Как отличить сову по жизни от лентяя и что с ними всеми делать
Работает по ночам рядом с кофемашиной. Раньше 12 утра приходить в офис никак не хочет. Но всю работу вроде делает. Уволить жалко, заменить некем. Что это? Типичный хронобиологический конфликт: совы бьются за право приходить на работу после обеда, а жаворонки пытаются это вредное стремление искоренить.
И почему-то начальство — всегда жаворонок.
На заводе или при круглосуточной работе сервиса эту проблему решают просто: можно выбрать вечернюю или ночную смену. А как поступают в IT-компаниях?
Катерина Логвинова, директор по коммуникациям CMS Magazine & Рейтинг Рунета, спросила руководителей разных компаний, предлагают ли они особые условия ценным специалистам-совам и какие рекомендации дают тем, кому сложно адаптироваться к общему ритму. А мы добавили комментариев и советов.
Жесткий подход или гибкий график?
— Нам начинают звонить на офисный телефон даже раньше, чем у нас официально начинается рабочий день. Часть наших клиентов работает в других часовых поясах, особенно это актуально для тех, кто расположен за Уралом: когда мы приходим на работу, у них наступило время обеда. Утром они аккумулируют вопросы и затем ожидают, когда две столицы проснутся и выйдут на связь, — для них это привычное положение вещей. Работая в таком режиме, заставлять ждать этих клиентов дополнительно — просто потому, что менеджер сова, — недопустимая роскошь, — рассказывает Инга Таирова, заместитель директора по развитию интернет-агентства Bquadro.
На это совы традиционно возражают: Так не все же работают с клиентами! Пусть менеджеры трудятся с 8 до 17, а остальные — когда у них голова лучше всего думает!. Но если разрешить свободное посещение кому-то одному, рано или поздно того же попросят другие. Коллективом, который работает в едином ритме, управлять как-то легче.
— У нас в компании работает около 30 человек, и все совершенно разные: конечно, есть те, кто любит поспать, но у нас нет свободного посещения. — говорит Андрей Морозов, генеральный директор компании Евросайты. — Нам очень важна работа всей команды на максимальной отдаче. Если все будут приходить, когда они хотят, то это будет бардак, который не приведет ни к чему хорошему. Если человек систематически опаздывает, то мы просто увольняем его, какой бы он хороший специалист бы не был.
Иногда, в виде исключения, сотруднику могут позволить чуть передвинуть начало и конец рабочего дня. Но даже это делается с оговорками и с учетом жестких правил:
— Человек сам выбирает удобное для работы время, которое строго фиксируется за ним, — делится опытом Виктор Пермяков, генеральный директор студии Vikiweb. — Все более чем прозрачно – выбрал для себя начало работы в 11:00, будь добр не опаздывать и отработать те 8 часов, которые положено.
Это помогает нам сохранять высокий уровень производительности, не теряя лояльности команды.
Удаленная работа без иллюзий
А зачем мне вообще офис? Пойду-ка я на удаленную работу! — эта идея кажется совам воистину идеальным решением проблем.
Но очень часто — лишь до тех пор, пока человек не попробует реальную удаленную работу — ту, которая не только приятная, но еще и круглосуточная.
Так что фрилансеру приходится быть самому себе строгим директором. Жесткий график становится спасением от переработок, вне офиса наступающих как-то незаметно (ну еще только час ночи, я просто отвечу на одно письмо…).
Если же вы работаете удаленно в компании, то четкие временные рамки просто необходимы. Если удаленные сотрудники одной компании находятся в разных часовых поясах, они рискуют вообще никогда не познакомиться — если бы не координация работ. А руководителю приходится тяжело, учитывая, что в 16:00 у одних сотрудников работа только началась, а у других — уже закончилась.
Как этого избежать, объясняет Дмитрий Логинов, директор дизайн-студии и интернет-агентства Четвёртый Рим:
— В нашей студии работает достаточно большое количество удаленных сотрудников, причем из разных часовых поясов. Например, в службе администраторов, обеспечивающих мониторинг серверов 24/7, есть сотрудники, у которых день, когда у нас ночь, хотя это скорее исключение из правила.
Так как разработка — это командная работа, тоу нас действует правило для удаленщиков: в каком бы часовом поясе не находился сотрудник, с 11:00 до 17:00 по Москве он должен быть доступен онлайн, а остальное время распределять по своему усмотрению.И все подстраиваются под эти ограничения, благо они достаточно гуманные. Для штатных сотрудников — в офисе нужно быть не позднее 10:00, что, в основном, позволяет совам успеть проснуться и быть в форме. Обнинск — небольшой подмосковный город, поэтому на дорогу уходит немного времени. ;-)
Вы уже догадались, как поступают самые дальновидные совы? Они ищут вакансии, где рабочее время совпадает с их биоритмами. Это вполне реально, если учитывать разницу часовых поясов.
