Почему награды - отличный способ выделиться и заслужить доверие
Зачем получать награды
Смысл наград мы видим в том, чтобы получить дополнительную опору для компании и сотрудников, которые могут использовать эти факты в коммуникациях с партнерами. Например, когда на переговорах выясняется, что у нас есть золотая медаль «За выдающиеся заслуги в молочной отрасли имени Н. В. Верещагина», это сразу вызывает огромное уважение. Это не влияет на продажи, для продаж важнее скидки и наценки, но с каждой наградой мы словно поднимаемся на ступеньку выше.
Чем больше наград, тем больше уверенности в том, что нас признали. Регулярную и планомерную работу в этом направлении стали вести с 2006 года. Первым нашим участием в федеральном конкурсе была программа «100 лучших товаров России». Это главный всероссийский конкурс качества товаров. В 2007 году кисломолочный напиток «Тонус» стал лауреатом, а жидкий пробиотик «Биовестин» — дипломантом конкурса. Далее мы начали участвовать и в других престижных конкурсах — «Гемма», «Золотой Меркурий». Прямого влияния на продажи это не оказывало, хотя мы иногда размещали на упаковке продукции полученные медали. Но в России награды такого рода не всегда воспринимаются как аргумент для покупки. Поэтому всплеска продаж это не давало, но на имидж компании оказало благоприятное воздействие. На нас стали обращать внимание представители СМИ, организаторы других конкурсов. Мы попали в базу Минпромторга и Минсельхоза НСО, откуда регулярно идут предложения о участии в конкурсах. Не надо самим искать эту информацию.
После того, как мы неоднократно получили награды, к нам возросло доверие местных властей: нас уже знают, видят, что мы получаем награды регулярно. Поэтому мы с интервалом в 2-3 года участвуем даже в тех конкурсах, в которых когда-то выигрывали.
Получать престижные награды приятно, но также это служит способом поддерживать коммуникации, напоминать о себе. Наш представитель приглашен в экспортный совет при губернаторе. Генеральный директор Владислав Петрович Ильин был избран членом общественной палаты в НСО, был членом совета по предпринимательству НСО.
Особняком стоят проекты вроде премии «Бизнес-Успех», которые слегка повышают уровень известности. В 2011 году я получил награду в этом конкурсе на региональном уровне в номинации «Социально ответственный предприниматель». Такое официальное подтверждение статуса — отличный стимул для развития: приятно, когда результат работы оценили. Это значит: наше дело приносит пользу, нужно продолжать его развивать.
Дополнительный фактор для участия в конкурсах — организация в компании работы по оформлению документов для наград. Мы учились правильному оформлению документов для получения наград. Теперь за это отвечает конкретный человек — Анна Владимировна Голубятникова, заместитель генерального директора по маркетингу и развитию компании.
Разные требования как способ развития
Требования у конкурсов существенно различаются, поэтому зачастую для подачи заявки нужно мобилизовать технологов, бухгалтера, быстро собрать необходимые данные, оформить всё в рамках того подхода, который прописан в правилах. Опыт подобного рода работы в скрупулезной подготовке документов помог нам в получении субсидий для малого бизнеса. Подготовка к конкурсам — это так же полезно для компании, как ведение личного дневника. Когда мы описываем наши достижения, рассказываем о том, чего мы добились, кратко и ёмко описываем итоги деятельности компании, мы и сами лучше начинаем понимать, какой большой путь прошла компания.
Как стать победителем
На региональных конкурсах обычно оценивается сама продукция, либо социальная значимость нашей работы. За участие могут брать небольшой взнос, но он не гарантирует успеха: в него входят реальные расходы на организацию конкурса и церемонии награждения. Например, организационный сбор в конкурсе «Гемма» — 28 тыс. 900 руб. В 2020 году наш продукт «Биовестин» был отмечен высшей наградой Международного конкурса «Лучшие товары и услуги — Гемма» — золотой статуэткой «Гемма». Это первый независимый конкурс качества для российских производителей. Мы победили в «Гемме» сначала на региональном, а потом и на федеральном этапе. Во время отборочного этапа проводится анализ качества товаров, предусмотрена органолептическая экспертиза. Независимые экспертные комиссии этого конкурса формируются из квалифицированных специалистов и аттестованных экспертов государственных и иных служб Российской Федерации.
