редакции Выбор
Торговля через маркетплейсы: плюсы и минусы для бизнесмена
Расскажем о преимуществах и недостатках такого формата работы.
Из этой статьи вы узнаете:
- Плюсы торговли через маркетплейсы.
- Минусы торговли через маркетплейсы.
- Что запомнить о торговле через маркетплейсы.
Плюсы торговли через маркетплейсы
Расширение рынка сбыта
На сайты крупных маркетплейсов ежедневно заходят миллионы посетителей. Например, по данным ТАСС, аудитория Wildberries в 2020 году составила 38,5 млн человек. Поэтому продавец, выходя со своим товаром на маркетплейс, сразу многократно расширяет рынок сбыта.
В частности, бизнесмену будет существенно проще продавать свои товары за границу. Например, уже упомянутый Wildberries работает в 18 странах.
Кроме охватов здесь немалую роль играют организационные процессы. Небольшим компаниям бывает сложно самостоятельно организовывать экспортные поставки. Для этого нужны квалифицированные специалисты, которые разбираются в таможенном и валютном законодательстве. Представители малого бизнеса далеко не всегда могут позволить себе нанять такого сотрудника.
При работе через маркетплейс все вопросы по доставке товара за границу будет решать сама торговая площадка.
Сокращение затрат на маркетинг и логистику
Бизнесмену, который продает через маркетплейс, не нужно тратить ресурсы на продвижение товара. За него работает бренд торговой площадки. Также во многих случаях маркетплейсы берут на себя и доставку.
Таким образом, бизнесмену чаще всего достаточно только произвести продукцию либо закупить товар. Все остальные процессы, связанные с его продажей, — это забота торговой площадки.
Можно не приобретать кассовый аппарат
Маркетплейсы обычно работают с продавцами на основании агентских договоров. Если по договору агент действует от своего имени, то кассовые чеки покупателям должен выдавать он сам (письмо Минфина РФ № 03-01-15/39999).
Например, на таких условиях сотрудничает с продавцами один из крупнейших российских маркетплейсов — Ozon (п. 2.1 договора с площадкой).
То есть, если бизнесмен продает товары только через маркетплейсы и не работает с покупателями — физическими лицами напрямую, то кассовый аппарат ему не понадобится.
Минусы торговли через маркетплейсы
Минусы торговли через маркетплейсы — это во многом обратная сторона тех преимуществ, о которых мы говорили выше.
Высокая конкуренция и низкая лояльность покупателей
Маркетплейс — это не только миллионы потенциальных покупателей, но и десятки тысяч конкурентов. Например, на Ozon во втором полугодии 2021 года свои товары предлагали более 50 000 продавцов.
Конкурировать при работе через маркетплейсы приходится в основном за счет цены, так как другие инструменты фактически недоступны. Товары всех продавцов представлены на площадке в карточках одинакового формата, условия оплаты и доставки покупателям тоже стандартизированы.
Покупатель чаще всего помнит, что приобрел товар «на Ozon» или «на Wildberries», а не у конкретного продавца. То есть бренд самого бизнесмена не запоминается. Когда покупателю в следующий раз понадобится подобный товар, он может купить его у конкурента, который предложит цену немного ниже.
Комиссии за обслуживание
Выше мы говорили, что маркетплейс берет на себя организацию продаж и доставки. Разумеется, он делает это не бесплатно. Продавцу придется заплатить комиссию. Ее размер может варьироваться в очень широких пределах.
Например, на Ozon комиссия зависит от категории товара, составляет от 4 до 15% и находится в открытом доступе еще до заключения договора. Это удобно — продавец может заранее спланировать свои расходы и понять, насколько выгодно продавать тот или иной товар.
Но так бывает не всегда. Например, Lamoda устанавливает комиссию индивидуально для каждого продавца непосредственно при заключении договора. По отзывам продавцов, она может достигать 40–50% от выручки и даже более.
Зависимость от организации процессов на площадке
Кроме высокой комиссии, у маркетплейсов могут быть и другие условия работы, не всегда удобные для продавцов.
Доставка на склад маркетплейса. Выше мы говорили, что торговая площадка обычно сама доставляет товары покупателям. Но привезти товары на один из складов маркетплейса должен сам продавец.
Нередко ближайший склад находится далеко от места нахождения продавца. Поэтому бизнесмену придется самому думать, как организовать доставку товаров до маркетплейса.
Порядок оплаты. Условия расчетов с продавцами на разных маркетплейсах отличаются. Выплаты могут происходить раз в неделю, раз в две недели, раз в месяц и т. д. Бизнесмену нужно учитывать это, чтобы не допустить кассовых разрывов.
Например, если товар реализован в начале месяца, и продавец должен рассчитаться со своим поставщиком, а деньги от площадки поступят только через месяц, это может вызвать сложности во взаиморасчетах и торговых отношениях.
Чтобы избежать подобных проблем, бизнесмен должен иметь финансовые резервы или пересмотреть условия договоров с поставщиками.
Возврат и гарантийное обслуживание. Если у покупателей возникают претензии по качеству товара, то его возврат или гарантийное обслуживание чаще всего должен организовать сам продавец. Кроме того, маркетплейсы нередко берут с продавца дополнительную комиссию за возврат товара.
Особое внимание на это нужно обратить продавцам сложных высокотехнологичных товаров. Такие товары чаще ломаются и требуют сложного ремонта, в том числе и в течение гарантийного срока. Поэтому продавцам необходимо создавать резервы под возможное гарантийное обслуживание и возврат.
Необходимость участвовать в акциях. На маркетплейсах часто проходят различные акции, которые предусматривают значительные скидки. Для продавцов это может быть невыгодно, но в случае отказа от участия в акции маркетплейс может временно снять товары с продажи или показывать их в самом конце поисковой выдачи.
Ограничения по использованию некоторых налоговых режимов
Предприниматели, которые работают через маркетплейсы, не могут применять патентную систему налогообложения (ПСН). Дело в том, что условия применения ПСН не позволяют организовать торговлю через электронные площадки, поскольку не подпадают под определение розницы (подп. 1 п. 3 ст. 346.43 НК РФ).
Самозанятые могут работать через маркетплейсы, но пока не все торговые площадки готовы сотрудничать с ними. Однако некоторые крупнейшие российские маркетплейсы, например Ozon и Wildberries, уже принимают самозанятых в качестве продавцов. Здесь важно помнить, что самозанятые имеют право продавать только продукцию собственного производства.
Что запомнить о торговле через маркетплейсы
- Маркетплейсы — это крупные электронные торговые площадки, на которых представлены десятки тысяч продавцов и миллионы товаров.
- Работа через маркетплейсы позволяет бизнесмену расширить рынок сбыта и сэкономить ресурсы компании.
- У такой торговли есть недостатки. Это высокая конкуренция, ограничения по налоговым режимам, а также необходимость платить комиссию и следовать установленному площадкой порядку доставок, выплат и т. д.
- Планируя выход на маркетплейсы, нужно оценить все плюсы и минусы этого варианта с учетом особенностей своего бизнеса.