Главное Свежее Вакансии   Проекты
arrow-right Created with Sketch. Стельмах Карина 686 0 В избр. Сохранено
Авторизуйтесь
Вход с паролем

Границы закрыты: реально ли “выжить” турбизнесу в период пандемии? Рассказываем на примере семейного турбюро из Курска

Владелец семейного курского турбюро Владимир Конев поделился с БИФИТ Касса вдохновляющей историей о том, что переломный момент — повод для нового старта, а делать по-своему — значит быть честным с клиентом и выделяться среди конкурентов.

Добрый день! Меня зовут Владимир Конев, я генеральный директор турагентства ООО «Спутник Курск» (ТА «Шик Трэвел»). Наш бизнес — семейный. Втроём — я, жена и сын, мы поддерживаем работу турбюро и делаем путешествия курян и гостей региона безопасными, насыщенными и комфортными. В противовес бытующему мнению о том, что в пандемию в туризме дела обстоят плачевно, я хочу рассказать, как мы сейчас не «выживаем», а растём.


Семейное фото

Мы с женой Еленой по образованию географы, а по натуре — путешественники и инициаторы. 16 лет назад любовь к изучению нашей необъятной планеты переросла в идею связать работу с путешествиями. Было решено открывать своё турагентство.

Пока искали помещение под офис, нами заинтересовалась компания «Спутник». Так мы стали курскими представителями федеральной сети турагентств.


Турбюро «Шик Трэвел»

Несколько лет мы занимались перепродажей готовых туров. Какого-то сложного документального оформления и больших вложений этот бизнес на старте не требовал. Дополнительные лицензии и разрешения не нужны. Достаточно было открыть ИП, приобрести ноутбуки с доступом к интернету и обустроить офис.

Работу распределили так: я — руководитель, выстраиваю процессы, общаюсь с турагентствами, ищу новые направления, веду бухучёт; жена — управляющая отдела продаж; сын занимается продажей туров, ему помогает невестка.

Но все эти разделения условны. Каждый из нас вовлечён во все процессы. И я вижу в этом огромный плюс.

В семейном бизнесе никто не скажет, что занимается не своей работой, здесь точно нет равнодушия и монотонного выполнения рутины за фиксированную оплату.

Турбюро внутри

До локдауна мы ежегодно выезжали в 3-4 заграничных путешествия. Из каждого привозили не только идеи для новых туров, но и путевые заметки для блога нашего турбюро. В каждой статье — наши впечатления, советы, любимые точки на маршрутах, самые вкусные блюда в кафе и десятки снимков (чтобы туристы видели, что их ждёт, без «идеальных» картинок из Интернета).

Мы никогда не подсовываем людям кота в мешке. Стараемся по-максимуму посмотреть сами и давать рекомендации на основе своего опыта.

Так сформировался наш подход к работе: не идти по шаблону или скрипту, а предлагать своё — проверенное, честное и уникальное.

Блог турбюро

Влияние пандемии


Много лет подряд мы занимались перепродажей и организацией туров, получали награды от крупнейших агентств страны, дважды (в 2009 и 2015) становились лучшими среди всех турбюро сети «Спутник», с 2015 года удерживаем лидерство в Курской области.

И всё вроде бы ровно, но...Хотелось делать что-то абсолютно новое.

И вот, в 2020-ом обстоятельства сложились так, что продолжать работать по-старому стало просто невозможно.

  1. Во-первых, нам пришлось «переквалифицироваться» в психологов. Для многих закрытые границы и отмены туров стали сильнейшим ударом. Были и те, кто копили на отпуск годами, и те, кто специально брал кредит, и те, для кого путешествие должно было стать свадебным приключением... А кому-то было просто страшно выезжать за пределы города или страны из-за возможности заразиться. Отмены, переносы, ваучеры от авиакомпаний вместо возврата средств, задержки... Нашей задачей было поддержать клиентов и найти приемлемое решение.
  2. Во-вторых, нужно было срочно искать альтернативы заграничным путешествиям. А ведь музеи и общественные пространства российских городов также закрывались...
  3. В-третьих, нужно было, что называется, резать косты... Думать, как и на чём сэкономить, чтобы не разориться. Это далось мне чуть легче, чем руководителям не семейных бизнесов. Всё-таки родные с большим пониманием отнеслись к финансовым сложностям.


