Главное Авторские колонки Вакансии Образование
217 0 В избр. Сохранено
Авторизуйтесь
Вход с паролем

SLUSHал, но не услышал: новости и тренды с Казантипа для стартапов — SLUSH 2016

Как всегда, после посещения конференции, продолжаю обзор технологий и интересных идей, о которых рассказали самые продвинутые специалисты-практики на #SLUSH16, прошедшем в Хельсинки с 30-ого ноября по 1-ое декабря.
Мнение автора может не совпадать с мнением редакции

Что такое SLUSH?

Самая стильная хай-тек конференция, если не в мире, то точно на европейском континенте, открылась перфомансом с живой электронной виолончелью, морем огня и вводящими в транс ударными на круглой сцене так, что было сложно поверить, будто ты на деловом ивенте, и вслед за секси-скрипачом не появятся гимнасты из Cirque du Soleil.

Такое открытие характеризует SLUSH: организаторы заботятся о стиле так же, как о контенте, потакая ожиданиям публики и следуя развивающемуся глобальному тренду: сейчас уже мало давать просто качественный контент — площадка, контекст и маркетинг обязаны соответствовать содержанию предлагаемой информации, и все это вместе должно точно попадать в целевую аудиторию, и тогда появляется продукт!

SLUSH же оттачивает свой продукт уже с 2008 года и берет на себя непростую миссию изменения мира вокруг через развитие предпринимательства, при этом, несмотря на то, что мир вокруг меняется и безо всякой помощи, организаторы с нордической настойчивостью развозят свою конференцию по всему миру и сейчас ежегодно проводят ивенты во всех основных точках на глобусе, включая Японию и Австралию, но исключая, как ни обидно, Россию.

Впечатляющее открытие конференции

Виолончелист на круглой Founder Stage открыл мероприятие в окружении искр, пламени, лазеров и больших экранов.

В этом году на Слаш съехалось 17 тысяч человек, включая 1000 инвесторов и 600 журналистов, которые рассматривали и оценивали 2000 стартапов и компаний из 120 стран. Организаторы хотят сравнивать себя с WebSummit, который прошел полутора месяцами ранее, и, несмотря на то, что участников лиссабонского мероприятия было в 3 раза больше, “покупательская способность” инвесторов на SLUSH была в 2 раза выше, что вызывает понятную гордость финнов, хотя точность такого индикатора вряд ли кто-то объективно рассчитывал. Зато вполне объективно на Слаше было целых 2 коронованных особы — принцы из Норвегии и Голландии, что, конечно, делает честь и мероприятию, и самим принцам, доказывая прогрессивность этих представителей монарших семейств.

Все выступления были разделены на 5 основных разделов, которые объединяли в себе множество тем:

The Mind of an Entrepreneur (Мозг Предпринимателя)Темы: Формирование образа окружающего мира сегодня и завтра, Истории успеха и неудач

The Next 100 Years of Your Life (Следующие 100 лет твоей жизни)Темы: Биотек, Образование, Наука и здоровье

Survival Plan for Planet Earth (План спасения Земли):Темы: Фудтек, Клинтек, Social Entrepreneurship и Космос

Augmenting the Real Life (Дополненная реальность)Темы: Искусственный интеллект, Виртуальная реальность, Дополненная реальность, Игры, Музыка

Self-Driving Society (Общество без водителя)Темы: Транспорт, Кибер-безопасность, Интернет вещей

Не всегда была понятна логика — почему определенная тема относится к конкретному разделу, впрочем, темы дополняли друг друга и спикеры достаточно органично рисовали картинку очень прогрессивного настоящего и будущего, иногда даже более прогрессивного, чем того, в котором хотелось бы оказаться.

Естественно, мы не сможем рассказать про все в этом обзоре, так как конспект как минимум сотни часов прошедших выступлений занял бы не один увесистый том, но остановимся на самых ярких, неожиданных и значимых заявлениях от крупнейших шишек в хай-теке!

