Главное Авторские колонки Вакансии Образование
359 0 В избр. Сохранено
Авторизуйтесь
Вход с паролем

От весны до осени: как дела у мебельного бизнеса в 2022 году?

Уходящий год сложно назвать удачным для любого российского бизнеса. Но любые изменения — это всегда новые возможности.
Мнение автора может не совпадать с мнением редакции

Аспро.Cloud — наша платформа управления проектами, часто CRM-систему используют на мебельных производствах. Поэтому мы побеседовали с представителями мебельных компаний и попробовали разобраться, как бизнес адаптируются к изменениям на отечественном рынке.

Первая реакция

В феврале-марте весь рынок замер в ожидании. Было совершенно неясно, что ждет бизнес дальше, но вряд ли что-то хорошее. Кроме очевидных проблем с поставками были и трудности с оплатой из-за рубежа. Партнерство с нероссийскими компаниями стало крайне затруднительным, мягко говоря. Тем не менее клиенты активно отреагировали на возможные изменения и спрос вырос.

«Мы наблюдали резкий скачок спроса в марте, после чего был спад, но итого мы выходим на те же показатели, что и в прошлом году. Если говорить о категориях мебели, то спрос увеличился на шкафы и мебель для спальни», — Алия Трошина, руководитель отдела маркетинга компании Первый Гипермаркет Мебели.

Компании в целом отмечают скачок спроса в марте, даже на дорогую мебель.

«В начале года спрос на дизайнерскую и дорогую мебель сильно вырос: все пытались заменить итальянские аналоги на российские и купить как можно быстрее. К началу лета спрос на отечественные товары стабилизировался, так как курс сильно упал, и нашлись пути доставки европейской мебели», — Александр, директор компании ALAVAR

На первый взгляд для мебельного бизнеса все должно было пройти легче: производство древесных плит в России есть. Это позволяет избежать проблем с логистикой и оплатой за рубеж. Но меламин, сырье для изготовления ЛДСП и МДФ, многие закупали у иностранных партнеров. По словам генерального директора Ассоциации мебельной и деревообрабатывающей промышленности России Тимура Иртуганова, отечественные предводители не могут обеспечить поставку и половины от того, что требует рынок. Но это апрельский прогноз, что же вышло в итоге?

«Большая часть материалов и комплектующих производится в России (ППУ, пружинным матрасы, фанера, ДСП), а обивочные ткани поставляются из дружественных стран. К тому же мы работаем с несколькими поставщиками, что позволяет снизить риски. Оборудование и запчасти подорожали, но доля этих затрат в себестоимости мебели не такая большая», — Андрей Юрченко, управляющий партнер мебельной фабрики D1 Furniture и основатель бренда корпусной мебели Корпус Клик.

Отдельное беспокойство вызывали поставки оборудования, в России его почти не производят.

«Оборудование существенно подорожало (более чем в 2 раза), и увеличились сроки доставки. Закупаем инструменты и запчасти к ним с запасом с учетом возможных задержек поставок. Если, например, до февраля каркасные пистолеты стоили около 30 000 ₽, то сейчас — 85 000 ₽. Запчасти к ним сейчас доставляются 2-3 месяца. Поэтому все закупается заранее и с запасом, чтобы это не сказалось на сроках производства и качестве мебели», — Ильшат Забиров, управляющий партнер и главный конструктор фабрики D1 Furniture

Уход IKEA

Когда такая крупная компания как IKEA заявляет о намерении уйти с рынка, логично ожидать реакции. Прежде всего «досталось» местным производителям. На ритейлера работало порядка 200 российских компании. Они поставляли значительную часть продукции IKEA: мебель, матрасы, постельное белье. Смогут ли эти компании найти альтернативные пути сбыта — вопрос.

«Уход IKEA отразится на развитии бизнеса в целом в РФ. Полноформатного аналога у нас нет и не будет, но их товары заменить можно. Это уже видно по предложениям на рынке. Мы сотрудничаем с поставщиками IKEA, они работают и продолжают производить такую же мебель. Это позволяет удовлетворить самых требовательных клиентов, которые не готовы идти на компромисс и хотят видеть у себя именно «то самое», — Алия Трошина, руководитель отдела маркетинга компании Первый Гипермаркет Мебели.

