Для самых начинающих стартаперов – не повторяйте моих ошибок
Вы только посмотрите на картинку, это же успешные стартаперы, которые на стадии идеи сняли офис и создают макет визиток.
Этой статьей я подвожу итог по первой части цикла статей о своем стартапе – о нашем маркетинговом приложении. Для тех, кто хочет ознакомиться полностью, вот вам ссылки – часть №1, часть №2, часть №3.
Этот пост я посвящаю всем тем, кто только начинает работать над реализацией своей идеи (особенно, если это первая идея). Я допустил очень много ошибок, хотя в то время читал такие же посты, где меня предупреждали. Но как же не пойти более сложным путем и не накосячить? Ладно, это все в прошлом, и сейчас даже эти отрицательные и ошибочные моменты вспоминать весело и приятно. Не ждите от этой статьи полноценного курса, как построить свой стартап, получить кучу денег от инвестора и превратиться в корпорацию – это гайд для новичков, который, надеюсь, разрушит некоторые стереотипы и снизит яркость очков с розового до черного. Возможно, некоторые советы вы уже видели не раз, это не значит, что я использую какие-либо источники при написании – это лишний повод задуматься о том, что многие допускали одинаковые ошибки. Также я постоянно буду ссылаться на свой опыт, на многие моменты, которые мы проходили.
Что делать, а что не делать. Моё мнение
- Не всем суждено создать перспективную, а главное инновационную идею. Нет, я не выпендриваюсь и не самовосхваляюсь. Примите эту информацию как факт. Большинство стартапов зарождается тогда, когда фаундер (или кто-то из его окружения) сталкивается с какой-либо проблемой и ищет пути для её решения. Если вам прям так хочется назвать себя стартапером, вы сидите и неделями ломаете голову, что ж такого создать, что ж такого придумать-то инновационного, то лучше задумайтесь об обычном бизнесе, не тратьте время. Как еще один вариант (а это уже про нас), вам может полюбиться какая-то ниша, особенно если она свежа и в ней много места. И уже в ней вы начнете думать. Однако даже в таком случае идеи обычно приходят на ум быстро, без особого труда. Хоть, как кто-то когда-то сказал, идея - это всего 2% от всего стартапа.
- Убер для вертолетов, Тиндер для домашних хомячков. Это уже слишком известная шутка, но в этой шутке нет ни доли шутки. Если вы не хотите, чтобы вас окрестили мамкиным стартапером, не пытайтесь переплюнуть корпорации с их безграничными ресурсами, специализируйтесь уже (ударение на "У"), не начинайте с ультрамегаглобальных проектов, типа нового Фейсбука. Я много себя корил за то, что брал за основу геймплей Pokemon GO, но меня тут недавно переубедили, что скопировать и сделать на основе лучше – разные вещи. Я стремился сделать именно лучше, причем в другом направлении, поэтому и взял за основу свежий геймплей, но делал не очередной Monster GO, а создал новый канал продвижения бизнеса.
- Не пишите бизнес-планы, не создавайте десятки презентаций для инвесторов, не занимайтесь бесполезными расчетами на раннем этапе реализации. Вместо всего этого создайте прочную гипотезу продукта (которую можно будет проверить, об этом ниже), оцените объем рынка (сколько пользователей вы сможете получить, например, в Беларуси, потом в Беларуси и России, потом в СНГ, потом в мире), узнайте о конкурентах и субститутах и прикиньте возможные варианты монетизации, чтобы не создавать может и хороший, но слишком благотворительный продукт. Бизнес-план на одну страничку чисто с расчетами – это потолок, да и это касается тех случаев, когда со старта вкладываются деньги. Это не про нас и не про основную часть стартапов, которые начинают голенькими. Я в первые две недели накачал себе штук 12 образцов различных документов для инвесторов с известного черно-красного сайта. И что в итоге – лежат нетронутые.
- Но всегда старайтесь написать как можно более подробное структурированное техническое задание. Никто лучше фаундера не сможет прочувствовать продукт, для некоторых ваша идея вообще будет непонятна и сложна, если вы рассказываете её только на словах, не подкрепляя дело четким описанием. Продумайте разделы, напишите подробное введение, где будет описана гипотеза и идея. Продумайте и максимально подробно распишите все моменты вашей идеи. Этот файл будет постоянно пополняться и совершенствоваться, делайте на совесть - ведь это сердце и душа вашего стартапа.
- Графические концепты – удачное решение. Особенно если вы сами дружите с фотошопом или его аналогом. Или если вы не способны сами создать минимальный продукт, вас спасет только хорошее техническое задание с понятными графическими концептами. Так будет проще собрать команду, проще объяснить задумку, проще найти клиентов, проще создать не с сухого ТЗ, а уже с графически представленной идеи.