На центральной сцене — Founder Stage, череду выступлений открыл Крис Сакка (Chris Sacca) — легендарный миллиардер, основатель и директор Lowercase Capital, который был, как всегда, неотразим в беседе у камина — уже ставшем традиционным на SLUSH формате, в котором ведущий ведет диалог с одним или несколькими экспертами рядом с открытым огнем.

Для “легендарного” Крис выглядит неприлично молодо и непринужденно. А ведь он — бывший сотрудник Google и один из первых, кто удостоился Founders’ Award — высшей награды этой компании). Он также звезда популярного шоу Shark Tank, где появлялся неоднократно в седьмом сезоне.

Один из самых успешных инвесторов, среди покупок которого — Твиттер, Убер (он один из самых первых инвесторов в этого дисраптера такси и лучший друг ее директора Тревиса Каланика), Инстаграм, Twillio и Кикстартер, Крис не просто денежный мешок, а активно участвует в построении продукта и формулирования истории стартапа. Он не инвестирует деньги в те бизнесы, в которые сам не вовлечен и в этом видит свою историю успеха.

Лайфхак от Криса:Работая над продуктом своих стартапов, инвестор периодически берет пиво, садится с основателями в комнате с проектором и запускает на нем сайт компании. Они делают зум-ин таким образом, чтобы на экране крупно отображалась только часть сайта, и пиксель за пикселем анализируют и критикуют только эту часть, что, по словам Криса, дает возможность бросить свежий взгляд на продукт в целом и сделать важные выводы об интерфейсе и пользовательском опыте.

Крис откровенничал о том, что сейчас начал терять форму и даже пропустил инвестицию в Снэпчат, когда ребята оттуда сами подошли к нему и попросили дать денег. Но он не поверил в это “dick pics” приложение, которое сейчас оценивается уже в 25 миллиардов долларов.

Он был активным участником кампании Хиллари Клинтон и очень критически настроен к победившему в президентской гонке Дональду Трампу. Крис замечает, что сейчас очень странные времена. Самое сюрреальное — что после победы Трампа, Китай начал приглашать американские стартапы: “Приходите в Китай — это место теперь лучше для организации вашего стартапа, чем Силиконовая Долина”. И это Китай! Который еще так недавно американцы считали одним из самых репрессивных режимов на земле.

Крис переехал в 2007 году из Силиконовой Долины в горы к озеру Тахо, чтобы снова находиться среди нормальных людей, потому что в Долине все так сфокусировано на технологиях, что невозможно даже поговорить с кем-либо на не технологическую тему. И это и преимущество, и недостаток. Среди других недостатков — очень дорого жить и нанимать сотрудников. Зато преимущества — менторство, предпринимательский талант и доступ к капиталу еще долгое время будут привлекать сюда самых сильных фаундеров.

Еще он дал совет молодым: иметь меньше долга, покупать меньше вещей, при этом развиваться духовно — увлекаться музыкой, философией, теологией, путешествиями, что позволяет быть богатым внутренне. И это залог успеха: тогда есть возможность быть интересным окружающим, в том числе коллегам, подчиненным и клиентам, которые покупают твой продукт.

Также Крис в превосходной форме отзывается о женщинах фаундерах и говорит, что они — прекрасные директора компаний. Однако почти всегда у женщин есть недостаток перед мужчинами. Мужчины привыкли с раннего возраста продавать себя, добиваясь внимания женщин. Сильный пол органически, таким образом, обучен искусству “трендежа” (“bullshitting”), или презентации и рассказывания историй, когда питчер фокусируется на сильных и убирает фокус со слабых сторон себя или своего бизнеса. А для женщин качества рассказчика чаще всего приходится приобретать.

Крис переживает, что новые технологии изолируют человека и не дают ему полагаться на незнакомцев, из-за чего деградируют человеческие качества.