Нам удалось найти способ не просто остаться на плаву, а реализоваться по-новому. Мы стали туроператорами внутреннего туризма! Были первыми, кто предложил «кругосветку» по Курску (большую программу на 2-4 дня) и туры выходного дня по Черноземью.

Я благодарен пандемии за то, что появился переломный момент, который привёл нас к этому решению!Ведь если подумать: мы очень любим наш знаменитый соловьиный край, трепетно относимся к его истории, организовывали туры 15 лет, знаем, как всё устроено не только в РФ, но и по миру... Это решение просто напрашивалось! Но пришли мы к нему только тогда, когда другие страны и регионы стали недоступны.

г. Курск

Новый виток развития нашего турбизнеса


Мы поняли, что экскурсии по родному краю — это не временный «спасательный круг», а наша новая ниша. Нам предстояло построить новый бизнес в самый турбулентный для всей сферы туризма период. Начало было положено в июле 2020-ого.

Что мы сделали?

Юридически:

— Открыли на базе существовавшего турагентства ГК «Спутник» отдельное ООО туроператора для организации внутреннего туризма.

— Нашли и наняли лучших на наш взгляд экскурсоводов и водителей, оформили по договору ГПХ.

— Договорились о сотрудничестве с гостиницами города.

Практически:

— Изучили (и продолжаем изучать) город и окрестности — все заповедники, храмы, музеи, усадьбы.

— Разработали несколько уникальных турпрограмм. Среди них 3 вида «кругосветки» по Курску и области (наша гордость!), поездки в близлежащие города (Елец, Рыльск, Льгов, Курчатов и другие), выезды на фестивали. Каждую прошли сами (и не один раз).

— Создали и наполнили сайт и группы в социальных сетях.

В команде:

— Поделили обязанности. По большей части за продажи туров по Курску отвечает молодое поколение.

— Назначаем ответственного и контролируем качество. Еженедельно на туры выходного дня отправляюсь либо я сам, либо сын. Мы оцениваем программу, гида, водителей, собираем обратную связь от наших туристов.

Мы не шутим, когда говорим, что каждая программа составлена «как для себя» — мы действительно проходим их сами. Это честно по отношению к клиенту.




Как сейчас устроен наш бизнес — СНО, касса, учёт


Сейчас, в 2021 году, когда границы постепенно открываются, мы одновременно развиваем несколько направлений — заграничные туры, путешествия по России, внутренний туризм по области.

У нас 2 организации — турбюро (ИП) и туроператор (ООО), обе на «упрощёнке». И раз уж заговорили о СНО, скажу, что проблем с налоговой у меня никогда не было. Думаю, что немаловажную роль тут играет наличие кассы.

Кстати, с самого начала, с 2005 года, в нашем офисе появилась касса. Как сейчас помню, что постоянно держал руку на пульсе с китайской «Роял». Но, в целом, я всегда был за автоматизацию и грамотный учёт.

Касса «Роял»

Мы принимаем платежи наличными, картой и даже по QR коду через онлайн-банк Сбера. Ещё у нас подключен приём платежей на сайтах.

К кассовой автоматизации я отношусь хорошо. Во-первых, я считаю, что это просто-напросто удобнее, чем бланки строгой отчётности (БСО). Не нужно ничего, кроме суммы и наименования, заполнять от руки.

Во-вторых, я смог найти для себя кассовую программу, которая достаточно функциональна и доступна. Ведь сейчас почти у каждого разработчика, помимо ежемесячной оплаты за тариф, есть дополнительные платные опции. И, как назло, какая-нибудь одна надстройка за деньги точно понадобится.