- Довольно популярный совет, но я все-таки его повторю, ибо хочу, чтобы этот гайд стал полноценной инструкцией по выживанию на первых этапах. Вся графика, которая не относится к графическим концептам продукта, выкинутые деньги и время. Не нужно создавать (или заказывать) десятки вариантов логотипов, сразу делать визитки (скоро про визитки и офис, наверное, создадут мем), пилить на сайт какой-то супердорогой и лакшери дизайн (особенно, если это всего лишь сайт-визитка, а не сам сервис). Да, я себе почти сразу заказал логотип, потому что сразу придумал название (а как корабль назовешь, так он и поплывет – до сих пор этой фразы придерживаюсь и стараюсь не оставлять идею без названия). Но заказывал логотип я вместе с графическими концептами у знакомого дизайнера, который делает очень дешево и понимает меня с полуслова, короче, как он сделал логотип (и прочую графику), так это до сих пор и осталось. Не заморачивайтесь сильно, не в этом счастье. В общем, если вы можете вложить деньги в стартап, вкладывайте в разработку. А не влажно мечтайте об офисе, визиточках и буклетиках, которые на ранних этапах вообще не нужны.
- Всегда держите под рукой ручку и тетрадку. Планшет или телефон тоже подойдут. Хорошие идеи, которые позволяют улучшить продукт, иногда приходят в совсем неожиданное время в совсем неожиданном месте.
- Не делите шкуру неубитого медведя. Возможно, это довольно очевидно, но не занимайте голову мыслями о том, как развивать продукт через год, два, три и так далее, в общем, когда продукт заработает и будет приносить вам кучу денег. Нет, стратегическое планирование – это очень круто, нужно думать о будущем своего детища, но не нужно прям проводить какие-то расчеты, потому что все эти цифры, вероятно, будут ну ооооочень далеки от реальности, займитесь делом. А о личных финансовых тратах я даже зарекаться не стану, всем должно быть понятно, что планировать покупку особняка за городом, пока в голове только идея стартапа – такое себе занятие.
- Продолжая тему денег. Не стоит заниматься стартапом, если вами руководит только жажда наживы. Ну не бывает здесь быстрых денег, не бывает по определению. Стартап – это много работы, которая, к сожалению, иногда не приносит денег вообще, а то и забирает.
- Нет, инвестиции вам не дадут. И даже с бизнес-планом не дадут. И даже с очень крутой презентацией тоже не дадут. Эту мысль тоже стоит принять как факт, хоть об этом и многие твердят (хотя некоторые до сих пор говорят и верят в то, что в идеи еще кто-то инвестирует). Собственно, поэтому я и призываю уделять всё время продукту, а ненужным на ранних этапах документах. Стремитесь создать как можно скорее минимальный продукт, постоянно проверяйте основную гипотезу стартапа и стремитесь к бета-версии продукта. Это повышает шанс на инвестиции, особенно если есть команда и голова на плечах. Растет шанс найти клиентов или пользователей еще до официального релиза. Ну а вообще, старайтесь даже не думать об инвестициях. Если ваш продукт достаточно хорош, инвестор сам на вас выйдет.
- Проверяйте гипотезу стартапа. Часто это можно сделать бесплатно и даже без особых усилий, вот здесь я подробно писал, как это сделать. Ранняя проверка гипотезы стартапа убережет вас от трат времени и, возможно, денег.
- Собрать команду вполне возможно. Я убеждался в этом и на опыте других людей, и сейчас убеждаюсь на собственном. Ресурсов для поиска людей немало, найти новичка-середнячка, желающего развиваться в своей сфере не так сложно. И да, их даже может устроить доля в стартапе, а не быстрые деньги. Иногда людям совсем не жалко потратить много времени и сил на чужой проект, если им это самим нравится и есть желание чему-то научиться. Взгляните вокруг и оглянитесь назад, возможно, даже кто-то из вашего окружения захочет присоединиться и будет полезен.
- Мотивируйте и вдохновляйте. Если вы сможете убедить людей присоединиться к вам, если убедите их в перспективности вашей идеи и таких убежденных людей будет несколько, значит, не все потеряно – это еще одна проверка жизнеспособности стартапа. А заодно и проверите, получается ли у вас мотивировать людей, управлять ими, есть ли у вас лидерские качества. Или все-таки лучше сразу передать бразды правления и заняться своей специализацией.
- Делайте на совесть. В последнее время развелось слишком много откровенно плохих сайтов, приложений, сервисов и так далее. Кто этим занимается? Зачем? Не совсем ясно. Но не уподобляйтесь таким людям, какая там у стартаперов самая известная фраза – сделать мир лучше? Ну так сделайте, а не выпускайте очередной высер. А если не можете, то лучше и не начинайте.
Я ожидаю комментариев о том, что у меня зашкаливает ЧСВ, что я ничего еще не добился, но чему-то начинаю учить, как типичный инфобизнесмен (гореть им в аду), но я просто захотел поделиться опытом и поделиться знаниями, которых мне так не хватало, когда я сам начинал с ноля. Возможно, многие посчитают советы либо слишком очевидными, либо слишком неправильными, приводя в пример какие-то исключения (бизнес-план пригодился, инвестиции в идею получили и так далее). Я ориентируюсь на то, что видел и делал сам, а также на все истории и рассказы, которые читал и изучал. Это статистика, ничего личного. Возможно, я забыл дописать какой-то пункт, но я исправлюсь, когда вспомню, честное слово :)
И напоминаю еще раз, это моё мнение и мой опыт, вы можете быть не согласны по отдельным пунктам. С радостью выслушаю любую критику, лишь бы она была конструктивна.