Стив Джурвитсон (Steve Jurvetson) — инвестор с 30-летним стажем, которому досталась самая первая Тесла, сошедшая с конвейера за его заслуги во работе в совете директоров этой компании, со своим спичем под таинственным названием Big Think углубился в закон Мура, утверждающий, что рост вычислительных мощностей придерживается геометрической прогрессии, и продемонстрировал результаты своей дедукции, применяя эту фундаментальную теорию развития технологии.

Стив вывел на экран классную цитату английского писателя, да и вообще философа, совмещающего интерес к биологии, науке и экономике, Мэтта Ридли (Matt Ridley): “Человечество обретет невероятное изобилие в ближайшем будущем, потому что идеи спариваются друг с другом как никогда раньше”. “Спариваются” у Мэтта звучало как “having sex” — и этот процесс проходит лейтмотивом многих его трудов (для общего понимания, стоит посмотреть его TED talk).

И Стив активно соглашался с аллюзией про секс: он говорил, что и SLUSH, по сути, похож на приличную по размеру оргию, где идеи находят себе партнеров, скрещиваются и дают рождение новым идеям, лучше прежних, а при поддержке доступных технологий процесс зачатия и рождения потомства у идей проходит намного легче, чем раньше.

Спикер обратил внимание на обретенную человеком сверхспособность: сегодня во многих случаях не обязательно делать лабораторные испытания, краш-тесты или опытные образцы. Все это заменяют компьютерные симуляции. Например, “Тесла” не разбивает сотни своих машин, чтобы посмотреть, какие повреждения получил сидящий в них манекен, а Боингу-777 уже не нужны гигантские аэротрубы, чтобы измерить сопротивление воздуха фюзеляжа. И перенос опытов и тестов из физического мира в мозг компьютера — один из мощнейших драйверов прогресса. С такими возможностями можно выпускать новые продукты не только быстрее и дешевле, но и делать их намного качественнее. Очевидны также области применения таких новых обстоятельств: медицина, биотек, космос, сельское хозяйство и роботы — среди первых бенефициаров.

Большие компании — текущие лидеры в бизнесе, по мнению Стива, не вносят значимый вклад в инновации. Практически все новые технологии создаются вне текущих лидеров в своей отрасли, потому что, по определению, развитый бизнес делает небольшие инкрементальные изменения в своей текущей технологии и никогда не может выкинуть все, что он делал до этого и начать решать текущую проблему с нуля. Это иногда случается с ними, когда они занимаются побочными продуктами, но это только подтверждает правило.

Стив выдал крутой инсайд — он инвестирует в компанию Planet Labs, которая строит миниатюрные и очень дешевые космические спутники, которые с помощью SpaceX Илона Маска очень дешево и легко запускать в недоступных до сих пор количествах. И с их помощью широкополосный интернет получат все 7 миллиардов жителей нашей планеты намного раньше, чем знатоки предсказывали раньше — уже в 2020 году. К тому же Planet Labs сможет увидеть и посчитать, буквально, каждое дерево, каждую машину, или движущийся объект, что дает совершенно другую степень возможности получения и анализа данных.

Элегантные и дешевые спутники, которые создатели запускают сотнями и называют “голубями”.

В 2020 году маленькие спутники будут раздавать быстрый и дешевый интернет в каждом уголке планеты.

Все монотонные таски будут производиться роботами, над которыми Стив также уже давно трудится вместе с Родни Бруксом (Rodney Brooks) из Rethink Robotics. Такие роботы могут выполнять любые монотонные задачи, которые доступны людям, и остается только отсчитывать время, когда их повсеместное применение полностью заменит человека на производственных линиях и во всех других областях физического труда. Стива, кстати, такая перспектива не очень-то пугает — он говорит: вряд ли найдется родитель, который хочет для своего ребенка монотонную работу, которую может выполнять машина. Это сильный аргумент, на который, хотя всегда хочется возразить предложением устроить судьбы миллионов, оказавшихся благодаря технологической безработице на улице. Впрочем, социальный вопрос не был темой настоящей лекции, и, я бы не удивился, если умный г-н Джурвитсон может с легкостью ответить и на него!

