Главное Свежее Вакансии Образование
262 0 В избр. Сохранено
Авторизуйтесь
Вход с паролем

7 способов нематериальной мотивации

Что на самом деле заставляет нас работать хорошо

Наверное, 90% людей на вопрос «Зачем вы работаете?» ответят: «Чтобы зарабатывать на жизнь». Вполне справедливо! Но если копнуть глубже, можно найти много случаев, когда деньги не являются целью работы. Например, когда платят не так уж и много, но человек все равно продолжает с энтузиазмом трудиться или когда прибыльную должность с удовольствием меняют на низкооплачиваемую, но имеющую много других преимуществ. Еще сложнее обстоит дело с ежедневной мотивацией, то есть с тем, что помогает нам трудиться со стабильно высокими результатами и получать удовольствие от работы день за днем.

Хотим подчеркнуть, что этой статьей мы ни в коем случае не умаляем значимость заработной платы! Труд должен оплачиваться достойно. Мы хотим рассмотреть, от чего еще зависит удовлетворенность работой и как на эту удовлетворенность можно повлиять, если повысить ЗП пока нет возможности.

Мотивация и стимулирование


Для начала рассмотрим одну из самых важных мыслей, касающуюся денег. В зарубежном менеджменте (например, в классической работе Р.И. Хендерсона «Компенсационный менеджмент») различаются понятия «мотивация» и «стимулирование».

  • Мотивация — внутренние мотивы, побуждающие к действию.
  • Стимулирование — внешние воздействия, которые оказывает на работника работодатель для побуждения к действию.


Ключевое отличие состоит в том, что мотивация всегда влияет на производительность, так как идет изнутри, а вот стимулы далеко не всегда. Поэтому наиболее значимым в зарубежном менеджменте считается воздействие именно на внутренние мотивы. Повышение зарплаты в данной системе можно считать стимулом, но не способом мотивации. Получается, мотивация вообще не связана с деньгами? Нет. Если зарплата является для работника высокой ценностью и имеет большое значение в жизни (например, формирует у него ощущение безопасности, защищенности, комфортной автономности, собственной значимости), то есть переходит из внешнего события во внутренний мотив, то это вполне себе способ мотивации.

На наш взгляд, место заработной платы, а заодно и базовые способы нематериальной мотивации, хорошо отражает формула, которую мы рассмотрим далее.

Формула мотивации


Довольно часто уровень мотивации сотрудника, будь то специалист или менеджер, предлагают оценивать по следующей формуле:

Иногда вместо знаков умножения в ней стоят плюсы, что не слишком меняет дело в конечном итоге.

Вот составляющие уровня мотивации (М). Все они оцениваются субъективно по 10-балльной шкале.

  • ЗР — значимость работы для сотрудника. Это то, насколько важной является работа в жизни человека. При этом не конкретизируется, чем именно она может быть важна. Например, это единственный путь самореализации или быстрый способ купить квартиру, о которой человек давно мечтает.
  • РР — разнообразие работы. Это то, насколько отличаются друг от друга выполняемые операции, а самое главное, насколько это субъективно нравится сотруднику. Есть люди, для которых чрезмерное разнообразие некомфортно, которые любят методично делать что-то одно.
  • ОР — отождествление с результатом. Это оценка того, насколько велик вклад работы специалиста в общее дело компании.
  • 3 — постоянный коэффициент, число.
  • АР — автономность работы. Это оценка уровня контроля со стороны руководителей. Подчеркнем, что оценка выражает не уровень контроля сам по себе (например, 10 — работа полностью самостоятельная, а 1 — ежедневные встречи и отчеты), а то, насколько это приемлемо для сотрудника. Например, сторонник жесткого контроля может проставить здесь низкую оценку, если, на его взгляд, контроля со стороны руководителя недостаточно.
  • ОС — обратная связь. Это то, насколько часто сотрудник получает обратную связь, насколько комфортна для него форма ее преподнесения.

Максимальный балл по этой формуле — 1000, минимальный — 0. Хорошим значением считается уровень мотивации около 500 баллов, а больше — высоким.

Так где же в этой формуле зарплата? Формально — нигде. Но если присмотреться, то она отчасти кроется в параметре ЗР. Отчасти — потому что значимость работы может определяться деньгами, но это вовсе не обязательно.

Итак, давайте рассмотрим 2 примера и посчитаем М по нашей формуле.

Первый пример: Марина — секретарь руководителя в компании среднего размера. Ее зарплата высокая по мерками рынка. Однако она чувствует недовольство своей работой и недостаток мотивации.

Считая по формуле, она выясняет, что высокие баллы она может поставить только по параметрам автономности и отождествлению с результатом. Конечно, ведь она в одиночку решает массу вопросов: от заключения договоров до звонков и писем партнерам. Особенно низкие оценки она ставит по параметрам:

  • разнообразие работы — все операции Марина давно знает наизусть, и они ей приелись;
  • обратная связь — начальник никогда не комментирует ее работу, принимая ее как должное.

Формула Марины может быть такой:

Итоговый 261 балл — оценка заметно ниже среднего. Дальше Марине нужно думать, как подтянуть проседающие зоны.

