью ты рано или поздно выгораешь. В итоге, ты как не был идеальным, так и не становишься им. Тогда зачем это все?!
К счастью, есть другой подход. Например, спросите себя о том, насколько сейчас вам комфортно быть таким, какой вы есть. И задайте себе второй вопрос: Насколько вам нравится то, что вы делаете прямо сейчас?
Мне, например, сейчас абсолютно не стыдно показать свой продукт. Да, возможно, местами он сыроват, но мне уже кайфово от того, что я могу дать посмотреть его заинтересованной аудитории. По факту любой продукт, сколько ни шлифуй, не может стать идеальным на 100%. Тогда почему бы им не пользоваться прямо сейчас?
Таким образом, к проекту AskHow относимся как к семечку, которое мы посадили, а теперь лелеем и поливаем его. Мы даже не знаем, какого сорта растение из него вырастет. Просто «поливаем» разными гипотезами и смотрим, что работает, а что нет.
Всем начинающим бизнесменам, предпринимателям и стартапам желаю делать все возможное. Не бойтесь ошибаться. После достаточного количества проб и ошибок вы сможете узнать, как получить нужный вам результат, или, по крайней мере, будете знать все варианты того, как не надо делать. И то, и другое — неплохо.