редакции
Стратегия 2030: как России не проиграть мировую конкуренцию?
Этот год всех отрезвил: по итогам 4 квартала рост ВВП может составить всего лишь 0,1%.
Стратегию пора менять, и в правительстве это прекрасно понимают. Поэтому уже был анонсирован новый План структурных изменений в экономике до 2030 года. Ключевые разделы:
◾️ изменение структуры занятости и потребления;
◾️ повышение инвестиционного климата и уровня технологического развития;
◾️ формирование новых возможностей внешней торговли;
◾️ рост эффективности в сфере обороны и безопасности;
◾️ совершенствование условий конкуренции.
План широкий: развивать высокотехнологичные отрасли, креативную экономику, туризм, применение робототехники и искусственного интеллекта, стимулировать внутренний спрос и выход на новые внешние рынки. Будет крайне интересно посмотреть конкретные цели и планы.
Пока в глаза бросается один нюанс — задач, кажется, слишком много. Нужна приоритетность. Этот вопрос поднимал еще Макаров, председатель думского комитета по бюджету, летом на ПМЭФ. Есть ли у нас приоритеты?
Мое мнение простое:
➡️ Результат стратегии развития будет лучше, если государство сосредоточится на узком круге наиболее высокотехнологичных отраслей, способных выйти на мировые рынки.
➡️ Меры поддержки будут эффективнее, если давать ее конкретным предприятиям под измеримые цели. И продлевать поддержку, только если они показывают результат.
Иначе мы можем получить печальную картину: вроде все свое, родное, а почти в каждой нише есть иностранный аналог — лучше и конкурентнее. Как итог, это будет требовать все новых и новых субсидий и ограничительных сборов. Тупиковая ветка.
Шансы достичь устойчивого развития будут гораздо выше, если государство будет создавать стимулы для бизнеса, но не подменять их. Сейчас главное препятствие кроется в институциональной сфере: для дорогостоящих инвестиций в технологические новации нужна уверенность, что отдача от этих вложений будет защищена правом собственности, работой независимых судов и жестко гарантироваться государством.