В 2019 году компания стала лауреатом Национальной Премии в области предпринимательской деятельности «Золотой Меркурий». Мы победили в региональном этапе. Решением экспертного совета «Био-Веста» была удостоена первой премии в номинации «Лучшее малое предприятие в сфере инновационной деятельности».
Задача конкурса — поощрять тех, кто добился успехов в бизнесе. Национальная премия вручается лучшим предприятиям малого бизнеса и компаниям несырьевого экспорта.
Еще одна из важнейших для нас наград — золотая медаль «За выдающиеся заслуги в молочной отрасли имени Н. В. Верещагина» в номинации «За внедрение инновационных продуктов (методов, способов) переработки молока». Мы получили ее в октябре 2019 года. Нас оценило профессиональное сообщество специалистов молочной промышленности. Для участия, помимо заявки, мы подавали информационную записку, в которой подробно описывались преимущества нашей продукции и нюансы производства. Участие было бесплатным.
Иногда в конкурсах можно получить финансирование, например, возврат крупных затрат на оборудование в рамках уплаченных компанией налогов. По нашим подсчетам, с 2011 года благодаря участию в конкурсах удалось дополнительно привлечь инвестиций в бизнес на сумму 10 млн руб. По сути, благодаря субсидиям мы существенно оптимизировали расходы компании.Так, выиграв конкурс на предоставление субсидий для инновационных компаний в 2020 году, мы смогли привлечь около 800 000 рублей для модернизации производства, около 500 000 рублей на продвижение нашей продукции, а также за счет бюджетных средств зарегистрировали нашу торговую марку «Биовестин» в Евросоюзе.
Например, в 2021 году мы заняли второе место в окружном этапе конкурса «Экспортер года». Премия учреждена Правительством Российской Федерации и проводит конкурс Российский экспортный центр (РЭЦ). Участие было бесплатным: нужно было только подать заявку с описанием конкретных достижений. И на этом примере можно увидеть, как важно заявлять о себе в конкурсах разного уровня. Дело в том, что у нас есть известность на региональном уровне, в Новосибирском отделении РЭЦ и Центре поддержки экспорта нашу продукцию и нашу компанию хорошо знают. Мы уже выигрывали конкурсы на компенсацию затрат на участие в иностранных выставках: за счет субсидий ездили на выставки в Барселону, в Гонконг и в Дюссельдорф. На выставке организатор покупает место для экспозиции — коллективный стенд для участников и бесплатно предоставляет его фирме выигравшей конкурс на компенсацию затрат по выставочной деятельности. Перелет и проживание компенсируется не всегда, зависит от организатора конкурса.
Случались и поражения
Помимо побед, были в нашей практике и поражения. В 2011 году после победы в Российской Венчурной Ярмарке мы подавали заявку в конкурсе на финансирование в Фонд содействия инновациям (тогда Фонд И.М. Бортника). В рамках этого конкурса победители — инновационные компании, могут получить деньги на разработку новых продуктов. Провели колоссальную работу по подготовке, собрали огромный пакет документов. Но, к сожалению, получить призовое место не удалось. Возможно, у нас были очень сильные соперники — конкуренция в конкурсе была очень высокой и нам не удалось рассказать о всех преимуществах нашего нового продукта в ходе пятиминутного онлайн-выступления. Причины нам никто не объяснил даже после официального запроса. Но это тоже опыт, и мы смело двигаемся дальше.
Стали лауреатами наряду с гигантами
Одна из самых приятных наград последних лет произошла на всероссийской премии «Лучший социальный проект России 2021». Мы стали лауреатами наряду с такими гигантами как «Газпром», «Леруа Мерлен», «Ростех» и «РЖД». Получили награду в номинации «Образование и наука».
Компанию выделили из сотен других претендентов благодаря образовательно-оздоровительной программе «Питание и здоровье», которая уже много лет проводится в детских садах Новосибирска. Мы были одними из немногих представителей малого и среднего бизнеса, участвующих в конкурсе наравне с федеральными тяжеловесами.