Главное Авторские колонки Вакансии Вопросы
arrow-right Created with Sketch. Искандер Гиниятуллин 0 0 В избр. Сохранено
Авторизуйтесь
Вход с паролем

Договор франчайзинга: надо ли регистрировать?

Договор франчайзинга в России — тема очень сложная и скользкая. Существует масса вариантов, которые используются компаниями при юридическом оформлении своих взаимоотношений с франчайзи, и далеко не все из них являются в полной мере законными и защищающими права обеих сторон.
Мнение автора может не совпадать с мнением редакции

При анализе данных для рейтинга франшиз бибосса мы выделяем 8 основных видов договоров, которые заключаются между франчайзором и франчайзи:

  1. Договор коммерческой концессии
  2. Лицензионный договор
  3. Договор на оказание услуг (консалтинг, обучение)
  4. Договор на использование бизнес-системы (ноу-хау)
  5. Договор поставки (если предполагается поставка товара)
  6. Договор продажи
  7. Договор аренды (в том числе, лизинга) оборудования
  8. Договор субаренды помещения

При этом разные компании используют разные договора или наборы этих договоров, когда, например, в рамках лицензионного договора передаются права на использование товарного знака, а в рамках договора на оказание услуг происходит обучение франчайзи и его персонала.

Лицензионный договор: обязателен ли он?

Очевидно, что франчайзинговая деятельность подразумевает передачу прав на использование товарного знака, потому что если вы, как франчайзи, не действуете под чужой торговой маркой — фактически вы становитесь обычным дилером их товара, или просто осуществляете оптовые закупки и перепродаете. В таком случае вам вовсе не обязательно вешать вывеску франчайзора, и выполнять все остальные их требования, например торговать только их товаром.

Поэтому также вполне очевидно, что в рамках франчайзингового договора вы обязаны подписать либо договор коммерческой концессии, либо лицензионный договор — чтобы получить права на использование товарного знака.

Печальная статистика российского франчайзинга:26% российских компаний-франчайзоров не подписывают со своими франчайзи договор коммерческой концессии или лицензионный договор.

При этом вполне очевидно, что если вы работаете под чужой торговой маркой, и не имеете с ними лицензионного договора или договора коммерческой концессии — то работаете вы, фактически, на птичьих правах, и правообладатель в любой момент может попросить вас снять вывеску.

Поэтому мы призываем всех франчайзоров, и, особенно, франчайзи — внимательно смотреть на то, какие договора вы заключаете, и не забывать корректно передавать права на использование товарного знака.

От этого зависит ваша юридическая защищенность в будущем.

Договор подписан — я защищен?

Другая пугающая реальность российского франчайзингового рынка заключается в том, что просто подписать лицензионный договор недостаточно. Чтобы иметь возможность обратиться с этим договором в суд — необходимо, чтобы лицензионный договор, или договор коммерческой концессии, был зарегистрирован в Роспатенте. Если ваш договор незарегистрирован — он автоматически будет признан ничтожным.

Печальная статистика российского франчайзинга № 2:Только 33% компаний, подписывающих ДКК или лицензионный договор, регистрируют свои договора с франчайзи в Роспатенте.

Фактически это означает, что лишь 25% российских компаний-франчайзоров работают абсолютно честно и прозрачно со своими франчайзи.

75% российских франчайзоров не передают права на использование своего товарного знака своим франчайзи

Причем, проверить добросовестность вашего франчайзора очень просто. Существуют открытые реестры ФИПС, в которых по номеру товарного знака можно легко проверить, регистрируются ли договора.

Чтобы проверить вашего франчайзора, Вам необходимо зайти по ссылке:

www1.fips.ru/wps/portal/Registers

И выбрать пункт Реестр товарных знаков и знаков обслуживания Российской Федерации.

У вас должна открыться вот такая страница:

В этой форме вводите номер регистрации товарного знака. Например, номер регистрации товарного знака компании Додо Пицца: 475821, и нажимаете Поиск.

После этого вы получите страницу, на которой приведена вся информация о товарном знаке — кому он принадлежит, на какие классы МКТУ он распространяется, а также реестр всех действий по этому товарному знаку, вот в таком виде:

Информация о каждом зарегистрированном договоре коммерческой концессии или лицензионном договоре попадает в этот реестр. Если компания работает добросовестно — у нее будет очень длинная страница, на которой, фактически, можно будет увидеть полный список их франчайзи. Таким же образом можно узнавать и реальный размер франчайзинговой сети, и адреса их открытых франчайзинговых предприятий.

Если вы не знаете номер регистрации товарного знака франчайзора, которого вы хотите проверить — тут есть 2 пути:

  • Спросить непосредственно у франчайзора — эта информация не является закрытой, и нежелание ее предоставлять уже должно навести вас на мысли
  • Воспользоваться сайтами для поиска торговых знаков, например findtm.ru
0
В избр. Сохранено
Авторизуйтесь
Вход с паролем