Откуда пришли и как работают метафорические карты в бизнесе
Добрый день, Игорь. Расскажите о том, как в вашем арсенале появился такой инструмент как метафорические карты?
В этих картах сложились два моих увлечения.Во-первых, я очень рано увлекся различными креативными технологиями и то, что сейчас называется модным словом лайфхак. В мое время это просто были советы, увеличивающие эффективность твоей жизни. Во время моего детства еще не было ни компьютеров, ни калькуляторов зато были два инструмента – формулы быстрых действий – возведения в квадрат или как быстро сложить числа и очень забавный инструмент – логарифмическая линейка. Был еще арифмометр «Феликс», но простым смертным он был не доступен и даже не в каждой бухгалтерии он был. Так вот эти инструменты позволяли быстро считать, а значит и быстро решать задачи, а раз так – то у меня появилось свободное время.
А во-вторых, когда в начале 90х мы пришли в бизнес, мы не знали ответов почти ни на какие вопросы, которые возникали в нем и решали их часто интуитивно, как нам казалось правильно. Тогда у нас появилось небольшое объединение таких начинающих предпринимателей, на встречах мы обсуждали различные варианты решения бизнес задач. У нас это называлось «побросать мячик о стенку» и по отскоку понять что и как нужно делать.
И вот в тот момент я вдруг стал обращать внимание, что очень многие ответы появляются случайно – вроде того, что ты шел по улице, споткнулся, увидел какую-то картину и вдруг включился механизм поиска решений и вот оно – решение.Потом, когда я уже начал заниматься консалтингом, я начал использовать этот механизм. Мне задавался вопрос, я искал картинку – благо в то время появилась масса таких интересных сервисов, когда задав слово можно получить несколько картинок. И вот я начал использовать эти картинки чтобы вызвать у спрашивающего определенные ассоциации с вариантами решений. И я увидел, что это продвигает в поиске решения гораздо больше, чем просто задавание вопросов типа «а чтобы вы сделали…»
Прошло еще какое-то время и я обнаружил, что есть картотека для творчества – на которой написаны некие фразы, которые нужно применить именно к творчеству. Я перевел их на русский и начал использовать для решения бизнес задач – это был просто фурор! Непрямая ассоциация работала как запал у гранаты – она снимала ограничения в восприятии задачи и решения получались очень эффективными…
И в какой то момент, когда я в очередной раз подошел к теме использования креативных методик для решения бизнес задач, я дополнил слова картинками – часто эти картинки не имели никакого отношения к фразе, иногда они более детально раскрывали ее, но в любом случае возможности этого инструмента очень усилились.И я решил, что пора превращать это в полноценный креативный инструмент.
А в чем его особенности и преимущества перед другими инструментами?
Основные особенности именно метода метафорических карт состоят в том, что во первых, тут присутствует элемент случайности. Это очень важный момент. С одной стороны, вы передаете часть ответственности – причем большую часть – другому человеку – мне. То есть я вытаскиваю карту и мы начинаем решать вашу задачу. Вы перестаете мыслить категорией «мне срочно нужны клиенты», а начинаете думать в другом ключе, о котором не догадывались еще пять минут назад. С другой стороны, эта случайность – это мостик от вас к бесконечной вселенной. В этот момент вселенная дала нам такой вариант решения, точнее не решения, а такую подсказку для решения, значит кто то там наверху решил, что именно сейчас нужна именно такая подсказка.Эти моменты влияют на то, как мы решаем вашу бизнес задачу.
Вторая особенность состоит в том, что мы используем обе половины вашего мозга. Ведь как обычно происходит обсуждение бизнес задач? – с помощью цифр и логики. А этот метод позволяет добавить к этому еще и креативное правое полушарие. Точнее даже именно с этого полушария мы и начинаем нашу работу. В результате появляются решения, которые раньше просто не могли появиться.
Третья особенность – это непрямые ассоциации. Это очень сложный момент. Как мыслит большинство людей – нарисована корова – значит будем думать о корове. Как повысить продажи с помощью коровы? – наверно нужно разводить коров, потом продавать молоко и мясо. Это прямые ассоциации. А непрямые могут привести к тому, что корова – это ферма – давайте выращивать своих клиентов на ферме. Это вполне реальный кейс. И только один пример…
Следующая особенность состоит в том, что не смотря на активное участие правого полушария в работе я умею заземлять, точнее залогинивать любые творческие порывы, так как обладаю достаточно обширными знаниями в бизнесе. Это позволяет мне направлять вас в конструктивное русло и оставаться в парадигме бизнеса. Хотя всегда можно «сорвать стоп кран» и погрузиться в творчество, после чего заняться поиском алмазов в созданном.
И еще одна особенность этой методики – это диалог. Это не я ищу ваше решение, я только направляю вас, но окончательное решение – это ваше творчество. Это очень важно, потому что именно в момент, когда вы понимаете, что это ваше решение, вероятность воплощения его в жизнь возрастает многократно.
Спасибо, Игорь, за очень тщательный рассказ о методике.Осталось спросить сколько времени занимает работа по поиску решения и как с вами можно связаться, чтобы записаться на сессию?
Есть несколько вариантов работы.Самый простой – это диалог в прямом эфире. Вы мне задачку, я вам – карту и мы вместе начинаем искать варианты решения. На это уходит минут двадцать, максимум полчаса. Это очень затратно по энергетике с обеих сторон.И есть вариант, когда я получив от вас задачу и вытащив карту готовлюсь к работе, набрасываю варианты для дальнейшего обсуждения. На это уходит около часа.Записаться на сессию можно у меня на сайте и на страничке в фейсбуке – стучитесь и мы договоримся.