Женщины в бизнесе: очевидные преимущества, подводные камни и способы повысить лояльность сотрудниц
Участники дискуссии обозначили основные тренды рынка труда, обсудили ключевые изменения в работе компаний и роль женщин-управленцев в российском бизнесе.
Модераторами заседания стали Марина Рыкова, сопредседатель Комитета по женскому лидерству Ассоциации менеджеров, директор по стратегическому маркетингу «ГЕРОФАРМ», и Анжелика Сулхаева, сопредседатель Комитета по женскому лидерству Ассоциации менеджеров, заместитель генерального директора медиагруппы «Комсомольская правда». Они отметили очевидные позитивные изменения в карьерном продвижении женской части коллективов, а также подчеркнули, что ставка на женщин-управленцев может стать отличной стратегией для бизнеса.
О том, что женщины реже чем мужчины задумываются о карьерном росте, рассказала Юлия Санина, директор по персоналу и организационному развитию «Работа.ру». «На это в значительной мере влияет желание посвящать себя семье, фокусироваться на детях, — добавила она. — Но не может не радовать тот факт, что, по данным опросов, женщины за прошедший год стали смелее и амбициознее — если в 2022 году среднестатистическая желаемая зарплата для женщин была 130 000 руб, то в этом году эта цифра перешагнула отметку в 190 000 руб». Спикер отметила, что средняя зарплата мужчин по-прежнему превышает зарплату женщин — примерно на 30%, а также сохраняются сферы, где женщинам традиционно не дают рабочие места. «Однако генеральных и финансовых директоров постепенно заменяют женщины, несмотря на тот факт, что, по словам самих женщин, им сложнее строить карьеру», — добавила Юлия Санина. Спорная ситуация до сих пор складывается вокруг вопроса, кому выходить в декрет. «Если в Европе в декрет идет тот родитель, который меньше получает, то в России вне зависимости от объема зарплаты лишь 29% мужчин готовы остаться в отпуске по уходу за ребенком», — поделилась спикер.
«Женщины более стабильны и ценят то, что дает им компания», — подчеркнула Надия Имаметдинова, HR-директор ПАО «Совкомбанк». Спикер привела в пример данные по компании: так, в «Совкомбанк» 68% сотрудников — это женщины, их средний возраст — 33 года, в топ-менеджменте женщин меньше — 38%. «Женщин важно учить, вселять в них уверенность, поэтому у нас в компании развиты программы корпоративных университетов, проводятся вебинары на тему женского лидерства, а в прошлом году в штате появились и корпоративные психологи», — поделилась Надия. «Совкомбанк» инициировал съемки ТВ-шоу «Я женщина — я могу», которое пользуется большой популярностью у сотрудников банка. В компании решили ввести свои меры по стимуляции рождаемости — банк выделяет денежные средства на 1-го и 2-го ребенка. А по причине нехватки кадров в «Совкомбанк» стимулируют также досрочный выход сотрудниц из декрета — женщины получают денежные выплаты, которые можно потрутить на оплату частного сада или услуги няни.
Делают ставку на поддержку работающих матерей и в ПАО «Промсвязьбанк», отметила Ольга Еременко, вице-президент — руководитель Центра корпоративной социальной ответственности банка. «Иногда из-за боязни сделать паузу в профессии женщины откладывают деторождение, а потом не могут завести ребенка, — подчеркнула эксперт. — Самое большое препятствие для них в такой момент — это выбор между семьёй и работой, а без поддержки надёжного работодателя сложно решить эту проблему». Женщины скорее выберут работодателя, который обеспечивает место для ребёнка на рабочем месте и уважает семейный статус и обязанности своих работниц, уверены в компании. Для создания оптимальных условий для работы женщин с маленькими детьми в «Промсвязьбанк» ввели формат удаленной работы на время болезни ребенка, а также организовали в офисе специальные локации, где можно оставить ребенка на время работы — это актуально, например, в случае болезни няни.
Ольга Кириллова, член правления, директор Департамента корпоративного бизнеса АО «Сбербанк Лизинг», рассказала, что важно молодым соискателям на сегодняшний день. «Молодежь хочет, чтобы им было интересно и чтобы их слышали, они хотят сохранять баланс между работой и отдыхом, — отметила Ольга. — Соответственно у компаний, ищущих специалистов, есть 2 пути — повышать зарплаты опытным сотрудникам или вкладывать в молодежь, и я рекомендую именно второе. Ты проиграл, если не вкладываешься в молодежь с рынка».
В завершении встречи эксперты подчеркнули, что нужно формировать среду, где женщины будут не бояться быть успешными, пробовать новое, идти по карьерной лестнице, строить амбиции, брать пример с других успешных женщин, которые уже прошли этот путь.