Главное Авторские колонки Вакансии Образование
477 4 В избр. Сохранено
Авторизуйтесь
Вход с паролем

Приостановка проекта

Полтора года прошло с момента написания первой статьи - пришло время подвести некоторые итоги и поделиться опытом теперь уже закрытия проекта.
Мнение автора может не совпадать с мнением редакции

В комментариях к первой статье я пообещал, что поделюсь прогрессом в проекте, даже если он не взлетит.

Имею обыкновение выполнять обещания, Валентин.

Если вкратце описать причину приостановки проекта, то это банальная нехватка средств на операционные расходы (о развитии даже не буду говорить).

Но будет интереснее, если я расскажу о причинах неудачи в части полученного опыта.

Закрытие

Выписка новых билетов прекратилась прошлой зимой, после чего я ждал несколько месяцев, не закрывая поддержку, пока наш крайний пассажир сделает свои перелеты, которые он оплатил. Мне хотелось, чтобы наши клиенты не стали заложниками ситуации и получили необходимую поддержку в случае надобности. Так и оказалось - тот пассажир билеты поменял.

На это были потрачены дополнительные средства, но совесть у меня спокойна - все наши клиенты были обслужены и, надеюсь, остались довольны нашим сервисом.

Продали мебель, сдали помещение и выключили сайт. Особенно было неприятно его выключать, учитывая набранный рост органического трафика, но клиенты интересовались, как же купить билеты, а купить их было уже нельзя, поэтому принял волевое решение его выключить.

Саму компанию не закрыл, ниже объясню почему.

Ощущения после закрытия

  1. отрицание
  2. гнев
  3. торг
  4. депрессия
  5. принятие

Через все эти этапы принятия смерти (в этом случае речь идет о смерти проекта) я и прошел, причем в таком же порядке. Поначалу не верилось, что это произошло на самом деле, потом злился на себя за допущенные ошибки и потраченные впустую средства, силы и время, впал в депрессию, и в итоге в начале года принял решение подвести итоги, сделать выводы и ... перезапуститься.

Но сначала выводы

Первый вывод - без IATA не заработаешь.

Чтобы работать в сегменте авиабилетов онлайн - нужно много денег. Маржинальность низка, конкуренция высока и, чтобы обеспечить приличный доход (не выручку!), нужно много продаж. Но это - полбеды. В экономике авиабилетов есть сбор агентств-партнеров, аккредитованных IATA. Без этого сбора, то есть при наличии собственной аккредитации, в структуре стоимости авиабилета исчезает приличная доля и компания может быстрее начать зарабатывать. Проблема в том, что аккредитация - довольно хлопотное и затратное дело, поэтому далеко не каждая компания может себе это позволить. Поэтому IATA-агентств не тысячи, как обычных касс и маленьких компаний, а в лучшем случае сотни 2-3 (на рынке СНГ).

Фактически, есть 4 пути для OTA (Online Travel Agent):

1. Заключить договор с IATA-партнером, платить ему сбор, и вывалиться за границы конкурентной цены на билеты. Это я.

2. Объединиться с IATA-партнером в компанию, тем самым обеспечив отсутствие сбора, но делить с ним прибыль. Так поступил один из 3-х основных игроков на рынке РК.

3. Если есть деньги, то платить сбор IATA-партнеру, но опустить цену на минимальный уровень (на уровень тех, кто идет по второму пути) и работать в убыток. Так работают те, кто хочет увеличить продажи и у кого есть инвестиции, чтобы работать в убыток. Так работает второй основной игрок.

4. Быть собственно аккредитованным IATA-агентством с сайтом. В этом случае компания также имеет маржу выше рынка. Это третий игрок.

Таким образом, по причине неконкурентной бизнес-модели продажи сайта не успели покрыть мои операционные расходы, а оффлайн-продажи не смогли кардинально улучшить ситуацию.

Я понял, что проиграл, по большому счету, по одной причине - не решил вопрос с IATA. Это он является ключевым в этой математике - не удобство сайта или наличие приложения для смартфона, нет. Люди выбирают минимальную цену и им глубоко все равно, через какой сайт билет покупать.

Второй вывод - надо начинать с простого.

Когда в Казахстане грянула девальвация валюты и продажи авиабилетов (которые в долларах продаются на самом деле) соответственно упали, я впервые подумал о том, что надо было начинать не с авиабилетов, а например с железнодорожных. Цена на них не изменилась в тенге, а спрос - вырос (из-за возросшей цены на самолет). К тому же, чисто техническая реализация ж/д билетов онлайн проще в несколько раз, чем в авиа. И соответственно, было бы дешевле и быстрее запустить именно их. Но я в свое время решил сделать сразу самое сложное и простое подключать уже в процессе работы. Это была ошибка.

Принятие

Есть еще много разных больших и маленьких выводов, которые я сделал в этой фазе. Очень жаль было потратить собственные средства (инвестора не было, напомню), но в данный момент я отношусь к этому как к цене за опыт. Опыт действительно получился разнообразный - теперь я немного умею Photoshop, больше умею LAMP/LEMP stack, Linux, микросервисы, умею запускать рекламные кампании по контексту и медийке, научился лучше общаться с людьми (продавал билеты и лично), значительно больше знаю о регистрации ООО, о налогах, 1С, UX/UI и так далее. Прочитал, прослушал и попробовал на деле много чего. Наконец-то узнал, какая веб-студия лучшая в Казахстане (в первой статье блога я писал, насколько это важно).

Это всё колоссальный разноплановый опыт и он останется со мной навсегда. Жаль, что пришлось много за него заплатить, но кто обещал, что все сразу получится?

Это не конец

Тем не менее, если полученный опыт не применять в будущем, то его ценность станет равна нулю. Билетная тема меня не отпускает, да и не готов я окончательно признать поражение и закрыть ООО. Есть мысли, как перезапуститься. Есть (пока пустой) телеграм-канал c хорошим именем t.me/bilet (срочно подпишитесь).

Раньше были деньги, но не было опыта. Сейчас наоборот. Если получится найти партнера, то в этом блоге данная статья будет не последней.

Валентин, обещаю написать, если партнера не найду.

0
В избр. Сохранено
Авторизуйтесь
Вход с паролем