Второй пример: Иван — специалист по контекстной рекламе, работающий на себя в качестве самозанятого. Он «горит» своим делом, которое интересно ему и в процессе, и в результате, и в перспективах развития. Иван сам принимает решения, выполняет множество интересных операций, непосредственно видит результат. Хромает только обратная связь: заказчики часто придираются к мелочам.

Формула Ивана может быть такой:

Иван достаточно высоко замотивирован, у него 483 балла. Это почти золотая середина.

Кстати, если вы, как и Иван, ведете контекст для клиентов, то повысить вашу мотивацию может Click.ru. Наши сервисы автоматизации помогут избавиться от рутины, а партнерское вознаграждение до 18% от оборота ваших клиентов увеличит значимость работы.

Итак, чем может помочь эта формула:

  • выразить в числовых данных степень вашей рабочей мотивации;
  • понять, какие составляющие работы для вас наиболее важны;
  • понять, какие составляющие проседают и почему;
  • выстроить тактику по повышению мотивации.

Топ-7 способов нематериальной мотивации


Для большей наглядности теперь давайте перейдем от абстрактных понятий к конкретным. Мы выделили 7 основных способов нематериальной мотивации.

1. Личная и публичная похвала. Это мощная положительная обратная связь. Личную похвалу можно применять практически для всех, а публичную желательно использовать, только если сотрудник позитивно относится ко всеобщему вниманию. Интересный современный способ публичной похвалы — рассказ о сотрудниках и их заслугах в сообществах компании в соцсетях. Похвалу можно выстроить как увлекательную историю того или иного достижения.

Читайте также нашу статью «Сторителлинг в соцсетях: форматы, правила, ошибки».

2. Свобода действий и принятия решений. Гиперконтроль не идет никому на пользу. Предоставление свободы выбора, напротив, может повысить значимость сотрудника в собственных глазах. Конечно, нельзя делать человека полностью самостоятельным в работе, если до этого он отчитывался по 5 раз в день. Расширение сферы ответственности должно быть постепенным: сначала 1-2 простые операции или задачи, а потом более сложные и комплексные.

3. Демонстрация результата работы, влияния на результат. Чтобы сотрудники чувствовали свой вклад в общее дело, им регулярно нужно показывать, какие из запланированных задач компании выполнил их отдел, какую долю прибыли обеспечил, сколько заказов обработал и т. д. Это работает и в масштабе команды, когда руководитель регулярно рассказывает, кто и что сделал при работе над проектом.

4. Коллектив и атмосфера. Это очень важный фактор, ведь с коллегами многие из нас проводят больше времени, чем с домочадцами. Укрепить отношения в коллективе можно не только с помощью корпоративных мероприятий (например, спортивных игр), но и с помощью ежедневного мониторинга отношений в команде и своевременного здорового разрешения конфликтов.

5. Обучение, карьера, перспектива. Не секрет, что многие сотрудники приходят на какую-то должность, чтобы вырасти и уйти. И это не плохо, ведь в процессе роста человек может принести огромную пользу компании. Важно показывать сотрудникам, что они могут расти как горизонтально, углубляя свои знания в должности, так и вертикально.

Читайте также нашу статью «Какие soft skills нужны РРС-специалисту и как их прокачать».

6. Соревнование. Стремление быть лучшим имеет глубокую биологическую подоплеку, на которую зачастую накладываются особенности воспитания. При организации соревнований важно поддерживать здоровую атмосферу и не допускать нечестных методов борьбы и переработок. Ведь перфекционизм не дремлет.

7. Личный пример руководителя. Идентификация — это адаптивный психологический процесс. И если руководитель сумеет показать пример уверенности, экспертности и здоровой продуктивности, это, скорее всего, повысит результаты всего отдела, потому что с таким человеком хочется идентифицироваться.

Как понять, чем мотивировать


Определить, что будет мотивировать того или иного сотрудника, можно уже на собеседовании. Например, популярен метод беседы, состоящей из вопросов:

  • что важно для вас при выборе нового места работы;
  • что для вас неприемлемо в работе;
  • почему вам нравится заниматься этим;
  • почему люди долго работают в одной компании;
  • если бы не нужно было зарабатывать деньги, чем бы вы занимались;
  • в каком случае человек может уволиться без зазрения совести.

На вопросы, заданные отвлеченно (не про конкретного человека) обычно следуют самые интересные ответы, так как сотрудник говорит как бы о другом человеке.

Конечно, есть более простой способ — спросить: «Что вас мотивирует?». Но далеко не все готовы честно отвечать на такой вопрос в лоб.

Читайте также «Как пройти собеседование онлайн: 9 советов для повышения шансов на трудоустройство».

Во время работы с человеком можно определить, чем его лучше мотивировать, по результатам следующих наблюдений:

  • что систематически вызывает у него позитивную реакцию (например, разговоры с коллегами по душам, активные мозгоштурмы, сложные и амбициозные задачи);
  • что зачастую вызывает негативную реакцию (например, рутинные операции, общение с клиентами, срочные задания);
  • какие нерабочие интересы есть у сотрудника, что в них его привлекает;
  • о каких прошлых успехах и неудачах рассказывает сотрудник, какие основные моменты в них выделяет.

Мотивируйте себя и своих сотрудников и достигайте результатов!

+1
В избр. Сохранено
Авторизуйтесь
Вход с паролем