Оценка эффективности руководителя: все ли ты успеваешь
В любом бизнесе наступает момент, когда оценки из разряда вместе в садик ходили, он меня не подведет перестают работать. Вы можете так оценивать соратников, пока вас двое-трое. Вы можете так подбирать начальников направлений, пока у вас в команде десяток людей и два уровня иерархии: я и остальные. Как только вы понимаете, что нужно делегировать часть основных обязанностей, вопрос правильного выбора становится ребром. И цена вопроса растет — вместе с масштабом вашей компании.
Конечно, какое-то время вы будете опираться на простые логичные категории: общая прибыль компании, показатели отдельного направления, отсутствие проколов и скандалов. Но руководить наугад можно только какое-то время, наступает момент, когда придется браться за умные инструменты.
Благо, инструментария за века управления было выработано множество. Мы расскажем вам основы — куда копать, если вы всерьез надумали исследовать личные и деловые качества своих сотрудников. Выбор конкретного метода и приложение его на практике — тема слишком обширная для статьи, мы лишь подскажем направление.
Личные качества
Считается, что успешно руководить может лишь сильная личность. За этими общими словами скрываются целые списки качеств, которыми должен обладать управленец.
Вот один из примеров — видение эффективного руководителя, предложенное академиком В.А. Трапезниковым. Управлять людьми в этой трактовке способен тот, кто знает — может — хочет — успевает.
- Знает: это предполагает не только профессиональные знания, но и умения руководителя. Знание — сила, и это не просто фраза. Фактически руководитель должен обладать двумя наборами знаний: профессиональными и управленческими.
- Может: еще одно ключевое понятие. Очевидно, что управление не будет эффективным, если руководитель — теоретик. Мало выучить формулы управления людьми, надо использовать их в деле. Мы уже писали об этом, когда рассказывали, как увидеть потенциально сильного руководителя через призму его работы в CRM.
- Хочет: это мотивация. Согласитесь, руководитель без стремления совершить невозможное — тот же исполнитель. Руководителя также надо мотивировать, и система мотивации будет сложнее, чем на нижних уровнях иерархии.
- Успевает: тут снова нужно вернуться к знает — может. Умение организовать собственную работу — важный навык руководителя, который нужно развивать точно так же, как и профессиональные умения.
Вы можете банально нарисовать табличку в четыре колонки и оценить своих менеджеров по этим параметрам. Оценка будет субъективной и неточной, но если вдруг окажется, что в какой-то колонке вы уверенно ставите минус — поздравляем, вы нашли слабое звено.
Американский стандарт эффективного руководителя выглядит так:
- Профессиональная подготовка — включая не только формальную, но и приобретенную путем самообразования или личного опыта — достаточная для выполнения по крайней мере на среднем уровне своих различных профессиональных функций.
- Уровень общего образования, куда входит степень функциональной грамотности (такие навыки, как чтение, письмо и счет), а также способность быстрого восприятия информации.
- Типы и особенности темперамента — уравновешенная, сильная и подвижная нервная система, которая способствует овладению навыками управления, их усовершенствованию и ускоренной адаптации к изменениям в профессиональной, социальной и политической среде.
- Состояние здоровья и физические показатели, актуальные в контексте данной профессии.
- Мотивация к конкретной деятельности — аспект, который часто упускается из виду как само собой разумеющийся (принято считать, что менеджер по умолчанию обязан быть мотивированным на высокие достижения и эффективность).
Но достаточно ли просто обладать определенными чертами характера, чтобы хорошо управлять людьми? Можно ли говорить об эффективности руководителя только потому, что он общителен и мотивирован? Нет. Анализировать надо не только статические критерии (наличие каких-то качеств), но и динамику — проявление этих качеств в рабочем процессе. Для этого используются разные методики, мы разберем несколько самых популярных.
Motivators — оценка ценностей и факторов мотивации
Личная эффективность напрямую зависит от мотивации. А откуда растет мотивация человека? Из его убеждений и ценностей.
Основанный на теории ценностей Э. Шпрангера инструмент Motivators позволяет понять, каким образом различные факторы и особенности мотивации, убеждений и ценностей сотрудника влияют друг на друга.
Типология ценностей Шпрангера выделяет 6 типов личности (индивидуальности):
Теоретический тип личности: научное познание как поиск закономерностей.
Экономический или утилитарный тип личности: практический смысл и материальная выгода как здравая польза и целесообразность.
Эстетический тип личности: красота и гармония, творчество как средство самовыражения.
Социальный тип личности: бескорыстное служение обществу как проявление созидательной любви к людям.
Политический или индивидуалистический тип личности: власть и признание как средство достижения значимых результатов.
Традиционный тип личности: смысл жизни как высшая истина и общепринятые принципы жизнедеятельности.
Если мы знаем, на какие объективные ценности ориентирована личность, мы можем определить, что будет лучшей мотивацией для этого человека. В результате сформируется довольно четкая картина того, на чем основано поведение руководителя и почему он принял — или примет — то или иное решение.
Оценка производится на основании психологических тестов.
* Не стоит думать, что руководитель должен иметь обязательно экономический или политический тип личности.
Для чего подходит методика?
Результаты можно использовать:
- для оценки эффективности руководителей среднего и низшего звена, понимания их мотивов, подбора наиболее подходящего подхода к человеку и разработки системы поощрения;
- для понимания причин каких-либо конкретных ситуаций (конфликтов, воровства и различных манипуляций) и выбора наиболее эффективных средств для их устранения;
- для выявления наиболее подходящей для испытуемого должности, на которой он сможет достичь максимальной эффективности и которая принесет ему моральное удовлетворение.