Найти удаленную работу там, где время идет на 7 часов вперед или на столько же отстает — не так сложно, как кажется. Механику такого сотрудничества объясняет Алексей Волков, генеральный директор агентства Digital.Tools:
— Все сотрудники нашей компании работают по московскому времени, даже те, которые находятся в очень неудобном для этого часовом поясе. Мы работаем с московским клиентом, рабочий день которого, как правило, начинается в районе 10 утра и заканчивается в 6-7 вечера. Причем часто к вечеру усиливается активность в виде входящих писем, когда у клиентов появляется свободная минутка написать обратную связь и дать новую задачу.
Владивостокские сотрудники работают в соответствии с московским часовым поясом с 10 до 18. То есть,когда в Москве 5 вечера, во Владивостоке полночь, я могу совершенно спокойно взять и позвонить и поговорить со своим сотрудником. Мы прописываем это в условиях вакансии — полный рабочий день по московскому часовому поясу.
У нас есть сотрудники, которые работают не на полный рабочий день, а на сдельной оплате. Они, конечно, могут работать в том режиме, который для них комфортен, потому что к ним нет такого требования быть постоянно на связи.
К остальным сотрудникам, которые работают на полный рабочий день, мы предъявляем требование оперативного ответа: в течение 5 минут я рассчитываю получить ответ, реакцию, какое-то действие на срочное письмо. Поэтому все работаем с 10 до 18, независимо от того, сова или жаворонок сотрудник.
Управление требует дисциплины
Все наши проблемы — оттого, что руководители сплошь жаворонки! Им не дано нас понять, поэтому они пытаются нас переделать! — этот эмоциональный аргумент тоже звучит в спорах. И легко опровергается — живыми руководителями-совами, вполне понимающими своих подчиненных.
Своим опытом делится Артем Полторанин, руководитель ReadyScript lab:
— Сам я отношусь к совам. Работаю в основном по ночам. К другим графикам адаптируюсь, употребляя много кофе. Я стараюсь не планировать никаких серьезных дел или встреч на то время, когда не могу выжать из себя максимум эффективности. Просто знаю свои особенности и учитываю их в процессе работы.
Если сова просит разрешения приезжать на работу позже остальных, все будет зависеть от того, кто просит. Я, скорее всего, пойду навстречу, особенно, если сотрудник уже зарекомендовал себя, как профессионал. Но пойду на это при соблюдении двух условий: такой индивидуальный режим не нанесет ущерба взаимодействию с остальной командой, а сам сотрудник имеет высокий уровень ответственности для выполнения своих задач.
Чтобы проиллюстрировать нашу ситуацию, приведу пример. У нас был программист, который работал исключительно по внутренним задачам, его цель была сдавать точно в срок определенный объем. Если такая задача решается, сроки соблюдаются или у меня был положительный опыт общения с таким сотрудником-совой, то я готов буду согласовать индивидуальный график. Мне нужен результат.
Руководители-совы успешно работают и идут навстречу своим сотрудникам. И это — одно из доказательств, что всемирного заговора против сов не существует.
Как перевести внутренние часы?
Хронотип человека (именно так это называется в науке) зависит от генетики на 53%. И еще на 47% — от социальных факторов, то есть от воспитания, требований общества, трудовых традиций. Например, у вахтовых рабочих распорядок дня меняется в зависимости от образа жизни: в смене они работают с 8 утра до 6 вечера, а дома в отпуске могут бодрствовать до 3-4 утра.
Физиологически мы все настраиваемся примерно одинаково: наша сетчатка реагирует на изменения освещенности после восхода солнца. Но пример тех же вахтовых рабочих — или сезонных, меняющих часовые зоны, — доказывает, что биологическое время в разумных пределах синхронизируется с социальным.
Грамотные руководители это знают — и дают подчиненным возможность аккуратно подводить часы по мере необходимости. Как это выглядит, рассказывает Алексей Соловьев, директор по развитию рекламного интернет-агентства X10:
— Я сам сова, но это не мешает мне вставать каждый день в 6.00. При этом в один из выходных я обязательно даю себе возможность выспаться. Мне кажется, тут дело больше в ответственности, самоорганизации и дисциплине.
