Договор франчайзинга: надо ли регистрировать?
При анализе данных для рейтинга франшиз бибосса мы выделяем 8 основных видов договоров, которые заключаются между франчайзором и франчайзи:
- Договор коммерческой концессии
- Лицензионный договор
- Договор на оказание услуг (консалтинг, обучение)
- Договор на использование бизнес-системы (ноу-хау)
- Договор поставки (если предполагается поставка товара)
- Договор продажи
- Договор аренды (в том числе, лизинга) оборудования
- Договор субаренды помещения
При этом разные компании используют разные договора или наборы этих договоров, когда, например, в рамках лицензионного договора передаются права на использование товарного знака, а в рамках договора на оказание услуг происходит обучение франчайзи и его персонала.
Лицензионный договор: обязателен ли он?
Очевидно, что франчайзинговая деятельность подразумевает передачу прав на использование товарного знака, потому что если вы, как франчайзи, не действуете под чужой торговой маркой — фактически вы становитесь обычным дилером их товара, или просто осуществляете оптовые закупки и перепродаете. В таком случае вам вовсе не обязательно вешать вывеску франчайзора, и выполнять все остальные их требования, например торговать только их товаром.
Поэтому также вполне очевидно, что в рамках франчайзингового договора вы обязаны подписать либо договор коммерческой концессии, либо лицензионный договор — чтобы получить права на использование товарного знака.
Печальная статистика российского франчайзинга:26% российских компаний-франчайзоров не подписывают со своими франчайзи договор коммерческой концессии или лицензионный договор.
При этом вполне очевидно, что если вы работаете под чужой торговой маркой, и не имеете с ними лицензионного договора или договора коммерческой концессии — то работаете вы, фактически, на птичьих правах, и правообладатель в любой момент может попросить вас снять вывеску.
Поэтому мы призываем всех франчайзоров, и, особенно, франчайзи — внимательно смотреть на то, какие договора вы заключаете, и не забывать корректно передавать права на использование товарного знака.
От этого зависит ваша юридическая защищенность в будущем.
Договор подписан — я защищен?
Другая пугающая реальность российского франчайзингового рынка заключается в том, что просто подписать лицензионный договор недостаточно. Чтобы иметь возможность обратиться с этим договором в суд — необходимо, чтобы лицензионный договор, или договор коммерческой концессии, был зарегистрирован в Роспатенте. Если ваш договор незарегистрирован — он автоматически будет признан ничтожным.
Печальная статистика российского франчайзинга № 2:Только 33% компаний, подписывающих ДКК или лицензионный договор, регистрируют свои договора с франчайзи в Роспатенте.
Фактически это означает, что лишь 25% российских компаний-франчайзоров работают абсолютно честно и прозрачно со своими франчайзи.
75% российских франчайзоров не передают права на использование своего товарного знака своим франчайзи
Причем, проверить добросовестность вашего франчайзора очень просто. Существуют открытые реестры ФИПС, в которых по номеру товарного знака можно легко проверить, регистрируются ли договора.
Чтобы проверить вашего франчайзора, Вам необходимо зайти по ссылке:
www1.fips.ru/wps/portal/Registers
И выбрать пункт Реестр товарных знаков и знаков обслуживания Российской Федерации.
У вас должна открыться вот такая страница:
В этой форме вводите номер регистрации товарного знака. Например, номер регистрации товарного знака компании Додо Пицца: 475821, и нажимаете Поиск.
После этого вы получите страницу, на которой приведена вся информация о товарном знаке — кому он принадлежит, на какие классы МКТУ он распространяется, а также реестр всех действий по этому товарному знаку, вот в таком виде:
Информация о каждом зарегистрированном договоре коммерческой концессии или лицензионном договоре попадает в этот реестр. Если компания работает добросовестно — у нее будет очень длинная страница, на которой, фактически, можно будет увидеть полный список их франчайзи. Таким же образом можно узнавать и реальный размер франчайзинговой сети, и адреса их открытых франчайзинговых предприятий.
Если вы не знаете номер регистрации товарного знака франчайзора, которого вы хотите проверить — тут есть 2 пути:
- Спросить непосредственно у франчайзора — эта информация не является закрытой, и нежелание ее предоставлять уже должно навести вас на мысли
- Воспользоваться сайтами для поиска торговых знаков, например findtm.ru