Но мне повезло. Я узнал, что все нужные мне опции есть в бесплатном тарифе программы «Касса Розница» от «БИФИТ Касса». Да, приложение для розницы, а не для турагентств. Но я придумал, как настроить его под себя.

Я создаю несколько позиций с турами с признаком агента, добавляю контрагентов. При продаже выбираю нужный тур от контрагента, меняю цену, и за считанные секунды выбиваю чек. Если вдруг ошибся, могу сделать возврат или коррекцию, поэтому у ФНС ко мне нет вопросов.

Скриншот создания тура в программе «Касса Розница» от «БИФИТ Касса»

Мне не надо лезть в саму кассу, чтобы что-то «донастроить» или найти нужный чек, всё делается в приложении. В личном кабинете «Касса Розница» есть история чеков, которой я пользуюсь, когда веду учёт.

Вообще, от проблем с ККТ меня бережёт предусмотрительность. Я самостоятельно сделал инструкции для своей семьи — теперь любой, кто работает с кассой, может подглядеть в шпаргалку и оформить продажу без ошибок.

Более того, я рассказываю про эту программу своим коллегам лично и в группе турагентов на Фейсбуке. И со всеми делюсь своей инструкцией. Конечно, у разработчиков есть инструкции по работе с программой, но они общие, а моя именно для турбиза.

А с бухгалтерией я работаю в 1С. Не нашёл для себя ничего более удобного для учёта по агентскому договору.

Как обстоят дела в турбизе в 2021 году


Особый удар по турбизнесу нанёс прошлый год, когда закрыли все направления.

Однако работать с клиентами в тот период было даже легче. Да, люди волновались, но при этом относились к переносам и отменам с гораздо большим пониманием.

В 2021 пожелания клиентов гораздо чётче, а требования жёстче. При этом отели и авиакомпании не идут на встречу. Люди изголодались по хорошему отдыху и сервису. Называют конкретные даты и хотят именно в них попасть, при этом мест в гостиницах и самолётах на эти числа может не быть. А сколько переносов! И ведь многие из них с доплатой, на которую большинство клиентов нелегко соглашаются...

Тут важно понять клиента, как психолог, войти в положение, а где-то и уговорить. Ведётся очень тонкая работа с каждым клиентом.

Большое влияние на туристов оказали «страшилки» про российские курорты. Сейчас многие предпочитают Турцию вместо нашего черноморского побережья.

80 % заграничных путёвок на август — в Турцию.

Что касается внутреннего туризма — на него спрос тоже есть. К нам в Курск приезжают из столицы, Санкт-Петербурга, Ростова, Нижнего Новгорода. Куряне и сами охотно посещают экскурсии по области. До конца лета у нас расписан план программ на все выходные.

За последний год доходность упала более чем в половину. Но путешествия всё также манят нас и наших клиентов. Многие готовы выезжать за границу или изучать страну и родной край, главное — предоставить им все условия. Так мы и справляемся с финансовыми трудностями в отрасли.

Тем, кто хочет стать турагентом


Несмотря на то, что справиться с финансовыми сложностями в турбизе можно даже сейчас, я советую всем, кто желает входить в отрасль, подумать тысячу раз!

На сегодняшний день, быть турагентом — не значит сидеть в красивом офисе и продавать готовые туры. Если хотите развития и прибыли, нужно делать своё, продвигать свой продукт. А на это нужны ресурсы.

Ещё несколько лет назад в этот бизнес шли, потому что он не требовал особых вложений. Но сейчас за одну только кассу нужно будет платить порядка 15-20 тысяч рублей.

Более того, конкуренция — огромная. А партнёры требуют соблюдать жёсткие регламенты.

Но если вас всё это не пугает, есть идеи, желание и, что очень желательно, профильное образование (причём не столько менеджерское, сколько географическое), а также опыт работы «на дядю» и понимание отрасли, то дерзайте! Вас ждёт невероятное путешествие к цели — с препятствиями, знакомствами и победами!

0
В избр. Сохранено
Авторизуйтесь
Вход с паролем