Когда у робота есть подобие лица, он вызывает намного меньше дискомфорта у людей, которым приходится с ним общаться.

Почти все компании, в которые инвестирует фонд Стива объединяет то, что они делают ставку на компьютерное обучение и искусственный интеллект для развития своих технологий. При этом, алгоритмы не являются уникальными для отдельных отраслей, а наоборот, способны применяться для решения разных задач. Например, достижения, которые используются для имитации движений человека на конвейере, могут учить искусственный мозг автомобиля без водителя. И вот тут кроется самый интересный вывод, который хотел донести спикер — люди, которые создают искусственный интеллект для какой либо отрасли, должны быть профессионалами в искусственном интеллекте, а не в этой отрасли. Они вообще могут не знать к какой области будет применяться алгоритм, который они создают: одна из компаний Стива, которая занимается геномными исследованиями, наняла инженера, возглавлявшего сервис языковых переводов Google Translate, не имеющего о микробиологии никакого понятия. И не должен он его иметь: такие люди — профессионалы в одной узкой, но универсальной области — построении искусственных мозгов! Похоже, что недалеко времена, когда нечеловеческие мозги просто будут покупаться как сервис для решения проблем из самых различных областей, и не будет необходимости даже нанимать таких людей в штат компании. Каких же людей тогда надо будет нанимать? И людей ли?..

Помимо выдающихся спикеров, SLUSH славится своими соревнованиями питчей, которые проходят здесь в 3 раунда между сотней участников — стартапов ранней стадии, отобранных среди тысяч кандидатов.

В этом году победил CybelAngel из Парижа, который ярче всех смог представить свою технологию против утечки данных в интернете и получить аж полмиллиона Евро.Мы от души поздравляем CybelAngel, оставившего позади финалистов Shipwallet, SendBird и SketchOn Inc., что было непросто, особенно со SketchOn. Эта корейская компания делает намного более эмоционально задевающий потребителя продукт — портативный принтер, который может печатать фотографии прямо на коже.Но CybelAngel cмог убедить опытных членов жюри, что инновационность его подхода к кибербезопасности, основанная на больших данных, открывает многомиллиардный международный рынок, в который уже разработанная версия продукта точно попадает.

CybelAngel умеет искать в открытых источниках конфиденциальную информацию и продавать такое умение как сервис самым большим компаниям по 100 тысяч Евро.

С Российской стороны коллективный выезд на SLUSH организовал Фонд Сколково, на который он взял с собой целых 60 стартапов, экономя каждому по несколько сотен евро за размещение выставочных стендов и входные билеты. Стенды компаний расположились на отдельном “островке”, где можно было поговорить с потенциальными клиентами и партнерами. Сколково традиционно имеет крепкие связи с финскими предпринимателями и инвесторами, с которыми заинтересованных россиян представители фонда знакомили лично, несмотря на и без того существенную занятость, связанную с организацией участия.

Фонд Сколково привез на SLUSH 60 компаний, которые потом еще и активно продвигал.

Подводя итог, SLUSH — это такой Казантип (в Европе говорят — Ибица) для хай-тек бизнесменов, обсуждающих серьезные вопросы в слегка небрежной и развлекательной манере и решающих глобальные проблемы с обманчивой легкостью. Надо ехать! К тому же для европейской части России это самая близкая тех-конференция из первой лиги.

Официальные фото SLUSH16 — здесь.Отчет CEO Slush Marianne Vikkula о состоянии Европейских технологий 2016 от SLUSH и Atomico (The State of European Tech 2016 report) — здесь.

0
В избр. Сохранено
Авторизуйтесь
Вход с паролем