Семь красных линий…
Посетив выступление камерного оркестра,физик-теоретик разочарованно заметил:тривиальный случай, к равно трем.
Мнение автора может не совпадать с мнением редакции
Собственно, саму историю про семь красных линий я здесь приводить не буду. Ее все и так знают, используя для иллюстрации глупости и абсурда заказчиков. Гораздо веселее попробовать решить эту непростую, но интересную задачу.
Чтобы уточнить условие задачи, я отыскал оригинал текста. Автором оказался некто Алексей Березин, блогер. Все бы ничего, но есть одна тонкость. В оригинальном тексте есть одно место, которое однозначно указывает на авторский замысел:
Перпендикулярны могут быть две линии, — терпеливо объясняет Петров. — Все семь одновременно не могут быть перпендикулярными по отношению друг к другу. Это геометрия, 6 класс.
То есть, предполагалось, что это будут семь прямых, но автор использовал слово линия. Специально или по недомыслию, сейчас уже не важно, большую часть пафоса и неадекватности задача потеряла. Было бы простительно, если бы это был корявый перевод с английского, где line означает как линия, так и прямая. Линия ведь может быть и не прямой. Но что сделано, то сделано.
И это и породило множество формально верных, но некрасивых решений.
Просто поставлю скриншот выдачи поисковика по запросу семь красных линий. Как видите - качество креатива не самое высокое.
Определим ТЗ как:
1. Семь прямых красных линий.
2. Все эти прямые линии взаимно перпендикулярны
3. Две этих линии – зеленые.
4. Три – прозрачные.
5. Одна из прямых линий в форме котика (любая).
Признаюсь, первой мыслью было использовать геометрию Лобачевского. Такие решения есть и не мало. Вот, посмотрите, какое красивое предлагает Scott Williamson на закольцованной ленте.
И хотя он использует в решении красную бумагу, но все равно остаются вопросы к зеленому красному. И с прозрачным красным там тоже не все так однозначно, как хотелось бы.
В привычном нам мире можно провести только только три взаимо перпендикулярные прямые линии. Надо придумать что-то такое, что позволит провести еще четыре. Очевидным будет предположение, что не обязательно ограничиваться тремя измерениями, можно использовать больше. Например - семь. Тогда в семимерном пространстве задача имеет простое решение.
Немного сложнее с зеленым цветом красных линий. Для этого они должны приближаться к наблюдателю с некоторой скоростью, достаточной для возникновения эффекта Доплера. Немножко формул…
Возьмем упрощенную формулу для скоростей много меньше скорости света, нам только порядок величины оценить.
v = cz
где z – коэффициент, вычисляющийся по формуле
z = ( λ - λ° ) / λ
где λ длина волны видимого цвета, λ° длина волны исходного цвета.
Красный цвет будет иметь длину волны примерно 700 нм.
Зеленый соответственно 500 нм.*
Получается, скорость сближения будет примерно 0,3 от скорости света. Теоретически вполне возможная скорость. Тут все нормально…
Дальше допущений становится больше. Для следующих трех измерений, в которых проведены красные (прямые) линии предположим, что они никак не взаимодействуют с электромагнитным излучением. Соответственно прямые красные линии в них будут невидимыми (прозрачными).
И самое главное! Пускай одно из измерений, никак не взаимодействующее с электромагнитным излучением, может быть спроецировано в наш трехмерный мир и его проекция принимает форму котика. Но, так как оно невидимо, то невидим и котик. По аналогии с котом Шредингера, предлагаю назвать его котиком Морковьевой.
Окончательно хотелось бы оформить все вышеизложенное в виде продолжения того самого рассказа:
Помня прошлое совещание, Петров долго готовится к этому. На каждый вопрос и любое возражение у него теперь есть что сказать.
- Коллеги, - Петров смотрит на собравшихся за столом, улыбается и поправляет очки, - задача была близка к нерешаемой, практически на самой границе с невозможным.
Недозайцев смотрит на него с энтузиазмом, Морковьева – скептически, а Леночка старается понять, зачем она снова здесь. Сидоряхин отсутствует по болезни.
- Но мне удалось ее решить! – говорит Петров и победно смотрит. В его взгляде блестит огонь безумия.
Леночка вдруг икает и мило смущается.
Вот! – Петров торжественно показывает изображение.
Все смотрят.
- Но почему их всего две? – удивляется Морковьева, - должно же быть…
- Нет! – возражает Петров, - их здесь семь, в полном соответствии с вашим техническим заданием.
- С каким? – Морковьева листает бумаги, видно, что она уже не помнит точно, что было с заданием.
- С вашим, - улыбается Петров, - семь красных, перпендикулярных друг-другу прямых линий, две красного цвета, две зеленые, три – прозрачного цвета и одна в форме котика.
- Котика, да, - улыбается Леночка. Ей приятно, что ее фантазию запомнили.
Недозайцев удивленно переводит взгляд с изображения на Морковьеву и обратно.
- Задача имеет строгое решение только в многомерном… - начинает Петров.
- Я не понимаю, - не выдерживает Недозайцев, - но почему их две?
- Давайте вопросы позже, - говорит Петров, - если они у вас останутся, вы сможете задать их в конце.
- Да, пожалуй, - соглашается Недозайцев. Видно, что он недоволен.
- То, что вы видите – проекция решения этой задачи в семимерном пространстве на двумерное. Как раз те самые две красные прямые линии, которые должны быть красного цвета.
- Прекрасно, - говорит Недозайцев, - а где остальные?
- Остальные, - говорит Петров, заглядывая в блокнот, - пришлось нарисовать в измерениях, которые не принадлежат нашему пространству и не всегда могут быть в нем даже в виде проекции, например те две красные линии которые постоянно приближаются к нам со скоростью, равной примерно 0,3 скорости света.
Глаза Морковьевой начинают съезжаться к переносице. Недозайцев испуганно осматривается в поисках приближающихся линий и пространств, его передергивает.
- Для нас эти красные линии будут выглядеть зелеными, - говорит Петров, - но представите, что будет с нашим пространством, когда эти измерения попадут сюда?
- Не надо нагнетать, - ежится Недозайцев. Он хочет сказать еще что-то, но не находится.
- Дальше все просто, - говорит Петров, - три следующие красные линии нарисованы в измерениях, которые никак не взаимодействуют с электромагнитным излучением. Поэтому мы не можем их видеть, они для нас абсолютно прозрачны.
- И это еще не все! - Петров подмигивает Леночке, одно из этих измерений проецируясь в наше измерение принимает форму котика. Правда мы его не можем видеть, так что это… да, это идея формы котика, идеальная реализация формы котика.
Леночка смущенно улыбается.
- Задавайте вопросы, - говорит Петров.
Недозайцев недоуменно переводит взгляд с Морковьевой на Леночку и обратно. Глаза Морковьевой съехались к переносице, Леночка смущенно улыбается.
- Если нет вопросов, тогда я закончил, - слегка кивает Петров.
P.S. Подготавливая эту статью к публикации, нашел много вариантов решения этой задачи и даже попытки классификации их. Внезапно увидел еще один аспект, который было бы неплохо рассмотреть, социально-психологический.
Поэтому, будет вторая часть, в которой хотелось бы изучить типы решений и людей, которые их выбирают и принимают.
0
В избр.
Сохранено