Жаворонкам проще просыпаться и сразу окунаться в работу. Совам сложнее, им требуется время для разогрева. Если человек не выспался, эффективность от его работы стремится к нулю.
Я – сторонник строгой дисциплины. В моей практике бывали случаи, когда из-за систематических опозданий сотрудника приходилось увольнять. Тем не менее, если есть необходимость, мы всегда находим с сотрудником компромисс.
Можно повысить эффективность работы всего офиса с самого утра. Для этого мы используем следующие хитрости:
- интерьер офиса выполнен преимущественно в белых тонах,
- очень хорошее яркое освещение,
- натуральный кофе,
- проветривание помещения перед работой,
- понижение температуры на несколько градусов,
- большие окна, через которые проходит солнечный свет.
Так как же отличить сову от сони?
Как определить, истинная сова перед вами или сотрудник просто хочет спать до обеда? Поговорите с ним о рабочем процессе. Если человека действительно посещают ночью интересные мысли — он этим поделится (говорить о своих сильных сторонах всегда приятно). Если ему мешают не гениальные идеи, а 40 непросмотренных видео на youtube — нет смысла делать скидки и двигать графики.
Научные методы для выявления сов и жаворонков разрабатывают хронобиологи. На предприятии проще всего использовать тест Хорна-Остберга. Это вопросник, который заполняется самостоятельно за 20-30 минут. Но держите в уме: тест показывает, когда человеку психологически удобнее спать и бодрствовать.
Характер суточной активности критичен при интенсивных нагрузках. Если они приходятся на период минимальной бодрости, то подчиненный вряд ли справится с ними хорошо. На период наибольшей работоспособности нужно отложить самые трудные задачи. С утра непроснувшаяся сова вполне может заниматься рутиной и несложными коммуникациями. Так поступают и жаворонки — рутина, не требующая большого интеллектуального напряжения, сдвигается на конец дня.
— Например, я – жаворонок и обычно прихожу в офис до 8:00, чтобы разгрести важные дела, не отвлекаясь на внешние запросы, — рассказывает Анатолий Денисов, главный редактор CMS Magazine. — Естественно, примерно к 16:00-17:00 пик моей работоспособности ощутимо снижается. А вот наш директор по коммуникациям, наоборот, ярко выраженная сова.
Ее рабочий день зачастую начинается уже после полудня. Но это не мешает нам находить возможность для обсуждения горячих рабочих тем в удобное для всех время. Поддержу некоторых спикеров выше и скажу, что главное – это результат.
У нас не такой большой коллектив, чтобы бояться потерять контроль над конкретным сотрудником. Все люди на виду, приоритеты по срокам и важности задач определяются изначально. При этом нам повезло, все наши сотрудники – довольно ответственны и пунктуальны. Поэтому мы не боимся экспериментов и готовы идти навстречу в определенных ситуациях.
Предлагаем совам лучший режим труда
Самые главные заговорщики — хронобиологи — уже установили, что у сов три пика интеллектуальной активности. Один, конечно же, ночной: с 11 вечера до часу ночи (и потом уже нужно спать). Но, кроме него, есть еще два — и совсем не в темное время суток! Дневной пик приходится на время с 13.00 до 14.00, а вечерний — с 18.00 до 20.00. И это совпадает с типовым рабочим днем.
Теперь можно предложить подчиненным компромисс, который устроит всех. Расскажите сторонникам теории заговора всю правду: что у сов более высокие адаптационные возможности и они подстраиваются под другой ритм легче, чем жаворонки (скорей всего, поэтому заговор и возник — из зависти). Пиков работоспособности у жаворонков всего два, поэтому совы в более выгодном положении. Они могут распределить свою нагрузку так, как им удобнее: запланировать совещание или сдачу проекта на конец общего рабочего дня, провести важную сделку или мозговой штурм в обеденное время и показать наилучший результат.
В утренние часы у сов страдают внимание и координация — это научный факт. Но никто не запрещает в это время заниматься рутиной, где не нужна предельная концентрация. Разбор текучки становится своего рода врабатыванием — человек постепенно входит в рабочий ритм и движется от простых задач к более трудным в соответствии с подъемом работоспособности.
Умное планирование трудового дня — лучшее доказательство, что хронотип и всемирный заговор не помеха успешной работе. При одном условии — человек объективно оценивает свою нагрузку и свою производительность и не поддается внутреннему голосу, который постоянно намекает, что пора бы отдохнуть.
Спонсор этой истории — Битрикс24. Мы помогаем координировать работу при любом графике.
Битрикс24: объединяем сов и жаворонков в работоспособную команду.