Финансовый ликбез: чем различаются прибыль, выручка и доход СТО
Где-то прибыло...
Казалось бы, ну что там сложного свести дебет с кредитом: для успеха предприятия надо просто сделать так, чтобы денег приходило больше, чем уходило.
В программе «АвтоДилер Онлайн» есть специальный отчёт о движении денежных средств (англ. Cashflow), который показывает изменения по всем статьям доходов и расхода.
Однако не всё так просто, и не случайно начинающим владельцам бизнеса на конкурсах финансовой грамотности в первую очередь объясняют разницу между доходом, выручкой и прибылью. Если вкратце, то вот чем различаются эти понятия:
- Доход — все поступления денег к вам на счёт. Ключевое слово здесь «все». Даже те две тысячи рублей в месяц, которые вам платит оператор кофематов за аренду квадратного метра при входе в автосервис — это тоже доход.
- Выручка — а это поступления денег за основные услуги и товары. То есть как раз те средства, которые вы получаете за ремонт автомобилей и продажу запчастей. Фактически выручка — это часть дохода, но очень редко доход состоит из одной лишь выручки.
- Прибыль — ну а это деньги, которые у вас остаются после вычета из доходов всех расходов: уплаты налогов, оплаты аренды и коммунальных услуг, выплаты зарплаты и т.п.
Для примера: если доходы автосервиса за месяц составили 100 тысяч рублей, а расходы 80 тысяч, то прибыль получилась в размере 20 тысяч рублей. Хорошо видно, почему не стоит обольщаться большими доходами: важно не сколько денег пришло, а сколько осталось.
Между доходом и прибылью есть принципиальная разница. Её нужно непременно учитывать, составляя финансовый план автосервиса.
Как видите, денежные поступления неравнозначны, и отслеживать их следует по отдельности, а не в единой графе «плюс».
А где-то убыло
Нередко бывает так, что статей расхода у автосервиса на порядок больше, чем статей дохода. Здесь и закупка оборудования, и реклама, и чай-кофе-печеньки для сотрудников и клиентов, и ещё многое другое. Держать всё это в голове — ненадёжно, это понимают многие. Но и следующий шаг — свести всё в три статьи, вроде «крупные расходы», «мелкие расходы» и «всё остальное» — тоже не поможет финансовому контролю. Гораздо эффективнее занести все расходы, включая самые мелкие, в программу для аналитики отслеживать их там.
В отчёте о движении денежных средств «АвтоДилер Онлайн» вы сами указываете все статьи доходов и расходов: сделать это достаточно один раз.
Следует также учитывать особенности человеческой психологии: во многих случаях мы оперируем не фактами, а своим представлением о них. Простой пример: приобретение моющих средств для СТО объективно влетает в копеечку, и по-хорошему давно пора пересмотреть объемы закупок и сменить поставщика; но директор уверен, что эта статья несущественная по сравнению, скажем, с арендной платой и счетами за электричество, а потому упорно её игнорирует. Таблицу с конкретными суммами так игнорировать не получится, всё-таки наглядные цифры — вещь упрямая
В российском авторемонтом сообществе бытует мнение, что при уровне прибыли более 15% от дохода рентабельность автосервиса можно считать достигнутой.
А если 15% мало?
Чтобы увеличить прибыль, можно действовать в двух направлениях: поднимать доходы — об этом мы говорили в предшествующих статьях — и оптимизировать расходы, то есть экономить. И лучше всего экономить не на основных статьях, а на издержках. Как их вычислить? Например, с помощью профильной программы для автосервиса, которая возьмёт на себя учёт, систематизацию и аналитику исходящих денежных потоков. Она покажет, сколько на самом деле уходит денег на каждую статью в масштабе недели, месяца, квартала. Именно благодаря такому софту вы сможете отшлифовать процессы, чтобы потом можно было масштабировать бизнес.
Наглядно работа отчёта о движении денежных средств представлена в видеоуроке.
Дорогой клиент... или не очень?
А что делать, если расходы уже оптимизированы, но от месяца к месяцу денег больше не становится? В таком случае нужно наращивать оборот автосервиса, то есть увеличивать средний чек клиента. В программе «АвтоДилер Онлайн» есть соответствующий отчёт Статистика по клиенту: он показывает, сколько прибыли за выбранный период принёс каждый посетитель вашей СТО. Эта информация помогает корректировать расценки: повышать их на некоторые услуги, добавлять или снижать наценку на запчасти и расходные материалы и сопутствующие товары.
Правильная оценка доходов, грамотное управление расходами и большой оборот — вот усреднённый рецепт финансового успеха для любой СТО. «АвтоДилер Онлайн» не обеспечит его на манер волшебной палочки, но станет надежным инструментом на пути к нему. Узнайте больше о программе на официальном сайте.