Навыки, зарплаты и контекст: основные проблемы кадров в медиабизнесе
Однако подготовка в вузах далеко не всегда соответствует реальным запросам рынка, что является настоящим вызовом для многих работодателей в медиаиндустрии. На это обратили внимание эксперты в ходе заседания комитета по СМИ и информационной политике Ассоциации менеджеров на тему: «Кадровый парадокс медиаиндустрии, PR и маркетинга».
Участники встречи — представители СМИ, крупных медиахолдингов, образовательных организаций и бизнеса — обсудили, какие навыки необходимы современным журналистам и pr-специалистам, почему медиаотрасль испытывает дефицит кадров, а также как выстроить конструктивный диалог бизнеса с вузами — не только в медиа, но и в PR, маркетинге и цифровых коммуникациях.
Модератором встречи
выступила Надежда Плотникова, сопредседатель комитета по СМИ и
информационной политике, генеральный директор ФедералПресс. Эксперт обратила
внимание на высокую текучесть кадров в медиаиндустрии, отметив, что во многом
проблема связана с невысокими зарплатами и низкой маржинальностью медиабизнеса.
Тема кадрового дефицита актуальна уже на протяжении нескольких лет в самых разных отраслях, в том числе и в медиаиндустрии. Очевидно, что сегодня современный бизнес и экономика не могут полноценно, сбалансированно развиваться без сильных pr- и маркетинговых блоков. Но сфера медиа — это не про высокие доходы, а про смыслы, это профессии для тех, кто не мыслит своей роли нигде, кроме как в работе с человеческими душами. В 2026 году мы можем увидеть трагические случаи в региональном медиабизнесе — из-за роста налоговой нагрузки, инфляции и нехватки рекламных бюджетов,
Александр Акулиничев, со-модератор
заседания, главный редактор Psychologies.ru, редакционный директор Шкулев
Холдинг, также согласился, что многие молодые специалисты, получившие
образование журналиста, уходят из профессии в смежные отрасли из-за невысоких
доходов. Кто-то пытается совмещать 2-3 работы, что тоже приводит к снижению
качества производимого контента, отметил эксперт. «Качественный контент в таких
условиях производить невозможно, особенно когда ты конкурируешь с искусственным
интеллектом. Ценность настоящего журналиста сегодня — в способности
находить смысл в фактах. ИИ генерирует информацию, но только человеческий опыт,
критическое мышление и редакторская чуткость рождают хорошие тексты. Аудитория
все еще ценит проверенный бренд, экспертный взгляд и редакторскую
ответственность. Наша работа — быть таким гарантом качества, и этому нельзя
научиться нигде, кроме как в редакции», —
поделился Александр Акулиничев.
Бизнес также нуждается в квалифицированных кадрах по медиакоммуникациям. О том, какие навыки востребованы у молодых специалистов в сфере PR и маркетинга, рассказал Сергей Кошкин, кандидат политических наук, руководитель департамента по связям с общественностью компании ЦЕМРОС: «Сегодня коммуникации — это не „косметическая функция“, а инструмент решения бизнес-задач. Сильная сторона молодых специалистов, представителей поколения зумеров, в том, что они знают, как продать свой продукт. Но, с другой стороны, они не умеют концентрироваться и долго заниматься одним проектом. Сейчас востребованы специалисты, у которых развито мультимедийное сторителлинговое мышление».
По словам эксперта, сегодня большое количество медиа форматов помогает компаниям разными способами выполнять бизнес-задачи, развиваться и становиться заметными. «Digital-форматы сейчас являются для нас спасательным кругом. Хороший тренд — это бренд-медиа: при дефиците каналов коммуникаций надо иметь свой голос, свою площадку. Мы, например, развиваем „первое цементное СМИ“ страны. Также важно вкладываться во внутренние коммуникации — это сейчас мастхэв, на нем нельзя экономить. Во внутриком приходят яркие, талантливые молодые специалисты», — рассказал Сергей Кошкин.
Как отметила PR-директор группы компаний Аскона Лариса Малышева, бизнес не испытывает острого дефицита кадров в сфере коммуникаций. Но существует другая острая проблема — несоответствие компетенций соискателя ожиданиям работодателя. «Вузы дают студентам качественную хорошую теоретическую базу, но практических навыков, нужных реальному работодателю, у нынешних выпускников нет. Они не готовы к рутине и реальным бизнес-задачам. Эту практическую основу студенты должны получать во время практики, но зачастую ее проходят „для галочки“. Есть сложность адаптации студентов, молодых специалистов к требованиям бизнеса. В этом ключе необходима двусторонняя работа и со стороны вузов, и со стороны работодателя», — поделилась Лариса Малышева. Эксперт призвала представителей бизнеса активнее привлекать студентов на практику и стажировку, чтобы погружать в серьезные рабочие процессы.
Ксения Шевченко, руководитель отделения медиакоммуникаций Института общественных наук РАНХиГС, на своем примере рассказала о пути из журналистики в PR и образование. Также эксперт поделилась результатами исследования о требованиях российских работодателей к специалистам сферы медиа и коммуникаций, проведенного Президентской Академией. Согласно исследованию, сегодня наиболее ценны «сотрудники-универсалы», способные совмещать различные навыки и обладающие глубокой экспертностью в своей области. «Сейчас одна из важных задач вуза — научить студентов работать в разных форматах: и текст написать, и видео отредактировать, и подкаст записать. Наши студенты работают на междисциплинарных проектах с реальными заказчиками из бизнеса и в ходе этого процесса придумывают рекламную кампанию, разрабатывают новую стратегию для бренда. И важно научить молодых специалистов учиться. Думаю, что обучаемость как надпрофессиональный навык будет для работодателя все более важным. Тем более сейчас, когда развиваются технологии», — отметила Ксения Шевченко.
Сергей Курилов, кандидат философских наук, доцент, заведующий кафедрой Рекламы, связей с общественностью и лингвистики Национального исследовательского университета «Московский энергетический институт», подчеркнул проблему отсутствия постоянного диалога между потенциальными работодателями и образовательными структурами. «Мы зачастую живем в разных мирах: у вузов свои KPI, у работодателей, заказчиков, у рынка — свои. Например, выпускники творческих специальностей зачастую работают на себя, неофициально, регуляторы же требуют иного. Поэтому необходимо создать удобную площадку, на которой представители государственных структур, бизнеса и высшего образования могли бы обмениваться мнением о необходимости обучения тому или иному навыку, возможности заострить внимание на проработке определенных компетенций», — добавил Сергей Курилов.
В конце встречи спикеры дали блиц-ответы на провокационный вопрос, нужно ли специалистам медиаиндустрии получать профильное классическое образование в вузах или же достаточно обучения на курсах. Мнения экспертов разделились, но единогласно сошлись на том, что настоящий профессионал в сфере коммуникаций должен уметь видеть скрытые смыслы, анализировать информацию и понимать контекст, а эту базу дает именно высшее образование.
Партнеры комитета: ФедералПресс, Shkulev Holding