Тектонический сдвиг, который вызвал уход IKEA, заставил экспертов прогнозировать падение продаж на 50% по итогам года. Так это или нет пока говорить сложно. Однако уже сейчас можно предположить, что инфляция, за которой не поспевает рост зарплат, сыграет свою роль. Мебель не входит в товары первой необходимости, но и полностью отказаться от покупки не получится. Вероятно, что покупатели будут делать выбор в пользу более бюджетных линеек. Само собой, это тоже скажется на мебельном бизнесе.

Но, возможно, это возможность для российских сетей занять освободившуюся нишу?

"IKEA давала своим поставщикам стабильные регулярные заказы с очень точным еженедельным прогнозом на год вперед. Ни один заказчик сегодня не дает производителям такие четкие и большие объемы закупки.

Те, для кого IKEA была лишь одним из заказчиков и закупала только небольшую долю продукции, смогли переориентироваться и чувствуют себя в целом неплохо.

Но было много производителей, для которых IKEA была практически единственным каналом реализации. Таким компаниям пришлось самим выходить на маркетплейсы, развивать маркетинг и искать новые каналы продаж. Это непросто", — Андрей Юрченко, управляющий партнер мебельной фабрики D1 Furniture и основатель бренда корпусной мебели Корпус Клик.

Особенности продвижения

Мебельный бизнес не испытал особых проблем с поставками, в отличие от других сфер. Но, как и большинство представителей ecommerce, компании столкнулись с трудностями в продвижении.

"Санкции однозначно повлияли на рынок онлайн-продвижения. Практически 50% нашего рекламного трафика составляла реклама из Google, после событий февраля-марта мы перекинули бюджет в Яндекс. Также на нас отразился и запрет рекламы в запрещенных соцсетях, соответственно мы увеличили бюджет во ВКонтакте. Компании, с которыми мы работали по технологиям ремаркетинга, также перестали оказывать свои услуги для российского рынка — пришлось переходить на местные аналоги. Из-за санкций нам пришлось перестроить работу умного поиска на сайте. Ранее это был сервис из Великобритании.

Также мы, как и другие российские мебельщики, остались без 3D-конструкторов на сайте. Но и в этом нам удалось оперативно ответить на санкции: мы запустили собственную разработку — онлайн конструктор мебели 3Dplan. Она уже работает на нашем сайте, также его можно интегрировать и на другие сайты", — Алия Трошина, руководитель отдела маркетинга компании Первый Гипермаркет Мебели.

Состояние на начало осени и планы развития

Эксперты отмечали, что в мае и июне производство мебели сократилось на 22-23%. И, судя по всему, этот тренд продолжится. Тот же объем продукции, что в 2021 году попросту не нужен покупателям. Возможно, это связано с увеличенным спросом в марте, а после этого произошел спад. В целом же можно сказать, что мебельный бизнес успешно пережил потрясения.

"Бизнес — это в принципе нелегко. Но одна из главных задач руководителя — это видеть во всем возможности. В 2020 мы столкнулись с Covid-19. Для многих мебельных производителей это было тяжелым испытанием, так как закрывались торговые центры, объявлялись локдауны, и продаж не было. А мы увидели в этом возможности: стали продавать диваны онлайн, сделали такую покупку удобной и безопасной.

Мы одними из первых вышли с крупной мебелью на OZON. У площадки не было логистических схем для доставки крупногабаритного товара, и мы участвовали в их разработке.

Также и в 2022 году. Мы продолжаем делать качественные диваны по доступной цене и стараемся видеть новые возможности для развития. Например, запустили бренд корпусной мебели «Корпус клик», чтобы заменить ушедшую с рынка IKEA. И мы продолжаем расти: расширили производство, сделал интернет-магазин удобнее для покупателей, все наши диваны теперь можно примерить в своем интерьере с помощью телефона. А еще мы открыли онлайн-шоурум, где проводим видеоконсультации клиентов", — Андрей Юрченко, управляющий партнер мебельной фабрики D1 Furniture и основатель бренда корпусной мебели Корпус Клик.

0
В избр. Сохранено
Авторизуйтесь
Вход с паролем