Как направить энергию сотрудников в нужное русло
Мечта любого руководителя — идеальный коллектив, сплоченный вокруг единой корпоративной цели. Опытный руководитель знает, что эта мечта навсегда останется мечтой, что не бывает идеально сплоченного коллектива, на участников которого действует один фактор мотивации.
Люди разные, у каждого свои личные цели и задачи прихода на работу. Один мечтает построить головокружительную карьеру, но сейчас третий год «отрабатывает повинность» в занимаемой должности помощника менеджера; он старается показать себя руководству, но мечтает «подсидеть» менеджера и взойти на первую ступень карьерной лестницы — претендовать открыто на повышение у него не хватает решительности. А эта молодая женщина ожидает планового прибавления в своем семействе и понимает, что с этой ненавистной работы ей будет проще уйти в декрет, поэтому ходит ежедневно на нее с 9 до 18. Этого неприметного бухгалтера, занимающегося неизвестно чем, пристроили по знакомству, потому что его компетенций не хватает на занятие должности в открытом конкурсе на хорошую вакансию. А яркий и талантливый специалист подыскивает себе новое место работы, так как на этом он засиделся и перспектив для себя не видит. И так далее... Сколько человек в коллективе, столько и мотивов работать в нем.
Задача руководителя — найти и установить равнодействующую целевых приоритетов работников коллектива. Если руководителю удается сформировать цели организации таким образом, что достижение корпоративной цели способствует отдельным ее участникам достигать своих индивидуальных приоритетов, то такой руководитель делает всё правильно.
4 шагапо формированию корпоративной системы ценностей
Шаг 1. Выявление существующих приоритетов сотрудников
Необходимо путем наблюдения над действиями работников выдвинуть мотивирующие факторы этих действий. После этого каждую гипотезу проверить на практике.
К примеру, секретарь ответственно относится к расходу бумаги в принтере. Первая гипотеза наблюдателя — бережливое отношение к корпоративным ценностям. При проверке предположения выяснилось, что этот работник сэкономленные листы бумаги уносил домой.
Шаг 2. Формирование системы ценностей, необходимых компании
Данный этап предполагает создание такой системы ценностей, которая объединит ресурсные возможности бизнеса, его традиции и компетенции сотрудников. Опыт мировых корпораций доказывает, что такие ценности — основа бизнеса (причем не только крупного, но и малых семейных компаний). Все знают о пожизненном найме японских сотрудников, для которых работа становится второй семьей. Но это было бы невозможно без грамотной системы ценностей.
Пример. Менеджер по продажам, с точки зрения ценностей компании, должен быть хорошим слушателем, понимающим клиента. Если же менеджер нацелен только на быстрые деньги, то в его работе с клиентом включится оценка платежеспособности, менеджер станет навязывать дорогие услуги, тем самым рискуя потерять контакт.
Шаг 3. Внедрение системы ценностей
Сформированные руководителем корпоративные ценности необходимо презентовать персоналу компании. По ним проводится работа каждым линейным руководителем: соответствует ли работник новой системе ценностей. Это длительный процесс. Оценивая деятельность каждого сотрудника, руководитель обязан ставить вопрос работнику: «Чем ты руководствовался, принимая решение? Какие ценности повлияли на формирование решения?»
Пример работы. Бухгалтер сдал отчет с ошибкой. При беседе с ним руководитель выясняет, что ошибка допущена из-за того, что бухгалтер торопилась за ребенком в детский сад и ушла на 15 минут раньше. При выполнении отчета бухгалтер руководствовалась личным приоритетом «сдать в установленное время и раньше уйти с работы», вместо принятой корпоративной ценности «нести ответственность за результат своей деятельности». В ее случае можно было или не откладывать работу над отчетом до критического срока сдачи, или прийти на следующий день немного раньше и сделать качественный отчет, или найти того, кто сможет забрать ребенка. А в результате бухгалтер получил выговор от руководства (что бухгалтера, несомненно, демотивировало), а компания получила штраф от налоговой.
Шаг 4. Постоянный контроль над внедренной системой ценностей
Одна из функций менеджмента — контроль на этапе внедрения новых корпоративных ценностей. Особенно, если введенная система ценностей сильно отличается от предыдущей. Работа по внедрению и контролю должна вестись по всей управленческой вертикали. Только так можно сформировать команду единомышленников, действующих единым фронтом на благо компании.
Требуется эффективно определить, что за человека вы взяли в команду. Как показывает мониторинг рабочего времени, то, что говорится сотрудниками на собеседовании и то, как они работают в действительности — не всегда совпадает.
ПО Bitcop Security — программный помощник ведения бизнеса и контроля за работой офисных сотрудников
Многие предприятия на этапе контроля начинают применять различные технические средства. Российская компания «Биткоп» предлагает новый собственный программный комплекс для системного учета рабочего времени — Bitcop Security. Данный комплекс прост в установке и дает объективные измеряемые показатели эффективности работы офисных сотрудников.
С его помощью руководители всех уровней могут оптимизировать рабочий процесс, выявляя и своевременно устраняя неэффективное использование рабочего времени сотрудниками. К примеру, если бы система контроля рабочего времени была установлена в бухгалтерии того предприятия, где бухгалтер отложил отчет на последний момент, то руководитель мог заранее узнать о проблеме. Штрафа и выговора удалось бы избежать.
Автоматизация контроля над дисциплинарными ценностями позволяет вывести их за рамки субъективной оценки. Однако система учета рабочего времени — не для жесткого контроля. Основная задача — это самоорганизация рабочего процесса для сотрудника. Но в спорных ситуациях руководитель будет иметь полный анализ рабочего процесса для принятия верных решений.
Компания, сформированная вокруг единых ценностей, может дать работнику не только заработную плату и эмоции, но и наполнить глубоким смыслом его труд. Не бойтесь перемен, идите в ногу со временем.