DISC — оценка мотивации и поведения
Эта методика — на сегодняшний день одна из самых адекватных и широко используемых по всему миру — основана на исследованиях швейцарского психиатра Карла Юнга и американского психолога У. Марстона. При исследовании поведенческих особенностей личности они выделили четыре основных поведенческих фактора:
D (Dominance) — доминирование как реакция человека на трудности и проблемы. Высокий показатель этого параметра свойственен людям, которые любят принимать решения и действовать.
I (Influence) - влияние при взаимодействии с окружающими. Людям с высоким показателем I свойственна оптимистичность и жизнерадостность.
S (Steadiness) — постоянство. Этот параметр характеризует реакцию человека на изменения. Люди с высоким показателем S негативно относятся к резким изменениям и предпочитают стабильность.
C (Compliance) — следование/соответствие правилам и процедурам. Люди с высоким показателем С склонны строго следовать инструкциям и правилам.
Этот инструмент позволяет оценить особенности как естественного (врожденного), так и адаптированного поведения человека (тех изменений, которые формируются под воздействием внешних обстоятельств). Реализуется также с помощью тестов.
Для чего подходит методика?
Для анализа своего стиля управления и выбора наилучшей стратегии и тактики (в том числе и при самостоятельной оценке).
Различные комбинации и степени выраженности факторов DISC позволяют с высокой долей достоверности определить:
- каким образом и в какой степени манера данного человека вести себя способна измениться при желании;
- какие факторы могут ограничивать его эффективность;
- каков его вклад и влияние на работу команды.
Если проводить психологические тесты вам сложно или некогда, вы можете использовать более простую методику. Чтобы сделать оценку по методу 360°, не нужно привлекать команду психологов, достаточно хорошего эйчара.
360 градусов
Еще один метод оценки, широко используемый с начала 2000-х годов в десятках стран по всему миру (включая Россию). В его основе лежит сбор мнений о руководителе (и остальных сотрудниках) из четырех взаимодействующих с ним источников —
- коллеги,
- подчиненные,
- клиенты (внутренние и/или внешние)
- и руководитель более высокого ранга.
Этот метод, который включает также блок самооценки, позволяет увидеть себя со стороны и соотнести субъективную и объективную информацию о человеке.
Оценка по методу 360 градусов проводится по списку компетенций (например, инициативность, навыки лидерства, конфликтность, особенности принятия решений и др.), подобранных в соответствии с должностью оцениваемого. Большой плюс этого инструмента — адаптируемость под конкретную компанию, ее корпоративные ценности, цели и задачи. На основе анализа опыта самых неуспешных и успешных ее сотрудников составляется перечень компетенций и шкала их выраженности для оценки.
Метод подходит только компаниям с высоким уровнем доверия к руководству и HR-службе, где царит демократичная корпоративная культура (на деле царит, а не только на бумаге). Если же в организации преобладает авторитарный стиль управления, жесткий контроль, организационные наказания и дистанцированное от коллектива руководство, использование метода 360 градусов достоверную оценку обеспечить неспособно.
Проводить исследование лучше в электронном виде — это экономит время и не отрывает сотрудников от дела. Для сбора информации можно использовать закрытые рабочие группы или чаты в системе управления компанией.
Для чего подходит методика?
Полученная информация позволяет:
- определить потребности в развитии личной и профессиональной эффективности, с составлением индивидуальных планов развития;
- распределить бонусы на основе оценки результатов работы;
- формировать кадровый резерв путем выявления перспективных сотрудников.
Подведем итоги
Оценка личной эффективности — это способ узнать, насколько желаемое соответствует действительному.
Все представленные инструменты требуют калибровки под ваши цели и задачи. Это особенно важно на подготовительном этапе — для определения приемлемых результатов, подходящей шкалы оценки и ее настройки, а также дальнейших шагов, которые нужно будет предпринять при том или ином результате.
Все действительно полезные методики показывают не только наличие тех или иных качеств, но и степень их проявления: недостаточно знать, что у вас есть, нужно понимать, что вами движет и какие ресурсы вы можете использовать в работе
Оценивать личную эффективность нужно в динамике, то есть регулярно. Оптимальный срок — раз в год, но если нужно, то можно проводить оценку и чаще. Сравнив результаты разных периодов, вы увидите объективную картину:
- насколько вы успешны как руководитель,
- движетесь ли вы вперед или стоите на месте,
- какие качества нужно развивать в себе, чтобы добиться большего.
Без каких-либо исследований мы видим лишь ту точку карьерного пути, где находимся сейчас. Если же мы будем систематически проводить оценку эффективности и анализировать результаты, то получим полную картину: накопленный профессиональный багаж, скрытый потенциал и дальнейшие перспективы. И тогда знание своих ресурсов и компетенций будет той основой, на которой вы сможете построить карту дальнейшего профессионального продвижения.
Советы самым внимательным читателям
Если вы дочитали статью, значит вам небезразличны собственные успехи и важна работа ваших сотрудников. Вот пара мыслей, которые помогут вам использовать наши рекомендации с толком:
- Ни в коем случае не обсуждайте промежуточные результаты, не рассказывайте одним, какие оценки получили другие. Заранее проговорите это с исполнителями — сведения не должны просочиться за пределы рабочей группы. Результаты нужно обсуждать персонально, а меры принимать взвешенно, иначе вы растревожите коллектив.
- Чтобы исследования не становились предметом острого волнения в коллективе, проводите их регулярно — к ним просто привыкнут, а вы будете видеть изменения в динамике.
- Если вы провели исследования и демонстративно по итогам приняли радикальные меры — например, уволили или переместили кого-то — ждите волнений. И второй раз эти исследования будут встречены очень настороженно.