Радио Здесь и Сейчас
По ранее непонятным мне причинам я всегда любил радио. Было время, мне посчастливилось работать на одной модной петербургской радиостанции, и даже удалось запустить там свою авторскую программу, но её закрыли уже после второго выпуска — видно, не слишком модной она вышла. Был даже небольшой скандал, но на моей любви к радио это не отразилось. Поэтому вот что.
Представьте, что вы приехали в незнакомый город — любой, где давно хотели побывать. Вы идёте по его улицам и слушаете в своих наушниках радио Здесь и Сейчас. Дикторы радио Здесь и Сейчас рассказывают всё о местах, по которым вы идёте. Кто-то из них хорош в истории и архитектуре, кто-то направляет вас в лучшие кафе и магазины, а иные дают радиоспектакль, сюжетное приключение на городской местности с вами в главной роли. Вы просто выбираете понравившуюся сферу информационной оболочки города и погружаетесь в неё. Возможно ли это? Не будем торопиться с ответом, давайте лучше соблюдём законы жанра и вернёмся на 110 лет назад.
В канун Рождества 1906 года радисты кораблей, находившихся в плавании по Атлантике, к своей полной неожиданности, услышали в эфире первую в истории музыкальную радиопередачу. Канадско-американский изобретатель Реджинальд Фессендер сыграл морякам на скрипке O Holy Night, зачитал отрывок из Библии, пожелал спокойной ночи и бесследно исчез. Представьте восторг мореходов, когда через несколько дней, в канун Нового Года Реджинальд появился в эфире снова. Никто и никогда раньше не применял радио в таких целях. Уже через 10 лет радио перешло из любительской формы в популярную. В течение следующего века его слушали не только моряки, но чуть ли не каждый имеющий уши.
Сегодня у нас есть спутниковое телевидение и высокоскоростной Интернет, однако звуковые передачи не торопятся никуда исчезать. У нас с вами много важных дел, и нам удобно слушать радио, занимая глаза и руки чем-то ещё. Радиовещание теперь существует не только на FM-волнах, но и в сети, в форме интернет-радио и подкастов. Радио живо как никогда, и более того, похоже, и мы с вами дожили до того момента, когда оно выходит на совершенно новый уровень.
Мы живём в профиците информации: количество медиа любой направленности не поддаётся исчислению, эфирное время дорожает быстрее недвижимости. Как следствие, мы становимся всё более разборчивы в контенте. Наступило время, когда нам не просто хочется слышать что-то, а когда нам хочется слышать что-то, нужное именно нам, именно сейчас, именно здесь. Подкасты и интернет-станции вывели радиовещание на уровень Сейчас. Если бы я сейчас был у микрофона, а вы бы дозвонились в эфир, то вы, наверное, сказали бы: "Это всё здорово, Серёжа. Но что насчёт Здесь?"
Два года назад, когда я только начинал создавать мультимедийные аудиотуры для izi.TRAVEL, я по неопытности не углядел, насколько далеко в будущее уходит идея этого сервиса. Первое время мне казалось, что я должен озвучить аудиоучебник истории, и это заблуждение до сих пор входит в пятёрку величайших в моей жизни. Однако сегодня я понимаю, что izi.TRAVEL — это не просто платформа сторителлинга. Это и есть то самое радио Здесь и Сейчас, о котором шла речь в начале статьи.
Огромный банк контента регулярно пополняется новыми историями или, если хотите, радиопрограммами. Постоянно растёт сфера применения. Если раньше сервис использовали лишь музеи и выставочные агентства, то сегодня аудиогиды записывают и заказывают в нашей студии краеведческие артели, бары, йога-центры, организаторы квестов и фестивалей, транспортные компании, книжные магазины, модные бутики, спортивные клубы etc. Мы сделали проект с СПб Пассажиравтотранс — бесплатные туры для пассажиров городских автобусов, серию приключенческих квестов по городам мира, среди которых Мастер и Маргарита. Квест от профессора чёрной магии в Москве и Доктор Кто. Квест в пространстве и времени в Лондоне. Туры из серии Теория Большого Шлема можно услышать в окрестностях главных теннисных клубов мира.
Помимо этого, в формате Здесь и Сейчас появляются авторские программы — кем бы вы ни были, вы можете рассказать о местах, где живёте или где путешествовали.
Итак, радио Здесь и Сейчас вещает и притом довольно уверенно. И самое интересное, что каким оно будет завтра — зависит только от нас с вами. Если мы сделаем его тривиальным и переполненным датами, как учебник истории, нам предстоит и дальше удивляться, почему это молодёжь не очень-то активно ходит по музеям. Но если новое радио сможет стать не менее крутым, чем старое, то, возможно, его даже запретят, подобно радио Кэролайн, и нам с вами придётся на слуху у затаившей дыхание общественности продолжать своё дело с корабля. Если очень повезёт, космического.
И как я уже говорил, мне самому в это было в первое время сложновато врубиться, так что просто на всякий случай я повторю.
Мультимедийные аудиогиды — это не новый учебник истории. Мультимедийные аудиогиды — это новое радио.
P. S. Кстати, в отличие от обычного радио, здесь нет рекламы ипотеки и прочей ерунды. Будем верить, что и не появится.